Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 10, декабрь

Что такое Red Bull Junior Team? Взгляд на наследие Хельмута Марко в Ф1

Во вторник мир Королевских гонок всколыхнула новость: Хельмут Марко официально покинул пост спортивного консультанта команды Red Bull, должность, которую он занимал на протяжении 21 года. Значительную часть его работы составляло руководство программой поддержки молодых пилотов. Именно он подписывал контракты с юными дарованиями в надежде, что однажды они дорастут до Формулы-1 или других мировых чемпионатов. Безусловно, это одна из самых противоречивых академий, учитывая её беспощадный характер — Марко был известен тем, что без колебаний расставался с гонщиками, — однако почти половина пелотона сезона 2025 года вышла именно из стен Red Bull Junior Team. Эта система доказала свою эффективность, и огромная заслуга в этом принадлежит лично австрийцу. Давайте разберемся во всех тонкостях знаменитой кузницы кадров.

Что такое Red Bull Junior Team? Взгляд на наследие Хельмута Марко в Ф1

Что такое Red Bull Junior Team?

Red Bull Junior Team — это программа развития гонщиков, управляемая австрийским конгломератом Red Bull GmbH, наиболее известным своим брендом энергетических напитков. Официально она была основана в 2001 году с целью поиска и воспитания молодых пилотов, чтобы помочь им построить успешную карьеру в индустрии.

Суть работы заключается в том, что Red Bull находит талантливых ребят, начиная от Формулы-2 и заканчивая картингом, финансирует их выступления и поддерживает продвижение по карьерной лестнице в сериях с открытыми колесами, с конечной целью — попасть в Формулу-1.

Например, Себастьян Феттель впервые получил поддержку «быков» еще в картинге, а Лиам Лоусон присоединился к программе в возрасте 17 лет перед своим дебютным сезоном в Формуле-3. Кроме того, концерн владеет двумя коллективами в высшем эшелоне автоспорта: Red Bull Racing и Racing Bulls. Дебют бренда в Ф1 состоялся в 2005 году, после того как компания приобрела Jaguar Racing и заняла базу в Милтон-Кинсе.

Первыми юниорами, выступившими в Гран-при, стали Кристиан Клин и Витантонио Льюцци. В сезоне 2005 года они попеременно делили кокпит второй машины, выступая напарниками Дэвида Култхарда, перешедшего из McLaren и имевшего на тот момент 13 побед.

Дебютный год для команды не стал звездным — седьмое место в Кубке конструкторов, но уже в следующем сезоне компания расширила свое присутствие на стартовой решетке. Red Bull приобрела неконкурентоспособную Minardi, итальянскую команду, выступавшую в чемпионате с 1985 по 2005 год. Новые владельцы переименовали её в Toro Rosso (что в переводе с итальянского и означает «Красный Бык»), превратив в полигон для обкатки своих юниоров.

С тех пор, когда гонщик молодежной программы дебютировал в Формуле-1, это обычно происходило в составе команды из Фаэнцы. Если пилот впечатлял результатами, следовало повышение в основной состав.

С момента дебюта в 2006 году итальянская конюшня сменила несколько названий: имя Toro Rosso уступило место AlphaTauri (бренд одежды Red Bull) в 2020 году, а в 2024 году произошел ребрендинг в RB. С сезона 2025 года младшая команда известна как Racing Bulls.

Несмотря на смену вывесок, сестринский коллектив стал одной из самых успешных кузниц кадров в истории. Red Bull завоевала восемь титулов в личном зачете (Себастьян Феттель в 2010–2013 годах и Макс Ферстаппен в 2021–2024 годах) и шесть Кубков конструкторов (2010–2013, 2022–2023), побив множество рекордов, включая наибольшее количество побед в сезоне (21), самую длинную серию побед подряд (15) и рекорд по набранным очкам (860).

