Как пилоты Формулы-1 меняли стартовые номера
Стартовые номера в Формуле-1 – это не просто цифры на борту болида. За ними стоят детские мечты, семейные истории, победы в юниорских сериях и память о кумирах. Сейчас внимание к ним снова выросло: Макс Ферстаппен отказывается от единицы чемпиона ради номера 3, с которым долгие годы выступал Даниэль Риккардо, а Ландо Норрис готовится вывести на старт заветную «единицу» в следующем сезоне.
После четырёх сезонов под номером 1 Макс Ферстаппен объявил, что в 2026 году выйдет на старт с новым числом на своём болиде. Поскольку Ландо Норрис в следующем сезоне будет использовать номер действующего чемпиона мира, Ферстаппен вместо возвращения к привычному 33 перейдёт на номер 3.
Стартовые номера в Формуле-1 для многих значат очень много. До 2014 года их распределяли по итогам Кубка конструкторов предыдущего сезона, при этом по суеверным причинам пропускали 13. Сейчас же пилоты сами выбирают постоянный личный номер. Есть только два исключения: номер 1 зарезервирован за действующим чемпионом мира, а номер 17 навсегда выведен из обращения в память о Жюле Бьянки.
Многие гонщики годами сохраняют один и тот же номер, ещё с картинга и младших серий, перенося его и в другие чемпионаты. Но новое правило позволяет менять номер с одобрения FIA и с согласия пилота, который пользовался этим номером в Формуле-1 в течение двух последних сезонов. Так и произошло в случае Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена.
На фоне уходов, камбэков и перестановок в пелотоне вспоминаем 11 случаев, когда пилоты брали себе номер, ранее принадлежавший другому гонщику.
3 – от Даниэля Риккардо к Максу Ферстаппену
С 2014 года Даниэль Риккардо прочно ассоциировался с номером 3. История этого выбора идеально подходит к его образу. В юниорском картинге он впервые получил эту цифру буквально «вытянув её из шляпы». Позже Риккардо вернулся к ней уже в Формуле-1, объявив об этом с отсылкой к одному из своих кумиров – легенде NASCAR Дейлу Эрнхардту, также выступавшему под номером 3. Вскоре «тройка» стала частью его образа – достаточно вспомнить бренд DR3.
Теперь же номер 3 вернётся на старт вместе с бывшим напарником Риккардо по Red Bull и четырёхкратным чемпионом мира Максом Ферстаппеном. На этой неделе нидерландец объявил, что будет выступать с «тройкой» Риккардо – после того, как получил согласие самого австралийца и одобрение FIA. Они вместе гонялись в составе Red Bull с 2016 по 2018 год, и, как признался Ферстаппен, о такой смене он думал уже давно.
В интервью Viaplay он сказал:
«Моим любимым номером всегда был 3, если не считать 1. С 33 всё было нормально, но одна тройка мне нравится больше, чем две. Я всегда говорил, что 33 – это двойная удача, но свою удачу в Формуле-1 я уже получил».
5 – от Себастьяна Феттеля к Габриэлу Борто-лету
Когда его четырёхлетняя серия титулов завершилась после поражения от Льюиса Хэмилтона в конце сезона 2014 года, Себастьян Феттель решил вернуться к номеру 5. Именно с ним он завоевал свой первый титул в 2010‑м и ещё в 2001 году добился громких успехов в картинге. Немец также был большим поклонником Найджела Мэнселла, и повторяющаяся в его карьере «пятёрка» окончательно убедила Феттеля в выборе.
Через три сезона после завершения карьеры Феттеля, на открытии сезона 2025 года в Мельбурне, номер 5 снова появился на трассе – уже на болиде молодого бразильского новичка Габриэла Борто-лету. Так началась новая глава в истории легендарной цифры, связанной с множеством побед. Для 21‑летнего пилота это серьёзное наследие, но как же Борто-лету пришёл к такому решению?
«Потому что я выиграл Формулу-3 с этим номером, – объяснил он в соцсетях команды Kick Sauber. – А ещё отсылкой стал номер 85 – его я использовал в прошлом, когда начинал в картинге».
6 – от Нико Росберга к Николасу Латифи и Исааку Хаджару
Нико Росберг задолго до 2014 года наметил себе цифру 6. Причина была семейной: шесть – счастливый номер и его жены, и отца. Удача действительно была на его стороне: в 2016 году Росберг стал чемпионом мира с шестёркой на борту болида, ровно через 34 года после того, как Кеке Росберг выиграл титул 1982 года с тем же номером.
Спустя несколько лет после ухода Нико Росберга в пелотон пришёл Николас Латифи – тоже под номером 6. Свой выбор канадец объяснил происхождением: он родился и вырос в Торонто. Пилот Williams рассказывал болельщикам: «Торонто называют “the 6”, и если вы оттуда, ваш телефонный код – либо 416, либо 647».
