Как Оливер Берман переломил дебютный сезон в Формуле-1
Дебют в Формуле-1 редко проходит ровно: новички часто бросаются между яркими гонками и затяжными сериями без очков. Сезон-2025 для Оливера Бермана в Haas не стал исключением, но его траектория получилась показательной даже по меркам Формулы-1.
Две трети очков, которые Оливер Берман набрал в сезоне Формулы-1 2025 года, пришлись на вторую половину чемпионата. По словам британца, столь заметный прогресс связан прежде всего с тем, как он изменил своё отношение к гоночным уик-эндам.
Пилот Haas завершил дебютный сезон на 13‑м месте в общем зачёте — на две позиции выше напарника по команде, победителя Гран-при Эстебана Окона. Такой развязке он обязан прежде всего серии сильных выступлений после летнего перерыва.
Шесть из девяти финишей в очках пришлись на отрезок, начавшийся с августовского Гран-при Нидерландов на трассе Зандворт. В эту серию вошло и четвёртое место в Мексике, где Берман большую часть гонки держался в зоне подиума и лишь под конец сместился на четвертую позицию.
Этот рывок резко контрастировал с началом сезона, когда новичок провёл девять Гран-при подряд без единого очка. Да, ситуация изменилась после того, как в Остине Haas представила обновлённое днище, но сам Берман уверен: технический апдейт был далеко не единственной причиной.
«После летнего перерыва я постарался придать своим уик-эндам чуть больше структуры — пересмотреть, как я к ним подхожу, — объяснил 20‑летний гонщик. — Раньше я часто тратил огромное количество времени на подготовку, и отчасти это тоже было следствием того, что машина стала быстрее.
До летнего перерыва, когда мы понимали, что в нашей форме вылет из Q1 — уже достижение, я полностью зацикливался на одном: как улучшить своё пилотирование, как доработать настройки, чтобы найти эти полторы-две сотые. И почти совсем не думал о том, в каком состоянии нахожусь сам, о том, с каким настроем сажусь в кокпит и какие цели ставлю на каждую сессию.
Сейчас я просто слежу за тем, чтобы за полчаса до выезда на трассу полностью прекратить работу с настройками, телеметрией, всеми этими вещами и переключиться на ментальную сторону. Для меня это оказалось очень полезным».
Берман считает, что подобные открытия неизбежны для любого новичка в Формуле-1: чтобы стать сильнее, нужно пройти через непростые отрезки сезона.
Отвечая на вопрос, как мог бы сложиться год, если бы он с самого начала работал по нынешней схеме, Оливер заметил: «В первой половине сезона я несколько раз подряд финишировал одиннадцатым — четыре или пять гонок. Нельзя сказать, что я проваливал свою работу».
«Конечно, стабильности не хватало. Но единственный способ понять, что именно нужно делать, — это допустить эти ошибки. Легко сказать: вот бы вернуться назад и с самого начала применить нынешний подход. Но тогда я был бы уже пилотом второго года, — добавил он, напомнив, что в 2024‑м стартовал в трёх Гран-при.
Вот в чём реальная разница. Многое из того, что я делал, я бы сейчас изменил, переосмыслил бы массу вещей. Но как можно это сделать без опыта, не зная, что работает, а что нет?
Первая половина сезона по сути экспериментальная, и по-другому быть не может: нужно понять, что именно подходит лично тебе, а что нет.
Формула-1 сильно отличается от всего, чем я занимался раньше. Конечно, оглядываясь назад, я бы многое поменял. Но недостаточно просто знать, что нужно делать. Нужно совершить ошибки, чтобы извлечь из них уроки — в этом, по сути, и была история моего сезона».
Такой прогресс позволяет Берману с оптимизмом оглядываться на прошедший год и верить, что он заложил фундамент для долгой карьеры на вершине автоспорта.
«Я доволен этим сезоном, — признался британец. — Это не значит, что я уже идеальный, полностью сформировавшийся гонщик. Мне ещё многому предстоит научиться, и я это хорошо понимаю.
Но осознавать это тоже очень важно. Чувствую, что сейчас нахожусь в хорошей форме. Та структура, которую я привнёс в свои уик-энды, отлично работает.
Кажется, я нашёл нужный импульс и ритм. Ритм в нашем спорте вообще играет огромную роль. Изменилось нечто большее, чем один конкретный аспект. Важную роль сыграл и накопленный опыт. Когда ты уже выступаешь в двадцать первой гонке сезона — или какой там у нас сейчас по счёту, я уже сбился — это тоже серьёзный фактор».