Битва за титул в Яс-Марине: комментарии топ-3 после квалификации
На трассе Яс-Марина завершилась последняя квалификация сезона 2025 года, определившая расстановку сил перед решающей битвой за чемпионский титул. Напряжение достигло предела: три претендента на корону заняли первые три места на стартовой решетке. Четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен за рулем Red Bull продемонстрировал мастерство, завоевав поул-позицию, в то время как пилоты McLaren Ландо Норрис и Оскар Пиастри расположились следом, готовые к атаке. Предлагаем вашему вниманию полный перевод интервью первой тройки, где гонщики поделились своими ожиданиями от предстоящего финала.
Пресс-конференция FIA после квалификации – Абу-Даби
Три претендента на титул обсуждают итоги финальной квалификационной сессии года.
- Макс Ферстаппен (Red Bull)
- Ландо Норрис (McLaren)
- Оскар Пиастри (McLaren)
ИНТЕРВЬЮ В ЗАКРЫТОМ ПАРКЕ
(Проводит Джеймс Хинчклифф)
Вопрос: Макс, прежде всего, поздравляю – 48-й поул в карьере. В третьем сегменте вы нашли невероятное количество времени на круге. Откуда взялась эта скорость?
Макс Ферстаппен: В Q2 я оставался на прикатанных шинах, и, думаю, те круги уже были вполне достойными. А затем, в финале квалификации, здесь, как вы знаете, температура трассы падает. Ты понимаешь, что можешь атаковать чуть агрессивнее, и именно это мы и сделали. Нам удалось отыграть немного времени, и, конечно, я невероятно счастлив оказаться первым. Это единственное, что мы можем сделать, верно? Единственное, что нам подвластно – попытаться выжать максимум из того, что имеем, и сделать с машиной все возможное. И нам определенно удалось это в квалификации.
Вопрос: Макс, условия в третьей практике сильно отличались от квалификационных. Насколько сложно вам и инженерам решать, какие изменения вносить в болид, зная, что при выезде на трассу в квалификации условия будут совсем другими?
Макс Ферстаппен: Да, приходится немного гадать, насколько улучшится состояние полотна. Конечно, температура заметно падает. Ты никогда не уверен на 100%, сработает ли это. Но я считаю, что изменения, которые мы внесли, определенно помогли мне чувствовать себя немного комфортнее в квалификации.
Вопрос: Ландо Норрис стартует с первого ряда. Вы, ребята, действительно пишете для нас сценарий – все трое стартуете: первый, второй, третий. Ландо, ты впереди одного соперника по чемпионату, но позади другого. Доволен ли ты своим выступлением? Оставил ли какой-то запас скорости нереализованным?
Ландо Норрис: Это тяжело. Макс отлично поработал, так что поздравляю его. Мы сделали все, что могли. Думаю, мой круг был довольно хорош. Я был вполне доволен. Так что да, конечно, разочарован тем, что не взял поул в последний уик-энд, но сегодня мы просто были недостаточно быстры. Придется попытаться сделать это завтра.
Вопрос: Подиум завтра гарантирует вам чемпионский титул. Является ли это целью? Думаете ли вы только о финише на подиуме, или по-прежнему нацелены на победу?
Ландо Норрис: Я не знаю. Придет время, и я подумаю об этом. Но сейчас я расстроен тем, что не на поуле, и я все еще хочу попытаться выиграть завтра. Так что цель будет именно такой.
Вопрос: И Оскар, отличная работа. Ты был очень быстр в первом сегменте, но немного не хватило в третьем. Как прошла сессия для тебя?
Оскар Пиастри: Да, думаю, все прошло неплохо. Круг в Q1 был хорош, приятно было наконец поймать ритм по ходу уик-энда. И, честно говоря, считаю, что последний круг в Q3 тоже был достойным. Там особо нечего было снимать. Просто сегодня нам немного не хватило скорости. Но да, это предвещает довольно захватывающий день завтра.
Вопрос: Квалификационный темп – это одно. Очевидно, гоночный темп – совершенно другое. Как думаешь, у тебя есть всё необходимое, чтобы обойти этих двух парней завтра и победить?
Оскар Пиастри: Узнаем завтра. Думаю, Макс выглядел очень быстрым на длинных сериях в этот уик-энд и, очевидно, очень быстр на одном круге. Но посмотрим, насколько фактор темпа сыграет свою роль завтра.