Латифи покинул Формулу-1 по итогам сезона 2022 года, но номер 6 быстро вернулся. Исаак Хаджар выбрал его для дебютного сезона в Racing Bulls в 2025 году. В ролике на YouTube команды он рассказал, что первый карт, который купил ему отец, уже имел номер 6, и за всю карьеру он не стал его менять. Французу повезло, что номер оказался свободен – и союз оказался удачным: успешный дебютный сезон принёс ему повышение в Red Bull.
22 – от Дженсона Баттона к Юки Цуноде
Когда Brawn GP ворвалась в Формулу-1 в 2009 году – на первый и единственный сезон в своей истории – её пилоты получили самые высокие стартовые номера в пелотоне: Дженсон Баттон выступал под номером 22, а Рубенс Баррикелло – под 23. Тогда это было просто следствием системы распределения номеров, но к концу сезона цифра 22 навсегда связалась с одной из главных сказок Формулы-1: Баттон и Brawn выиграли оба титула.
«Я стал чемпионом мира в 2009 году с номером 22, у меня с ним отличные воспоминания, и я хочу создать новые», – говорил британец, объявляя свой выбор в сезоне 2014 года, когда перешёл в McLaren.
Спустя время, в 2021 году, номер 22 вернулся уже с Юки Цунодой. По его признанию, это был не первый вариант: в картинге он выступал под номером 11, но в Формуле-1 та цифра уже принадлежала Серхио Пересу, и Цунода просто удвоил её.
На сайте своей тогдашней команды AlphaTauri он объяснял:
«Мне также нравилось, что это был номер Дженсона Баттона – гонщика, которого я очень уважаю, когда он выиграл чемпионат мира Формулы-1 в 2009‑м. Это ещё и номер, с которым выступал японский пилот Такума Сато».
10 – от Камуи Кобаяси к Пьеру Гасли
От одного популярного японского гонщика к другому. Камуи Кобаяси дебютировал в Формуле-1 с Toyota в 2009 году под номером 10, и неудивительно, что, вернувшись в 2014‑м, он снова выбрал десятку – уже в Caterham.
Пьер Гасли принёс номер 10 обратно на старт, когда в 2017 году стал пилотом Toro Rosso. Как и многие, он обратился к своему прошлому в младших сериях, но при этом вложил в выбор и дань уважения великому французскому футболисту.
«Я выступал с этим номером в 2013 году, когда стал чемпионом Formula Renault 2.0 Eurocup, – рассказывал Гасли. – Я был большим фанатом, да и сейчас остаюсь фанатом Зинедина Зидана, который играл под десятым номером в сборной Франции».
30 – от Джолиона Палмера к Лиаму Лоусону
Для Джолиона Палмера, когда он пришёл на постоянную основу в Формулу-1 в 2016 году, номер 30 уже был знаком. В 2015‑м он проводил пятничные тренировки в статусе тест-пилота и тогда получил именно тридцатку. Позже Палмер решил сохранить её на весь период выступлений за Renault.
Лиам Лоусон, напротив, чувствовал к номеру 30 более глубокую привязанность, хотя сразу использовать его не смог. В 2023 году, когда новозеландец впервые вышел на старт как заменяющий Даниэля Риккардо, временный номер ему назначила FIA – это была 40.
Получив право выбрать постоянный номер перед Гран-при США в том же году, Лоусон вернулся к цифре, сопровождавшей его с детства. Номер 30 ведёт отсчёт ещё с картинга, когда юный Лиам вдохновился наставником, который опекал его и выступал под той же цифрой. Это выбор, укоренённый в самых ранних годах, и с тех пор Лоусон не расстаётся с тридцаткой.
12 – от Фелипе Насра к Кими Антонелли
Фелипе Наср, дебютировав в 2015 году, выбрал номер 12. Публично он не связывал его с конкретной историей, но ассоциация была очевидной: под этим номером выступал его соотечественник Айртон Сенна, когда завоёвывал первый титул чемпиона мира. Для бразильца это стало красивой отсылкой к одному из главных героев нации и легенде Формулы-1.
Когда к сезону 2025 года к пелотону присоединился Кими Антонелли, пилот Mercedes также решил отдать дань уважения Сенне.
«Это из‑за Айртона, – объяснил он выбор номера в интервью на официальном сайте Mercedes. – Но это ещё и первый номер, который я использовал в монопостах.
С Формулы‑4 я сразу начал ездить под 12‑м, и у меня с ним всё складывалось очень неплохо. Надеюсь, в Формуле-1 всё будет так же. Кроме того, мне было 12 лет, когда я вошёл в юниорскую программу Mercedes, так что и это сыграло роль».
Итальянец выступал под номером 12, когда в 2022 году выигрывал титулы в Итальянской и ADAC Формуле‑4.
