Техника. Секретные аэродинамические битвы Формулы-1
Несмотря на всё большее смещение акцента в сторону симуляций, аэродинамическая труба остаётся ключевым инструментом в проектировании и доработке болидов Формулы-1. Команды тратят миллиарды, чтобы получить хотя бы доли секунды преимущества, и именно в этих закрытых комплексах рождаются будущие чемпионы. В преддверии революционного регламента 2026 года разбираемся, у кого какие мощности и кто готов к новой эпохе лучше всех.
Аэродинамическая труба — дорогостоящий, но незаменимый инструмент. За годы команды неоднократно получали преимущество благодаря прогрессу в её эксплуатации и точности данных.
ФИА со временем существенно ограничила зависимость от труб: эпоха нескольких установок, работавших круглосуточно, давно в прошлом.
Граница была проведена в 2009 году с введением моделей масштаба 60%, которые используются до сих пор. С тех пор ограничения стали жёстче: теперь количество заездов зависит от позиции в Кубке конструкторов.
Эта скользящая шкала распространяется и на вычисления CFD. Худшие команды и новички получают максимум времени, чтобы сократить разрыв в пелотоне.
| Позиция в Кубке конструкторов | Процент разрешённого времени в аэродинамической трубе |
| 1 | 70% |
| 2 | 75% |
| 3 | 80% |
| 4 | 85% |
| 5 | 90% |
| 6 | 95% |
| 7 | 100% |
| 8 | 105% |
| 9 | 110% |
| 10 | 115% |
Цикличность Формулы-1 привела к тому, что многие команды отказывались от собственных труб в пользу комплекса Toyota в Кёльне.
Эти сверхсовременные мощности стали доступны после ухода японского производителя из чемпионата. Инвестировав в два туннеля и имея запас мощностей, Toyota начала сдавать их в аренду, чтобы окупить затраты.
Внедрение технологий вроде визуализации частиц и систем непрерывного движения дало командам более эффективный способ тестирования. Позже они доработали и встроили эти решения в свои комплексы.
Где они сейчас?
Со временем от Toyota начался массовый отток. Ferrari, McLaren, Williams и Aston Martin (тогда ещё Force India) в разное время работали там.
Cadillac, дебютирующая в 2026-м, выбрала именно кёльнский комплекс — отличный способ выйти на старт без строительства собственной инфраструктуры.
McLaren последней покинула TWG в середине 2023 года (арендовала с 2010-го) и теперь полностью полагается на обновлённую трубу в MTC.
Команда рассматривала строительство новой, но в итоге модернизировала старую, несмотря на ограничения по площади.
Результаты налицо: корреляция между симуляциями, трубой и трассой заметно выросла, что сразу отразилось на скорости.
Red Bull проходит аналогичный процесс, но строит совершенно новый комплекс рядом с заводом в Милтон-Кинсе, а не обновляет старый в Бедфорде.
В Red Bull его называют «реликт холодной войны». Текущая труба ещё послужит для машины следующего сезона, но новая уже в работе — обновления планируют выводить позже в этом году, а полная готовность намечена на 2027-й.
Aston Martin недавно переехала в собственный современный туннель в рамках расширения кампуса в Сильверстоне.
Ferrari, Mercedes, Alpine, Sauber/Audi и Williams используют свои трубы, все они в последние годы прошли серьёзную модернизацию. Большинство заменило бегущие дорожки на новые конструкции, чтобы повысить точность под текущий регламент.
Исключения, помимо новичка Cadillac, — Haas и Racing Bulls, у которых нет своих мощностей.
Haas работает в трубе Ferrari, а Racing Bulls недавно отказалась от аренды в Бистере и перешла на объект Red Bull, одновременно переместив аэродинамический отдел в Милтон-Кинс.