Как McLaren завоевала 12 рекордных побед на Гран-при Бразилии
Бразильский этап всегда был особенным для McLaren: здесь команда добыла рекордные 12 побед, покорив как легендарный Интерлагос, так и равнинную Жакарепагуа. С 2012 года триумфы сменились засухой, но история полна ярких дуэлей, тактических шедевров и домашних триумфов. Погружаемся в хронологию успеха «папайевой» команды.
Интерлагос 1974 – Фиттипальди празднует дома
Сезон 1974 McLaren начала мощно: Денни Халм выиграл в Буэнос-Айресе, а Эмерсон Фиттипальди взял верх на родной, извилистой, пыльной и ухабистой трассе Интерлагос длиной 7,96 км. На пути ко второму титулу бразилец завоевал одну из двух поул-позиций команды в году, опередив Карлоса Рейтеманна из Brabham на 0,24 с. Аргентинец лидировал впереди Ронни Петерсона из Lotus, но мягкая резина подвела – он вылетел из очковой зоны. Завязалась борьба Петерсона с Фиттипальди, и уроженец Сан-Паулу вышел вперед на 14-м круге. Экс-напарник вскоре получил прокол. Фиттипальди уверенно вел пелотон, пока ливень не заставил дирекцию гонки досрочно показать клетчатый флаг. Из-за ошибки стюардов Фиттипальди и Клей Регаццони из Ferrari проехали на круг больше остальных.
Жакарепагуа 1984 – Лауда дарит Просту победу
Спустя десятилетие Формула-1 перебралась в Рио-де-Жанейро на плоскую Жакарепагуа – Интерлагос отвергли из-за безопасности. Первые четыре гонки выиграли Ferrari, Williams, Renault и Brabham, а в 1984-м пятым стал McLaren. Действующий чемпион Нельсон Пике стартовал седьмым после вылета и отказа мотора в квалификации. Элио де Анджелис из Lotus взял второй в карьере поул, на полсекунды быстрее Микеле Альборето (Ferrari), Дерека Уорика (Renault) и Алена Проста (McLaren).
Старт подкачал де Анджелису – Альборето вырвался вперед, но итальянец вылетел из-за отказа тормозов. С шестого места мощно прорвался Ники Лауда, напарник Проста, агрессивно обойдя Уорика за два круга до того. «Казалось, ничего страшного, но удар был приличный!» – вспоминал британец о контакте машин. Лауда вел 26 кругов, пока отказ электрического разъема не выбил его из гонки. Уорик вышел вперед с отрывом в 29 секунд, но поврежденная в столкновении левая передняя подвеска Renault сдалась на 52-м круге. Просту оставалось довести болид до финиша с 50-секундным преимуществом над Патриком Тамбе из Renault.
Жакарепагуа 1985 – Прост идеально открывает чемпионский сезон
Следующий Гран-при Бразилии стал стартом первого титульного года Проста, но дался французу непросто. Он квалифицировался шестым, в 1,349 с от поула Альборето (Ferrari), между ними – машины Williams и Lotus. Найджел Мэнселл из Williams вылетел на первом круге, Прост обошел оба Lotus и вышел на третье место. Кеке Росберг лидировал на FW10, пока турбина не вспыхнула на 10-м круге. Альборето вернул лидерство, но под прессингом спокойного Проста уступил, и француз создал 28-секундный отрыв, который сохранил до финиша.
Жакарепагуа 1987 – Мастерство Проста в бразильской жаре
После двойного схода из-за моторов в 1986-м McLaren отыгралась в следующем году. В квалификации этого не скажешь: Мэнселл и Пике опередили всех на две секунды, оформив дубль Williams. Прост был пятым (+3,047 с), новичок-напарник Стефан Юханссон – десятым (+4,348 с). Пике лидировал впереди Айртона Сенны из Lotus, к восторгу публики, но 35-градусная жара перегрела оба Williams-Honda – бумажный мусор забил воздухозаборники радиаторов. Аналогичная напасть на McLaren Проста с мотором TAG Porsche повлияла меньше. Француз виртуозно берег технику – двигатель и шины – и финишировал первым с 40-секундным отрывом от Пике.
Жакарепагуа 1988 – Прост снова непревзойден
С доминированием Honda в MP4/4 Сенна легко взял поул – как часто бывало – на полсекунды быстрее Мэнселла (Williams) и Проста. Быстрый в поворотах FW12 с Judd без турбо проигрывал 30 км/ч на прямых и склонен к перегреву – отсюда ранние сходы Мэнселла и Риккардо Патрезе. Сенна столкнулся с проблемами коробки еще до старта, откатился назад и дисквалифицирован за смену шасси после прогревочного круга. Просту почти не было равных: он выиграл с 10-секундным отрывом от Герхарда Бергера из Ferrari.
Интерлагос 1991 – Сенна преодолевает проблемы с коробкой ради домашней победы
После побед Ferrari в 1989–1990 годах (последняя – заслуга Проста) McLaren вернулась к успеху на укороченном Интерлагосе, где Формула-1 гоняется до сих пор. Сенна взял первую домашнюю победу с поула, лидируя все круги. Но легко не было: на MP4/6 за 20 кругов до финиша пропала четвертая передача. Повезло, что главный соперник Мэнселл сошел из-за своей коробки в Williams. Сенна выиграл у Патрезе из Williams три секунды, хотя на 54-м круге отрыв достигал 42,5 с.