Вопрос: Макс, и напоследок снова к вам. Очевидно, победа – это по сути все, что вы можете контролировать, как вы и сказали. Есть ли смысл беспокоиться о том, что происходит позади вас, или только полный вперед на все 58 кругов?
Макс Ферстаппен: Узнаем завтра, не так ли? Посмотрим, что мы сможем сделать. Конечно, я постараюсь выиграть гонку, но где-то на подкорке я держу мысль, что нам нужно набрать много очков, чтобы все еще попытаться выиграть этот чемпионат. Так что нам понадобится немного удачи в том, что будет происходить позади нас.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Вопрос: Макс, отличная работа. Два круга, достаточных для поула этим вечером. Расскажите сначала о производительности. Насколько хороша была машина? Насколько чистыми были эти круги?
Макс Ферстаппен: Думаю, в целом в квалификации все ощущалось немного более цельно по сравнению с другими сессиями, где мне всегда казалось, что нам чего-то не хватает. Но затем, полагаю, финальные изменения настроек, которые мы сделали перед вечером, нам помогли. И по ходу квалификации мы приятно прогрессировали. В Q2 я, конечно, был на прикатанных шинах, и, честно говоря, был немного удивлен во время первой попытки тем, сколько держака на самом деле дали новые шины потом. Но да, круг уже был хорош, с небольшой помощью от Юки [Цуноды], который предоставил мне слипстрим. Это было очень любезно с его стороны – пожертвовать одной из своих попыток. А затем, на втором быстром круге, я не был уверен, смогу ли улучшить, именно из-за отсутствия того слипстрима. Но опять же, я просто нашел немного больше времени в поворотах, и это дало результат. Так что я доволен скоростью на одном круге в конце квалификации. Теперь, конечно, большой вопрос – сможем ли мы сохранить этот темп в гонке.
Вопрос: Ну, сможете ли? Вы сказали, что квалификация прошла лучше, чем тренировки. Есть ли у вас необходимый темп на длинных дистанциях?
Макс Ферстаппен: Надеюсь. Я действительно проехал много кругов в длинной серии, так что мы постарались подготовиться наилучшим образом. Вероятно, это лучшие ощущения, которые у меня были, но, конечно, посмотрим, будет ли этого достаточно.
Вопрос: Итак, огромная гонка завтра. Ваши соперники за титул находятся рядом с вами и прямо позади. Во-первых, насколько вы предвкушаете эту битву завтра?
Макс Ферстаппен: Конечно, я взволнован. Я с нетерпением жду этого. Я постараюсь выиграть эту гонку. Но, безусловно, вместе с этим мне все еще нужна небольшая помощь или удача, чтобы выиграть чемпионат. Посмотрим, как все сложится.
Вопрос: И как сильно вы будете мучиться сегодня вечером, просчитывая различные расклады? Будете ли думать о том, что именно нужно для победы в чемпионате?
Макс Ферстаппен: Думать об этом сегодня вечером? Нет. Разберемся завтра, не сегодня. Это как разговоры о стратегии: можно обсуждать ее час, два, а потом обычно после первого круга ты выбрасываешь план в мусорное ведро. Так что да, многое может сложиться в твою пользу, многое – против, и мы узнаем это завтра.
Вопрос: Ландо, перейдем к тебе. Ты минуту назад сказал, что разочарован отсутствием поула. Давай поговорим о третьем сегменте. Как вела себя машина? Как был твой ритм?
Ландо Норрис: Да. Думаю, Q1 и Q2 прошли не самым гладким образом. Своими кругами в Q3 я был, честно говоря, вполне доволен. Я чувствовал себя довольно хорошо. Казалось, что я выжал из болида многое сегодня, но этого просто оказалось недостаточно. Немного обидно, потому что хочется быть на поуле в финальной гонке года. Но у нас сегодня просто не было темпа. Я чувствовал, что достиг максимума с машиной, и должен быть этому рад. Конечно, я позади единственного человека, впереди которого хотел бы быть – это единственная причина для разочарования. Но в остальном я вполне доволен своими кругами, это был наш максимум.
Вопрос: Ты использовал два комплекта шин в начале сессии. Насколько это нарушило ход остальной части квалификации для тебя?
