За кулисами центра вещания Ф1
В тихом пригороде Лондона, на месте бывшего аэродрома Королевских ВВС, расположен один из самых засекреченных и технологически совершенных объектов Формулы-1 — Media & Technology Centre в Биггин-Хилле.
На окраине неприметного городка в зеленом лондонском районе Бромли тихо работает самая передовая в мире студия спортивного вещания.
Бывший аэродром и база истребителей Королевских ВВС Биггин-Хилл сегодня стал домом для Media & Technology Centre (M&TC) Формулы-1 — места, где действия совсем другого типа пилотов превращаются в телевизионную картинку для более чем 820 миллионов зрителей по всему миру.
M&TC Формулы-1 — это уникальный производственный комплекс, не имеющий аналогов. Центральный хаб управляет всем, что происходит на гоночных уик-эндах: от аудиовизуальной части (прямые трансляции с камер, радиопереговоры команд, виртуальная реклама под конкретные регионы) до телеметрии (преобразование 1,1 миллиона точек данных с каждого болида в графические элементы на экране). Здесь же размещены студия F1 TV и несколько комментаторских кабин.
Комплекс работает в паре с мобильным Event Technical Centre (ETC) — огромным передвижным центром вещания, который присутствует на каждой трассе. Между двумя объектами за уик-энд передается колоссальные 600 терабайт данных, а пиковая пропускная способность достигает 8,5 ГБ/с на старте этапа.
В недавно отремонтированном M&TC посетителей по коридору с экспозициями из недавней истории Ф1 ведут стрелки на полу. В конце открывается зона для гостей: за стеклянной стеной — огромная медийная рубка управления.
Это настоящая диспетчерская королевских гонок, галерея с передовыми технологиями, где темп работы не уступает происходящему на трассе, а количество экранов скорее ассоциируется с запуском космической ракеты.
Амбициозный ритм M&TC полностью соответствует происходящему на асфальте. Во время рождественских каникул 2021 года директор по IT Формулы-1 Крис Робертс вместе с глобальным технологическим партнером Lenovo решил кардинально повысить гибкость инфраструктуры, чтобы справляться с постоянно растущими нагрузками.
Из M&TC выходят два видеопотока: мировой фид — международная трансляция, которую получают более 180 территорий, и контент для F1 TV — стриминговый сервис с огромным выбором видео- и аудиоматериалов напрямую для зрителей.
Переход к такой схеме заставил по-новому взглянуть на роль комплекса. Раньше основная обработка и публикация происходили в мобильном ETC на трассе. Виртуализация вещания сделала Биггин-Хилл настоящим пультом дистанционного управления телевидением.
Директор по вещанию и медиа Формулы-1 Дин Локк объясняет: «Раньше это место называли "The Remote". Но мы быстро поняли, что теперь удаленным стал именно трек».
Пандемия COVID-19 тоже сыграла роль в ускорении технологической революции.
«У нас был долгосрочный план перейти на удаленное вещание через пять лет, но его пришлось сжать до трех месяцев, — вспоминает директор международного фида Фил Рорк. — После возвращения из Мельбурна и вынужденной паузы мы сосредоточились на разделении трансляции на две части: одна путешествует, вторая остается в Биггин-Хилле.
За три месяца мы все разделили, нашли подходящую технологию — стабильную платформу с минимальной задержкой между тем, что происходит здесь, и тем, что на трассе».
Для понимания: самая большая задержка — на этапе в Мельбурне — составляет всего 160 миллисекунд между действием на трассе и картинкой в M&TC. Бортовые камеры чуть дольше, поскольку обрабатываются иначе, но даже они передаются напрямую в Биггин-Хилл, минуя локальную обработку на месте.
Такой подход дает и экологические преимущества — в духе цели Формулы-1 достичь нулевого углеродного следа к 2030 году.
Виртуализация серверов и управления вещанием существенно снижает вес грузов ETC (а значит, сокращает выбросы CO₂ на каждой гонке) и устраняет риски повреждений оборудования от вибраций и перелетов.
Убрав ограничения локальной работы на трассе, централизованная модель позволяет IT- и продакшн-командам более тщательно развивать технологии современного вещания. Когда межсезонье становится все короче, такие оптимизации бесценны.
При всех разнообразных платформах потребления спорта в XXI веке главный мировой фид остается королем.
Его режиссер Фил Рорк несет огромную ответственность за создание повествования: он впитывает картинку с десятков камер, повторы, радиопереговоры и за уик-энд делает в среднем 5000 переключений.
«У нас всего один экран, чтобы рассказать всю историю, — говорит он из медийной рубки, где ряды мониторов показывают одновременно все действие гонки.
Вне гоночного уик-энда зал выглядит пустым — обычно каждое место занято специалистом, который помогает выстраивать драматургию. В полной загрузке главное — сохранять спокойствие.
«Бывает очень жарко, — признает Рорк. — На старте гонки творится хаос, уровень шума сильно растет.
Но я верю в спокойную атмосферу: кричать на людей бесполезно, это только ставит в невыгодное положение».
Формула-1 стремится к «нулевой вероятности сбоя», но это живой спорт, и непредвиденное случается. Редкий пример — первая практика Гран-при Мексики 2025 года, когда связь пропала из-за дорожных работ в Мехико.
«Здесь ты ничего не можешь сделать: экраны зеленеют — и всё, — вспоминает Рорк. — Это непросто, ведь команды и FIA зависят от нашей инфраструктуры.
Мы потеряли связь и вели трансляцию с трассы. У нас есть гибкость: всегда наготове переключиться на пресс-конференции, подиум и интервью после гонки».
Резервное восстановление (DR) отрабатывают каждую пятницу перед уик-эндом: высокоскоростной тест с переходом на спутниковое вещание из ETC на трассе с минимальными задержками.
Глубже в комплексе — радиорубка, центр обработки переговоров пилотов для мирового фида.
Прямой звук — золотая жила для создания истории гонки: помогает комментаторам и зрителям глубже понять стратегии и дарит любимые фанатами моменты.
Команда из восьми человек (продюсер радиопереговоров, редакторы, слушатели, транскрибатор) в 2026-м расширится до девяти из-за прихода Cadillac.
С опытом в звукорежиссуре и музыкальном продакшене они фильтруют какофонию из 20 одновременных разговоров с разными микрофонами в чистые, удобоваримые отрывки для режиссера Рорка.
Продюсер принимает молниеносные решения по сюжетной значимости. Переговоры делятся на три уровня: полная транскрипция с аудио; только аудио; только текст (например, классическое «Box, box» от инженера).
Цель — выдать сообщение в течение 15 секунд или на текущем круге, кроме повторов, обгонов и менее срочных реплик.
Как и во многих сферах, где технологии доминируют, в ближайшем будущем поможет ИИ: планируется внедрение инструментов для ускорения транскрипции. Но даже без них команда уже работает на впечатляющем уровне.