Гэри Андерсон: полный разбор формы всех команд Формулы-1
Сезон 2025 года в Формуле-1 завершен, и пришло время подвести его итоги. Чтобы сделать объективный обзор длинного и напряженного чемпионата, необходимо избегать ловушки «эффекта недавних событий», когда в памяти свежи лишь последние гонки. Важно учитывать очки, набранные на протяжении всех 24 этапов, включая спринты. Цифры не лгут и позволяют увидеть реальную расстановку сил среди десяти участников чемпионата. Для структурирования анализа я рассмотрел каждую команду в порядке их расположения в Кубке конструкторов, оценивая производительность в четырех блоках по шесть гонок. Такой подход позволяет отследить прогресс в развитии техники независимо от особенностей конкретных трасс, опираясь на очки гонщиков и «супервремя» — лучший круг уик-энда в процентном отношении к абсолютно лучшему времени.
Мнение Гэри Андерсона:
1-е место — McLaren
Когда в 2022 году вступил в силу новый технический регламент с граунд-эффектом, McLaren с трудом удавалось проехать чистый круг на тестах в Бахрейне. Тот чемпионат они закончили пятыми, набрав всего 159 очков.
То, что последовало за этим, стало невероятным преображением: четвертое место в 2023 году с 302 очками, победа с 666 очками в 2024-м, и теперь снова первое место в 2025 году, на этот раз с внушительной суммой в 833 балла.
Этот успех демонстрирует, чего можно добиться, если потратить время на глубокое понимание потребностей болида в рамках регламента, чтобы сделать его стабильно быстрым. Безусловно, McLaren MCL39 на некоторых трассах выглядел чуть лучше, чем на других, но их понятие «плохой формы» было недосягаемой мечтой для большинства соперников даже в их лучшие дни. Машина великолепно контролировала температуру задних шин, хотя обгонять на ней было непросто из-за высокого уровня прижимной силы и, как следствие, лобового сопротивления.
Ландо Норрис сделал интересное замечание, когда его спросили, почему он не сбавил темп в конце гонки в Абу-Даби, уверенно идя на третьем месте. Он ответил, что при сильном замедлении болидом становится сложнее управлять. Это связано с настройками подвески, предотвращающими клевки при торможении, подъем носа при разгоне и приседание кормы. Если не загружать машину правильно работой газом и тормозом, риск заблокировать колесо или совершить ошибку возрастает.
Если McLaren сможет развить этот успех в следующем цикле регламента, нас может ждать возвращение золотой эры противостояния уровня Алена Проста и Айртона Сенны. Команда продолжает придерживаться философии отсутствия первого и второго номера, что прекрасно видно на примере работы Ландо Норриса и Оскара Пиастри.
Ландо Норрис
Оскар Пиастри
Оба гонщика McLaren исключительны, хотя сезон для них не был идеальным. В начале года Оскар Пиастри выглядел более спокойным, тогда как Ландо Норрис был на взводе и легче поддавался давлению, допуская помарки. Соперники чувствовали это и пользовались ситуацией.
К последней трети сезона ситуация изменилась: уже австралиец начал совершать ошибки. Однако в заключительных гонках оба пилота продемонстрировали зрелость и уверенность, необходимые для побед в Гран-при и борьбы за титул. Если McLaren построит удачную машину для 2026 года, нас ждет еще одна ожесточенная битва между этими напарниками, которые станут только сильнее благодаря опыту нынешнего года.
2-е место — Mercedes
В начале года в Mercedes, должно быть, царило уныние после ухода Льюиса Хэмилтона, вокруг которого строилась команда. Но Джордж Расселл взял инициативу на себя, и работа быстро вернулась в привычное русло.
Регламент с граунд-эффектом обнажил слабые места этой некогда доминирующей команды как в аэродинамике, так и в понимании механики. Их инструменты симуляции, похоже, не дают ответов, необходимых для возвращения на вершину. Руководитель команды Тото Вольфф описывал процесс как «снятие слоев луковицы» при решении проблем, но для коллектива с такими ресурсами и опытом Mercedes действовала недостаточно быстро.
Именно на этом команде следует сосредоточиться. Если используемые инструменты не дают правильных ответов, нужно глубже искать причины. Без корректных данных невозможно выбрать верное направление развития болида, и приходится вслепую переходить от одного «чудодейственного» решения к другому.