Ландо Норрис: Нет, не нарушило.
Вопрос: Давай перенесемся к самому Гран-при. Прежде всего, гоночный темп болида – что вы узнали на пятничной практике?
Ландо Норрис: Кое-что. Думаю, в пятницу мы были не в лучшем положении. С тех пор мы улучшились в нескольких областях. А гоночный темп, знаете, обычно у нас довольно сильный. Но, как сказал Оскар, темп Макса тоже был очень хорош. Так что да, думаю, глядя на сегодняшний день, мы были недостаточно быстры. Но, конечно, будем надеяться, что завтра сможем переломить ситуацию.
Вопрос: Как ты будешь балансировать между риском в этой гонке и защитой своего лидерства в чемпионате?
Ландо Норрис: Я решу, когда придется.
Вопрос: Оскар, в квалификации между тобой и Ландо была очень плотная борьба. Давай сначала поговорим о твоем темпе на одном круге. Насколько ты доволен?
Оскар Пиастри: Думаю, в целом, вполне доволен. Чувствую, что круг в Q1 был первым по-настоящему хорошим за уик-энд, и было приятно выдать его в нужный момент. И затем, думаю, круги в Q3 тоже были неплохими. Знаете, те крошечные нюансы, которые всегда есть на квалификационном круге, вероятно, присутствовали, но у меня не было ответа на темп Макса сегодня. Так что, в конечном счете, я вполне доволен. Хотелось бы большего, но у нас этого не было.
Вопрос: А доволен ли ты темпом машины на длинных отрезках?
Оскар Пиастри: Трудно сказать. Я не так много ездил на длинных сериях, очевидно, только во второй практике, но это выглядело нормально, без чего-то выдающегося. Так что да, хотелось бы, чтобы длинные отрезки прошли немного лучше, но мы здесь, и посмотрим, как будут меняться условия и трасса.
Вопрос: Очевидно, ты выигрывал чемпионаты раньше, как и Ландо в младших формулах. Есть ли что-то, чему ты научился в предыдущие моменты высокого давления, что поможет тебе завтра?
Оскар Пиастри: Да. Могут происходить забавные вещи. Вот чему я научился.
Вопрос: Собираешься достать попкорн и смотреть, как эти двое входят в первый поворот завтра, например?
Оскар Пиастри: Насчет первого поворота не знаю, но я попрошу кого-нибудь быть наготове.
ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА
Вопрос: (Скотт Митчелл-Малм – The Race) Вопрос ко всем троим. Основываясь на длинных сериях во второй практике и ощущениях от трассы сегодня, насколько, по вашему мнению, улучшилось сцепление по сравнению со вчерашним днем, и как это повлияет на требования к машине? Потому что многие говорили о гранулировании передней правой шины и деградации задних.
Макс Ферстаппен: Обычно состояние всегда немного улучшается. Это вполне естественно по ходу уик-энда. Но все же, думаю, у всех на длинных сериях гранулировалась правая передняя шина, и в то же время задние тоже не отдыхали. Так что да, думаю, мы все будем страдать от одного и того же, но кто-то чуть больше, чем другие.
Ландо Норрис: Макс все довольно хорошо подытожил. Думаю, состояние трассы, безусловно, всегда улучшается к квалификации. Вероятно, не так сильно, как мы могли бы подумать, учитывая вчерашний день и то, с какой топливной загрузкой мы работали и тому подобное. Время уже было в районе 1:23.0, кажется. Так что сегодня мы поехали не намного быстрее с гораздо меньшим количеством топлива. Поэтому я, возможно, надеялся на чуть большую производительность от нас в квалификации. Но в последнее время наши квалификационные выступления были тем аспектом, где мы немного отставали по сравнению с гонками. Так что да, как говорит Макс, думаю, все боролись с похожими проблемами. Но обычно люди стараются работать над этими вещами как можно больше перед третьей практикой и так далее. И, как правило, повышение уровня сцепления помогает перенести улучшения на воскресенье.
Оскар Пиастри: Да. Мне особо нечего добавить. Думаю, сцепление довольно сильно выросло. Полагаю, для всех ситуация была, вероятно, немного хуже, чем ожидалось. Посмотрим, как это будет выглядеть завтра.