Интерлагос 1993 – Сенна сияет под сан-паульским ливнем
В 1992-м против могучего Williams Сенна был бессилен, но дождь в 1993-м дал шанс. Бразилец стартовал третьим, в двух секундах от поула Проста и в секунде от второго FW15C Деймона Хилла. На старте он ненадолго отобрал второе у Хилла, но боролся с Михаэлем Шумахером из Benetton, пока Williams уезжали вперед. Сенну разозлило наказание стоп-энд-гоу в 10 секунд за обгон под желтыми флагами – отставание от лидера выросло до 48 с, от третьего Шумахера – до 30 с. Затем хлынул ливень. Прост ошибся с радио, остался на трассе и врезался в Minardi Кристиана Фиттипальди. Впервые после исторического прецедента гонку нейтрализовал автомобиль безопасности. Завязалась захватывающая дуэль Хилла и Сенны на 20 кругов: бразилец победил благодаря виртуозному маневру внутри поворота Ferradura. Это стала 100-я победа McLaren в Гран-при – всего в трех от рекорда Ferrari.
Интерлагос 1998 – Гранд-слэм Хаккинена
Уверенная победа Мики Хаккинена с поула в 1998-м ознаменовала третий подряд дубль McLaren после финала 1997-го в Хересе и старта 1998-го в Мельбурне. Дэвид Култхард был близок в Альберт-Парке, но в Интерлагосе Хаккинен взял безоговорочный поул – 1.17,092, на 0,665 с быстрее напарника; остальные отстали минимум на секунду. В воскресенье McLaren доминировала, опередив третьего Шумахера на минуту. Култхард всю гонку держался в тени Хаккинена, но угрозы не создавал.
Интерлагос 1999 – McLaren побеждает надежность усилиями Хаккинена
Хаккинен выиграл вновь, но Шумахер дал серьезный бой. Как и в стартовой гонке, финн взял поул впереди Култхарда; Рубенс Баррикелло из Stewart неожиданно третьим, далеко впереди Шумахера. В Мельбурне дубль сорвался из-за двойного схода по техпричине. В Сан-Паулу Култхард заглох на решетке и сошел из-за коробки. Хаккинен потерял лидерство на четвертом круге из-за временной неполадки трансмиссии, откатился на третье, но надавил на Шумахера. Баррикелло замедлился после пит-стопа из-за мотора и сошел. Хаккинен пересидел Шумахера на пит-лейн, выиграв за счет четырех быстрых кругов на легкой машине перед дозаправкой.
Интерлагос 2001 – Култхард использует неудачу Монтойи
Гран-при Бразилии 2001-го по праву принадлежало Хуану Пабло Монтойе. Новичок Williams стартовал четвертым в в третьей гонке, между McLaren. Те провалили старт: Хаккинен заглох, Култхард пропустил Монтойю, а Ральф Шумахер откатился со второго на пятое. Автомобиль безопасности убрал болид Хаккинена. После рестарта Монтойя мощно обошел Шумахера и вышел вперед. К 38-му кругу старший Шумахер заехал на пит, Монтойя вел с шестисекундным отрывом от Култхарда – но в него врезался Йос Ферстаппен и выбил из гонки. Култхард заехал на 15 кругов позже Шумахера, пересидел его, пережил ливень, когда соперник потерял контроль на мокрой белой линии, и выиграл с 16-секундным отрывом. Только они финишировали на ведущем круге.
Интерлагос 2005 – Дубль McLaren не мешает титулу Алонсо
К 2005-му Интерлагос переехал в конец календаря. В том году гонка короновала Фернандо Алонсо из Renault, несмотря на дубль McLaren. Испанец опережал Кими Райкконена на 25 очков и сохранил 21, чтобы гарантировать титул. Он взял поул впереди Хуана Пабло Монтойи из McLaren; Райкконен пятый после ошибки в квалификации. Финн быстро разобрался с Дженсоном Баттоном из BAR и Джанкарло Физикеллой. После короткого автомобиля безопасности Монтойя использовал вылет Алонсо в первом повороте и захватил лидерство. Испанцу просто не хватило темпа: после пит-стопов он отстал на 25 секунд, но этого хватило для титула. Монтойя опередил Райкконена на 2,5 с под клетчатым флагом.
Интерлагос 2012 – Победа Баттона завершает эпоху успехов McLaren
Гран-при Бразилии 2012-го запомнился драматичным титулом Себастьяна Феттеля несмотря на аварию на старте, но стал последней победой Дженсона Баттона в карьере и McLaren до триумфа в Монце-2021. Команда захватила первый ряд: Льюис Хэмилтон на 0,055 с впереди Баттона. Оба боролись за лидерство в легкой сырости. Нико Хюлькенберг из Force India отобрал первенство на 18-м круге. Хэмилтон вернул позицию Баттону. Хюлькенберг держался, пока ошибка не пропустила Хэмилтона; шесть кругов спустя британец заблокировал колеса за отставшим Ковалайненом из Caterham, Хюлькенберг потерял контроль и врезался в McLaren. Баттон, отстававший на четыре секунды, унаследовал лидерство и довел гонку в переменчивой погоде, отобрав победу – и титул – у Алонсо.