7 – от Кими Райкконена к Джеку Дуэну
Когда в 2014 году пришло время выбирать постоянный номер, чемпион мира 2007 года Кими Райкконен подошёл к этому по‑своему. Объясняя выбор семёрки, он выдал классическую реплику в стиле «Айсмена»:
«Нужно было взять какой-то номер, и я просто взял этот».
Он добавил:
«Я мог взять шестёрку, потому что выиграл титул с ней, но знал, что Росберг хочет именно 6».
Для самого Райкконена семёрка не имела особого символизма, зато этот номер хотели себе Шарль Леклер и Валттери Боттас, которым пришлось переключиться на 16 и 77 соответственно.
В 2025 году номер 7 взял Джек Дуэн, подыскивая для себя в Alpine что‑то по‑настоящему значимое. В соцсетях команды он объяснил:
«Мне очень хотелось взять номер, с которым я уже гонялся».
Австралиец выступал под семёркой в 2019 году за команду Double R в Euroformula Open – коллектив, который, что символично, основали Кими Райкконен и его менеджер Стив Робертсон.
«Один из моих кумиров, особенный человек и гонщик, Кими Райкконен, тоже выступал под этим номером», – добавил Дуэн.
2 – от Стоффеля Вандорна к Логану Сардженту
Номер 1 доступен только действующему чемпиону мира, и можно было бы ожидать, что двойка станет весьма популярной альтернативой. Но в итоге её выбрали всего два пилота. Стоффель Вандорн использовал номер 2 в сезонах 2017–2018 за McLaren и объяснял, что цифра имеет для него личное значение.
«Я выбрал её, потому что это был первый номер, с которым я стартовал в монопостах – в Formula 4 Eurocup 1.6 в 2010 году, – рассказывал он сайту McLaren.
Я тогда его не выбирал – мне просто его выдали, но сезон получился удачным: много побед и подиумов. У меня с этой цифрой хорошие воспоминания».
Как и многие гонщики, Вандорн сохранил этот номер и за пределами Формулы-1 – его болид в Формуле‑E тоже носил двойку.
Логан Сарджент вернул двойку на старт на полтора сезона в составе Williams. Американец также хотел опираться на удачный опыт в младших сериях.
«Я выступал под вторым номером в Formula Renault, и тот сезон был очень неплохим, – рассказывал Сарджент. – Мой номер – 3, но он уже занят (Даниэлем Риккардо), так что я решил: почему бы не вернуть номер, с которым уже побеждал, и не попробовать с ним в Формуле-1?»
99 – от Эдриана Сутиля к Антонио Джовинацци
Выбор Эдриана Сутиля – 99 – был особенным. Он просто взял максимально возможный номер, но сама цифра раньше почти не появлялась в чемпионате мира. До него 99‑й номер был только на машине Ли Уолларда, выигравшего Индианаполис‑500 1951 года. Та гонка не проводилась по правилам Формулы-1, так что именно Сутиль стал первым, кто вывел 99 на старт Гран-при – небольшой, но любопытный исторический момент.
Антонио Джовинацци тоже выбрал максимально возможный номер по правилам. Бывший пилот Alfa Romeo вспоминал, что в 2006 году выиграл свою первую картинговую гонку в Италии именно под номером 99. Другими доступными ему вариантами тогда были 13 и 17 – оба считаются в Италии несчастливыми, так что выбор был очевиден. К тому же Джовинацци нравилось быть последним в стартовых списках – он считал это хорошей приметой.
1 – от Себастьяна Феттеля к Максу Ферстаппену и Ландо Норрису
Номер 1 всегда был привилегией действующего чемпиона мира – но использовать его необязательно, личный постоянный номер при этом за пилотом сохраняется. Себастьян Феттель выступал под единицей после своего последнего титула в 2013 году, а затем вернулся к пятёрке и больше с ней не расставался.
Льюис Хэмилтон, в свою очередь, принципиально оставался верен 44‑му – номеру своего первого карта – во все последующие чемпионские годы после 2014‑го. Эта цифра стала неотъемлемой частью его образа как на трассе, так и за её пределами. Лишь однажды он сделал исключение: в 2018 году на Гран-при Абу-Даби его машина Mercedes вышла на старт с номером 1 – но это был единичный жест.
Макс Ферстаппен с гордостью использовал единицу все четыре сезона после завоевания титулов. Победив в чемпионате мира 2021 года, он объяснял:
«Сколько раз у тебя есть шанс так поступить? Не знаю, возможно, это единственный раз в жизни. Это лучший номер из всех. Так что я точно поставлю его на машину».
В предстоящем сезоне номер 1 сменит владельца впервые за четыре года: новоиспечённый чемпион мира Ландо Норрис откажется от своего привычного номера 4.
«Это традиция, и она существует не просто так, – сказал Норрис в интервью Sky Sports News. – Все мы в McLaren, каждый, кто имеет отношение к моей машине, сможет носить этот номер с гордостью. Мои механики, инженеры, все, кто работает в McLaren, тоже получают такое признание».