Вопрос: (Карло Плателла – FormulaPassion.it) Вопрос к Максу. Вы упомянули улучшения, которые вы и команда сделали со вчерашнего дня. С какими основными трудностями вы столкнулись вчера при работе с машиной?
Макс Ферстаппен: Просто собрать все воедино. Иногда это избыточная поворачиваемость, иногда недостаточная. Все зависит немного от конфигурации поворота. И каждую сессию ты пробуешь разные вещи – что-то работает в плюс, что-то в минус. А затем, после тренировок, принимаешь решение, чего хочешь для квалификации. Это мы и сделали, и, в конце концов, большинство поворотов удалось пройти чисто.
Вопрос: (Фил Дункан – PA) Макс, в 2016 году, когда Льюис Хэмилтон пытался выиграть титул, он пробовал сдерживать Нико Росберга, подставляя его под пелотон, чтобы тот потерял несколько позиций. Рассматриваешь ли ты такую тактику на завтра и готов ли ты ее использовать? И Ландо, готов ли ты к тому, что гонка может быть не совсем простой в этом отношении?
Макс Ферстаппен: Да. Но тогда была и другая конфигурация трассы. Мне кажется, сейчас ты получаешь гораздо больше пользы от слипстрима на круге, так что, вероятно, сделать что-то подобное не так просто. Машины сейчас тоже совершенно другие по сравнению с теми временами. Мне казалось, что тогда было намного проще сдерживать соперника, потому что шины сильно перегревались, когда ты приближался вплотную. Помню, даже в 2016 году на некоторых квалификационных кругах нельзя было ехать в пол на первом секторе, чтобы сохранить шины живыми на последнем секторе – который как раз был здесь, например. Так что да, совсем другие времена. Я надеюсь, что гонка не будет простой, но надеюсь, что не по моей вине!
Вопрос: Ландо? Ты ожидаешь сложную гонку?
Ландо Норрис: Понятия не имею. Я ожидаю всего, так что подождем и увидим.
Вопрос: (Джулиан Линден – Herald Sun) Вопрос к Оскару. Ты спокойно относишься к командным приказам сейчас, если не сможешь победить? И если случайно так выйдет, что ты сделаешь что-то, что поможет Ландо выиграть чемпионат, как бы ты надеялся или ожидал, что он отблагодарит тебя или вернет долг в будущем?
Оскар Пиастри: Я не знаю. Рукопожатие было бы неплохо, наверное. Я не знаю. Я еще не... Я не знаю, что именно от меня ожидается. Но пока Ландо или Макс не пересекут финишную черту впереди меня, у меня все еще есть шанс выиграть титул. Так что да, посмотрим, как сложится гонка.
Вопрос: (Лоуренс Эдмондсон – ESPN) Оскар, ожидаешь ли ты, что эти разговоры состоятся завтра перед гонкой? Это нормальный процесс? И Ландо, ты упоминал в четверг, как много для тебя значит чемпионат – была ли какая-то разница в твоих ощущениях перед этой квалификацией?
Оскар Пиастри: Уверен, мы обсудим это. Да. Думаю, имеет большой смысл поговорить об этом до гонки.
Ландо Норрис: Нет. То есть, я всегда немного нервничаю перед квалификацией. Это скорее волнение, чем что-либо еще. Но, если не считать Q1, я чувствовал себя там довольно хорошо. Так что нет, ощущения были вполне обычными.
Вопрос: (Тим Хаурейни – TSN) Макс, какое место этот квалификационный круг, твоя финальная быстрая попытка, занимает в твоем личном рейтинге за все время, и был ли он близок к совершенству?
Макс Ферстаппен: Да. Ощущения были действительно хорошими, и, конечно, было довольно большое давление, попытка сделать все возможное. Вероятно, по ощущениям это было похоже на квалификацию 2021 года – тогда у меня тоже была очень хорошая квалификация здесь. Но мне это нравится. Когда давление максимально или когда действительно нужно показать результат, обычно я справляюсь, потому что мне нравится такой аспект. Но да, это было приятно. Ты всегда стараешься проехать наилучший возможный круг в квалификации. Иногда получается лучше, чем в другие разы. Думаю, в этот раз все вышло довольно хорошо.