Мы видели эту проблему на трассе в этом году с обновлением задней подвески, представленным в Имоле. Его сняли на две гонки, затем вернули, а в итоге отказались окончательно. Делать машину сложнее в управлении допустимо, только если это дает выигрыш во времени круга, иначе это лишь провоцирует ошибки.
В прошлом году в Лас-Вегасе, а также в Монреале и Сингапуре в этом сезоне Mercedes доминировала, но на других автодромах боролась лишь за звание «лучших из остальных». Я до сих пор не уверен, что в команде действительно понимают причины такой нестабильности.
Джордж Расселл
Кими Антонелли
Сезон Джорджа Расселла был выдающимся, и меня удивляет, как долго решался вопрос с его контрактом. Подобные вещи могут отвлекать, но, к счастью для Mercedes, британец справился с неопределенностью, просто делал свою работу и сменил Льюиса Хэмилтона в роли лидера команды, проявив зрелость и убедительность.
Его напарник Кими Антонелли оказался новичком, брошенным в глубокую воду в команде, от которой ждут побед. Это означало огромное давление. Он средне начал сезон, оступился в середине, когда Mercedes внедрила, а затем убрала злополучную заднюю подвеску, но на финальной стадии 2025 года выглядел гораздо увереннее и профессиональнее. Это даст ему мотивацию и веру в себя перед зимним перерывом, чтобы в следующем сезоне навязать Расселлу более плотную борьбу.
3-е место — Red Bull
В этом году, как и большую часть прошлого, Red Bull фактически оставалась командой одной машины. Это помешало им занять второе место или навязать борьбу McLaren в Кубке конструкторов.
Первая четверть сезона прошла неплохо: Макс Ферстаппен набрал 99 очков против 131 у Оскара Пиастри. Затем последовали обновления, уведшие команду в неверном направлении, и жалобы на «рассогласованный баланс» стали регулярным явлением. Изменения после этапа в Сильверстоун и смена вектора развития на более инженерный подход вернули их в борьбу.
В последней четверти сезона Ферстаппен набрал 148 очков против 109 у Ландо Норриса. Если бы не вопросы к силовой установке, можно было бы сказать, что Red Bull входит в 2026 год с полной уверенностью после такого восстановления, хотя проблемы с балансом так и не были устранены полностью.
Нельзя сводить все к смене руководителя команды с Кристиана Хорнера на Лорана Мекиса, но перераспределение усилий, безусловно, помогло раскрыть потенциал машины и добиться максимума от технического штаба.
Некоторые скажут, что Red Bull была единственной топ-командой, продолжавшей развитие до конца сезона, и это правда. Однако, когда возникают проблемы с определением пути модернизации, нужно внимательно анализировать причины. Если удастся их найти, это придаст уверенности перед изменениями 2026 года.
С уходом Хельмута Марко руководство полностью сменилось. Надеюсь, новые боссы позволят профессионалам делать свое дело без лишнего вмешательства. Время покажет.
Проблема второго пилота остается хронической. Есть надежда, что Исаак Хаджар сможет сгладить острые углы своего пилотажа, стать спокойнее и занять роль, которую можно назвать «пилот номер 1,5» в следующем году. Red Bull нужен человек, способный полноценно прикрывать Ферстаппена и набирать серьезные очки, если у лидера возникнут проблемы.
Макс Ферстаппен
Юки Цунода
Лиам Лоусон
Лиам Лоусон провел всего две гонки, и ему следовало дать больше времени. Однако, учитывая, что Юки Цунода квалифицировался пятым на открытии сезона в Австралии за рулем Racing Bulls (что стало его лучшей квалификацией в году), в Red Bull надеялись, что именно японец сможет поддержать Ферстаппена. Неудивительно, что Цунода признался в сожалении о том, что большую часть сезона провел в младшей команде.
Макс Ферстаппен — великий гонщик, и его выступления в 2025 году были выдающимися. Трудно представить кого-то еще, кто смог бы показать такие результаты на этой машине.
4-е место — Ferrari
Для Ferrari сезон стал периодом потрясений. Слухи в итальянской прессе об увольнении Фредерика Вассера и предупредительный выстрел большого босса Джона Элканна в адрес пилотов из-за отсутствия результатов создали атмосферу, в которой сотрудникам Скудерии постоянно приходилось оглядываться, проверяя, не занесли ли над ними нож.
