McLaren хочет вернуть дозаправки после дисквалификации в Лас-Вегасе
Двойная дисквалификация McLaren в Лас-Вегасе заставила руководство команды задуматься о кардинальных изменениях в регламенте Формулы-1. Глава британской команды Зак Браун выступил с неожиданным предложением, которое может существенно изменить стратегическую составляющую гонок.
После того как обе машины MCL39 были дисквалифицированы в Лас-Вегасе из-за чрезмерного износа защитных пластин днища, генеральный директор McLaren Зак Браун заявил о желании увидеть возвращение дозаправок в спорт.
Это не обязательно предотвратило бы двойную дисквалификацию McLaren, но открыло бы возможности для большего количества вопросов, связанных с массой машин, стратегиями и, в конечном счёте, интригой.
В этом сезоне четыре болида были дисквалифицированы с Гран-при за чрезмерный износ защитной пластины: Ferrari Льюиса Хэмилтона в Китае, Sauber Нико Хюлькенберга в Бахрейне, McLaren Ландо Норриса в Лас-Вегасе, а также McLaren Оскара Пиастри.
Регламент гласит, что толщина защитной пластины должна составлять 10 мм с допуском плюс-минус 0,2 мм в новом состоянии.
Пластина естественным образом изнашивается в ходе различных сессий, включая гонки, но после проверки её толщина не должна быть меньше 9 мм. Измерения проводятся с помощью специализированного оборудования, при этом FIA оценивает износ в четырёх предварительно просверленных отверстиях в пластине. Каждое отверстие имеет диаметр 50 мм и глубину 10 мм.
Статья 3.5.9 технического регламента 2025 года гласит: «Толщина защитной пластины, измеренная перпендикулярно нижней поверхности, должна составлять 10 мм с допуском плюс-минус 0,2 мм и быть равномерной в новом состоянии. Минимальная толщина 9 мм допускается вследствие износа, и соответствие этому требованию проверяется по периметру обозначенных отверстий».
Ferrari Хэмилтона не прошла проверку в Китае, Sauber Хюлькенберга — в Бахрейне, а обе машины McLaren — в Лас-Вегасе.
Помимо этого, Ferrari Шарля Леклера не прошла проверку на минимальный вес в Китае — его SF-25 оказался на 1 кг легче минимально допустимых 800 кг. Alpine Пьера Гасли показал такой же результат. Оба гонщика также были дисквалифицированы.
Генеральный директор McLaren Зак Браун считает, что существует решение, однако весьма интригующее, которое не облегчит жизнь командам. Напротив, оно сделает всё значительно сложнее.
«Думаю, если бы мы вернули дозаправки, это было бы здорово», — заявил глава McLaren в интервью talkSPORT, продвигая свою книгу «Семь десятых секунды».
«Это сделало бы пит-стопы более значимыми, добавило бы ещё одно измерение, а также серьёзную стратегическую составляющую».
«С дозаправками вес играет огромную роль. Стартовать с полными баками и ехать долго? Или выехать лёгким для лучшего старта?»
«Это добавило бы множество измерений в стратегию, что, на мой взгляд, было бы увлекательно».
Дозаправки позволяли бы добавлять или убирать килограммы с болида в любой момент, что означало бы возможность ехать ниже к трассе, но проводить больше времени на пит-лейне или делать два пит-стопа, зато иметь лучшую прижимную силу. Либо ехать выше от асфальта и ограничиться одной остановкой, но при этом прижимная сила была бы меньше.
Формула-1 запретила дозаправки в 2010 году из соображений безопасности.
Дозаправки были важнейшей частью гоночной стратегии, когда вернулись на пит-лейн в 1994 году, но по мере того как команды расширяли границы возможного при дозаправках, несмотря на использование отсечных клапанов, произошло несколько заметных инцидентов, которые привели к повторному запрету дозаправок в 2010 году.
Хотя технологии продвинулись вперёд, всё ещё случались крайне рискованные моменты, такие как инцидент с Фелипе Массой в Сингапуре в 2008 году, когда он уехал с боксов с всё ещё подключённым заправочным шлангом.
FIA запретила дозаправки в 2010 году, но в последующие годы неоднократно звучали призывы к их возвращению, учитывая, что они добавляют совершенно новое измерение в Гран-при, которое не может обеспечить простая замена шин.
McLaren одержал двойной триумф в этом сезоне, завоевав Кубок конструкторов в Сингапуре, а Ландо Норрис опередил Макса Ферстаппена в борьбе за титул чемпиона мира на финальном этапе сезона с преимуществом в два очка. Оскар Пиастри занял третье место в общем зачёте.