Вопрос: (Люк Смит – The Athletic) Ландо, в преддверии Катара ты мог выиграть чемпионат там в воскресенье. Как тот опыт – с точки зрения нервов, подготовки к гонке – помог тебе подойти к этому уик-энду?
Ландо Норрис: Знаете, ощущения немного другие, просто потому что это финальная гонка года, а не из-за чего-то еще. В прошлое воскресенье я чувствовал себя вполне нормально. У меня не было реальных ожиданий, что я возьму чемпионат, потому что я стартовал третьим и просто особо не рассчитывал на это. Или вторым. Так что нет, я чувствовал себя хорошо тогда, чувствую себя хорошо и сейчас. Я чувствую себя комфортно и готов к старту. Кажется, у нас есть хороший план действий. Но, как сказал Макс, нельзя спланировать все. Так что нет, я в порядке. Я рад возможности завершить финальную гонку и отправиться в отпуск.
Вопрос: (Мэт Кох – PlanetF1.com) Двум пилотам McLaren: завтра высока вероятность того, что один из вас будет очень счастлив, а другой, возможно, чуть менее счастлив. Вы, ребята, обсуждали это?
Оскар Пиастри: Не думаю, что нужно обсуждать подобные вещи. Один из нас может выиграть свой первый чемпионат в Формуле-1 – очевидно, ты будешь праздновать это. Думаю, у нас более чем достаточно уважения друг к другу, чтобы оценить работу того, кто проиграет завтра, и будет только уважение в любом случае. Также было бы несправедливо ожидать от проигравшей стороны, что победитель не будет праздновать. Так что я не думаю, что нужны какие-то разговоры. Мы взрослые люди, и между нами достаточно уважения, чтобы понимать, что правильно.
Ландо Норрис: Да. Оскар хорошо сказал. Это не тот разговор, который необходимо вести, и я думаю, мы оба понимаем друг друга и достаточно уважаем один другого. Полагаю, мы оба понимаем, что никто не сделает ничего плохого, чтобы другой почувствовал себя хуже. Мы оба уважаем то, что делаем каждый уик-энд, каждую квалификацию, каждую гонку. Мы выходим на трассу и гоняемся вместе. Но то же самое и за пределами трассы – мы два разных парня, которые ладят, и это все, что нам нужно.
Вопрос: (Мария Гвидотти – GrainingF1.com) Ландо, два вопроса. Подписался бы ты сейчас под тем, чтобы финишировать завтра так же, как вы закончили сегодня? И в идеальной ситуации при подходе к сезону, что лучше с психологической точки зрения: быть охотником или добычей?
Ландо Норрис: Я не против ни того, ни другого. Думаю, я был в обоих положениях. Я чувствовал себя хорошо и там, и там. Я показывал результаты в обоих случаях. Так что да, меня не слишком беспокоит, быть охотником или преследуемым. Думаю, обычно быть тем, на кого охотятся, нормально, потому что у тебя изначально есть преимущество, так что это хорошо. И, конечно, я бы подписался под этим сейчас, но жизнь, к сожалению, не так проста. Поэтому я все равно пойду в завтрашний день, и мы все равно будем планировать, как выиграть гонку: за счет чистого темпа, стратегии или чего бы то ни было. Таков будет наш план на завтра, и именно так я хочу завершить сезон – стоя на вершине. Так что с этой стороны ничего не меняется.
Вопрос: (Джастина Голополосова - Momentum Racing) Насколько завтрашний день будет решен в первых нескольких поворотах? И готовы ли вы пойти на максимальный риск, если потребуется? Вопрос ко всем трем гонщикам.
Макс Ферстаппен: Идти ва-банк. Мне нечего терять. Так что для меня, конечно, я постараюсь выиграть гонку. Я буду обороняться. Если мне нужно будет атаковать, я буду атаковать, потому что, что может случиться? Ты либо второй, либо третий – либо ты побеждаешь. Это было бы фантастикой.
Ландо Норрис: Знаете, это не то, что решается сейчас, честно говоря. Это то, что ты увидишь и решишь перед стартом гонки и за пять метров до торможения в первом повороте. До тех пор, я думаю, каждый просто хочет выжать максимум для себя.
Оскар Пиастри: Да. То есть, с моей позиции, мне нужно, чтобы в гонке произошли определенные события для победы в чемпионате. Так что я буду ждать и смотреть, произойдут ли эти вещи.