Это действовало максимально демотивирующе и нарушало вектор развития. Да, Ferrari рано остановила доработку болида, чтобы сосредоточиться на 2026 годе, но иногда нужно доказать самим себе, что вы понимаете причины проблем. Только так можно двигаться вперед с уверенностью, а не повторять ошибки.
Машина была очень сложной в управлении и требовала низкого дорожного просвета для генерации прижимной силы. Это вынуждало пилотов использовать технику «lift and coast» (движение накатом) в конце прямых, чтобы уменьшить прижим и предотвратить чрезмерное истирание контрольной планки на днище. Так гонки не выигрывают.
Команда не смогла исправить этот недостаток, даже представив модифицированную заднюю подвеску на Гран-при Бельгии в середине сезона. Ferrari не продемонстрировала понимания проблемы, и это вызывает беспокойство.
Шарль Леклер
Льюис Хэмилтон
Главной силой Ferrari был Шарль Леклер, один из самых быстрых гонщиков года. Но машина не позволила ему показать весь свой класс. Он способен бороться за титул, но Скудерия должна дать ему соответствующий инструмент. Я бы с удовольствием посмотрел на его дуэль с Ферстаппеном на равной технике.
Что касается Льюиса Хэмилтона, я не могу винить его за переход в Ferrari, и уверен, его бухгалтер доволен, но этот сезон подпортил его репутацию. Он регулярно жаловался прессе, намекал, что команда его не слушает, и говорил о длинных списках необходимых изменений, которые он составлял. Но ситуация, казалось, становилась только хуже.
Следующий год станет для Хэмилтона определяющим. Я допускаю сценарий, при котором он не доработает контракт до конца. Если сезон начнется так же, как закончился 2025-й, мы можем увидеть его уход в закат. Это будет критически важный год и для самой Ferrari, ведь в случае провала полетят головы.
5-е место — Williams
Наконец-то мы начали видеть плоды процесса перестройки, о котором руководитель команды Джеймс Ваулз говорил последние три года. Williams превратилась из коллектива, который еще недавно не мог подготовить машину к началу предсезонных тестов, в команду, занявшую пятое место в чемпионате с двумя подиумами. Это реальный прогресс, но следующий шаг будет самым трудным.
Когда в штате около тысячи человек, системы управления должны работать безупречно. Нажатием кнопки нужно отслеживать статус любой детали: в проектировании она, в производстве или в пуле активных компонентов. Аналогичный подход требуется и к персоналу, и здесь Williams явно добилась значительных улучшений.
Сезон не был легким. У команды были взлеты и падения, но Williams колебалась между борьбой с лидерами и выпадением из очковой зоны. В течение нескольких лет их болид был эффективен только на скоростных трассах, но теперь он стал более универсальным.
Это именно то, что нужно для нынешнего календаря, вместо зависимости от конфигурации трека. Однако прогресс еще требуется: вплоть до конца сезона повороты, требующие одновременного торможения и входа, давались машине с трудом.
Пятое место в Кубке конструкторов — достойный результат, приносящий хорошие призовые, но борьба с большой четверкой — это совсем другой уровень. Williams рано прекратила развитие болида 2025 года ради подготовки к 2026-му, так что новый регламент станет отличной проверкой того, где на самом деле находится команда в процессе своего восстановления.
Алекс Албон
Карлос Сайнс
Придя из топ-команды Ferrari, Карлос Сайнс принес в Williams новый фокус. Его опыт в сочетании с тем, что Ваулз привнес из Mercedes, помог улучшить операционную деятельность коллектива. Для испанца это был новый вызов, он был полон решимости заставить все работать, и ко второй половине сезона отлично адаптировался, начав показывать стабильные результаты.
Связка Сайнса и Алекса Албона сработала хорошо. В начале сезона именно Алекс тянул на себе груз набора очков. Я не уверен, что именно пошло не так у Албона в конце года, но было очевидно: как только Сайнс набрал ход, результаты Алекса пошли на спад.
6-е место — Racing Bulls
В 2025 году Racing Bulls окончательно превратилась в дочернюю команду Red Bull. Они используют максимум разрешенных механических компонентов от старшей команды, включая подвеску спецификации 2024 года и коробку передач, что снижает потребность в персонале для проектирования и производства.