Однако далеко не каждый юниор добирается до вершины. Многие выпускники программы находят себя в других дисциплинах, будь то чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC), IndyCar или DTM.

Кто из пилотов Формулы-1 прошел школу Red Bull Junior Team?

Арвид Линдблад станет 18-м гонщиком Формулы-1, прошедшим через систему Red Bull, когда выйдет на старт в 2026 году. 18-летний британец станет напарником Лиама Лоусона в Racing Bulls после того, как Исаак Хаджар, 17-й выпускник академии, пошел на повышение в Red Bull.

У австрийского коллектива богатая история перевода пилотов из младшей команды. Первым этот путь проделал Себастьян Феттель в 2009 году, вскоре после своей сенсационной победы на Гран-при Италии 2008 года. Будущий четырехкратный чемпион мира стал катализатором для подобной ротации: Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен также перешли в главную команду прямиком из Toro Rosso. Учитывая, что Феттель и Ферстаппен завоевали с Red Bull по четыре титула, а Риккардо выиграл семь Гран-при, программу можно смело назвать успешной.

Но это также и крайне жестокая система. Если гонщик не показывает результаты сразу, его будущее оказывается под угрозой.

Пьер Гасли, к примеру, заменил ушедшего в Renault Даниэля Риккардо в 2019 году после сезона с небольшим в Toro Rosso. Однако француз был переведен обратно в команду «Б» всего через 12 гонок, так как испытывал серьезные трудности в сравнении с Максом Ферстаппеном. Его преемнику повезло не больше. Алекс Албон получил повышение в середине своего дебютного года, но был отчислен из основного состава спустя полтора сезона.

Этому предшествовал разочаровывающий сезон 2020 года, когда Албон финишировал лишь седьмым в чемпионате, уступив 109 очков Ферстаппену, ставшему третьим. В итоге тайско-британский гонщик остался без места в 2021 году, прежде чем вернуться с Williams в 2022-м.

Это не единственные примеры того, как быстро Red Bull принимает жесткие решения. Сезон 2025 года подарил нам, пожалуй, самый экстремальный случай. Лиам Лоусон начал год в качестве напарника Ферстаппена, но был переведен обратно в Racing Bulls всего после двух гоночных уик-эндов, в которых не смог набрать ни одного очка.

Лоусон и Албон также служат примером того, как юниоры Red Bull выступают в других сериях. В 2021 году оба они соревновались в DTM как напарники по команде AF Corse за рулем Ferrari 488 GT3 — новозеландец стал вице-чемпионом, а Албон занял шестое место.

Среди других примеров: Себастьен Буэми стал четырехкратным чемпионом WEC после трех лет в Toro Rosso. Аюму Иваса, еще один юниор «быков», завоевал титул в Суперформуле в 2025 году, а выступающий в IndyCar Каллум Айлотт был частью программы в 2015-м, хотя ни один из них так и не вышел на старт Гран-при.

В редких случаях Red Bull подписывает пилотов со стороны. Так, Серхио Перес заменил Албона в 2021 году и оставался в команде до конца 2024 года. Перес дебютировал в Ф1 с Sauber в 2011 году, не имея связей с брендом энергетиков, и за годы построил достойную карьеру, завоевав одну победу и 10 подиумов до перехода в Милтон-Кинс.

Однако его предыдущая команда, Racing Point, решила заменить его на Феттеля перед сезоном 2021 года. Перес остался без контракта, несмотря на то что занял четвертое место в чемпионате — лучший результат в его карьере на тот момент. Учитывая проблемы Албона, Red Bull оперативно подписала свободного агента Переса вскоре после финала в Абу-Даби 2020 года, так как на тот момент у них не было юниоров, готовых заменить Алекса.

Дэвид Култхард и Марк Уэббер также выступали за Red Bull, не являясь воспитанниками их системы, так же как Себастьен Бурде и Ник де Врис в Toro Rosso/AlphaTauri.

0 комментариев
Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.