Им все же приходится создавать собственную аэродинамическую концепцию, и пакет Racing Bulls, похоже, имеет более широкое рабочее окно, чем у Red Bull. У болида нет предельной прижимной силы, но для команды, созданной для обкатки новичков, это именно то, что нужно. VCARB 02 была стабильно хорошей машиной средней группы, легкой в настройке и дающей пилотам уверенность. Особенно это помогло Исааку Хаджару, который, получив шанс, оказался на высоте.
Исаак Хаджар
Лиам Лоусон
Юки Цунода
Хаджар сильно испортил себе репутацию, разбив машину на прогревочном круге в Австралии, но, несмотря на отчаяние, быстро восстановился. Это говорит о его сильной психике: нельзя повернуть время вспять, можно лишь учиться на ошибках. Он завоевал подиум на трассе Зандворт и показал, что обладает скоростью и самоотдачей для регулярного набора очков, но это еще не значит, что он готов к давлению в топ-команде.
Если его переход в Red Bull состоится, ему придется исключить ошибки. Надеюсь, с новой структурой управления в старшей команде ему дадут больше времени на адаптацию, чем Лиаму Лоусону. Теперь все зависит от него.
Лоусона перевели в Red Bull слишком рано, не дав возможности освоиться в машине, которая, как показал Ферстаппен, была далека от идеала. Ему потребовалось несколько гонок, чтобы пережить обратный перевод во вторую команду. Лиам прибавил, когда в середине сезона были внесены изменения в геометрию передней подвески для улучшения чувства руля, и в 2026 году мы увидим лучшую версию этого пилота. Зимний перерыв поможет ему привести мысли в порядок, и у него есть шанс стать лидером команды в следующем году.
7-е место — Aston Martin
Возможно, еще рано делать выводы, но седьмое место в Кубке конструкторов — разочарование для команды с амбициями Aston Martin. Да, все говорят о будущем, и Рим строился не один день, но Лоуренс Стролл вряд ли доволен итогами 2025 года.
Как и многие другие, они так и не смогли найти оптимальный баланс в работе болида. Форма команды скакала то вверх, то вниз, но так и не стабилизировалась, особенно на трассах, где важны аэродинамическая эффективность и скорость на прямых. В таких ситуациях сложно понять, в каком направлении вести разработку. Это также указывает на сомнительное качество инструментов симуляции, что не внушает оптимизма перед следующим годом.
Aston Martin катится по наклонной последние пару сезонов, о чем свидетельствуют постоянные смены руководства. Эдриан Ньюи теперь главный босс и займет пост руководителя команды в следующем году, но его внимание должно быть полностью сосредоточено на инженерии и производительности машины.
Он уже внес коррективы, перенаправив усилия команды на то, что считает важным, и провел кадровые перестановки в отделах дизайна и разработки. У него есть полномочия, и он должен доказать, что может увеличить свой послужной список из 26 чемпионских титулов, выигранных его машинами. Надеюсь лишь, что он не распыляет силы, взвалив на себя еще и обязанности руководителя команды.
Фернандо Алонсо
Лэнс Стролл
Фернандо Алонсо в свои 44 года, может, и не молод, но в нем все еще горит огонь борьбы, чтобы выжать максимум из любой техники. Он смелый гонщик и не берет пленных. У него определенно есть в запасе еще один хороший год, но я не уверен насчет двух, так что 2026-й должен стать решающим.
Разница между ним и Хэмилтоном, который не так уж сильно отстает по возрасту, в том, что Алонсо прошел через действительно тяжелые сезоны. После своих титулов в 2005/06 годах он пилотировал откровенно слабые машины, поэтому он по-настоящему ценит, когда получает в руки технику хоть на шаг лучше. Пусть она не идеальна, он выкладывается полностью.
Что касается Лэнса Стролла, ему нужно прибавить, если он хочет удержаться за напарником. Сезон начался не так уж плохо, но как только темп упал, он так и не смог восстановиться, что видно по его положению в чемпионате в наших шестигоночных блоках. В свой удачный день он быстр и может быть великолепен под дождем, но это случается недостаточно часто.
Этими машинами чуть проще управлять на мокрой или скользкой трассе. Пока ты не переступаешь грань, позволяя болиду двигаться контролируемо, найти предел проще, чем на сухом асфальте. Когда же на сухой трассе выжимаешь максимум сцепления, машина становится нервной. Реакции должны быть молниеносными, и здесь Лэнс, похоже, сдает позиции.
Новый регламент с меньшей прижимной силой (читай: сцеплением) может сыграть ему на руку, иначе ему предстоит непростой разговор с отцом.
8-е место — Haas
Это был сезон взлетов и падений. Второй год Аяо Комацу на посту руководителя начался неудачно с проблем с раскачкой в скоростных поворотах Австралии. Однако спешно подготовленное обновление днища, внедренное уже на третьей гонке на Сузуке, привело к значительному улучшению. Это демонстрирует хорошее понимание машины, так как детали пошли в производство еще до проверки в аэродинамической трубе. Это доказывает, что «интуиция» все еще имеет место в современной высокотехнологичной Формуле-1.
Дальнейшие серьезные обновления в Сильверстоуне и Остине показали, что Haas продолжала развитие дольше, чем многие конкуренты из середины пелотона. Это сделало их сильными в финальной части сезона, а четвертое место Оливера Бермана в Мексике повторило лучший результат в истории команды.
Оливер Берман
Эстебан Окон
Берман, без сомнения, талант будущего. Он прогрессировал семимильными шагами по ходу сезона. Его небольшая оплошность в Сильверстоуне, когда он разбил машину на въезде на пит-лейн под красными флагами, на мой взгляд, простительна. Он изо всех сил пытался подготовиться к пит-стопам в гонке, хотя делать это под красным флагом было не самым умным решением.
Ему противостоял бескомпромиссный Эстебан Окон, но Оливер держался достойно. Можно сказать, что именно он был лидером команды большую часть сезона, и требовать большего от новичка невозможно.
Что касается Окона, я ожидал от него лучших выступлений. У него есть опыт, но, честно говоря, он его не продемонстрировал. Уверен, в Haas надеялись, что он станет хорошим наставником для Бермана, но на деле вышло ровно наоборот.
9-е место — Sauber
Это был конец эпохи для Sauber: имя исчезает со стартовой решетки впервые с момента дебюта в 1993 году. В последнем сезоне ничего толком не изменилось, большую часть времени команда провела в середине пелотона, а моментом славы стало третье место Нико Хюлькенберга в Сильверстоуне.
Цифры говорят сами за себя. Как и большинство команд, Sauber демонстрировала нестабильную форму. Я всегда говорю, что лучше быть стабильным и понимать свое реальное положение, чем иметь случайный успешный уик-энд, который только сбивает с толку. Обнадеживает то, что после плохого старта серия обновлений днища, внедряемых начиная с Гран-при Испании, сделала машину более аэродинамически предсказуемой.
В следующем году вывеска сменится. Все будет вращаться вокруг Audi и их интеграции в Формулу-1. В реальности единственным отличием станет поставщик силовой установки. Audi работала над ней несколько лет, и, учитывая их опыт в других сериях, особенно в Чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC), они могут попасть в точку с первого раза. Что касается шасси, не уверен, что многое изменится. Гонщики остаются те же, но как для заводской команды, прятаться им будет негде.
Нико Хюлькенберг
Габриэль Бортолето
Хюлькенберг, как Алонсо и Хэмилтон, уже ветеран, но все еще выкладывается на полную. Ему не везло на протяжении карьеры — он так и не получил шанс в топ-команде, но Audi верит в него, и он подходит им идеально. На ранних этапах его опыт принесет дивиденды.
Что касается Габриэля Бортолето, он показал несколько проблесков скорости. Его поддерживает Фернандо Алонсо, который, должно быть, верит в талант бразильца, хотя тот не всегда был очевиден. Но чего еще ожидать за рулем слабой машины? В следующем году у него будет второй шанс, и ему нужно повысить стабильность, если он хочет задержаться в Ф1.
10-е место — Alpine
Про Alpine сказать особо нечего. Они были стабильно плохи, и замена Джека Дуэна на Франко Колапинто не помогла делу. Команда словно заблудилась в тумане и не знает, куда повернуть ни технически, ни управленчески.
Следующий год будет важным. Переход с двигателей Renault на Mercedes лишает команду еще одного оправдания. Вращающаяся дверь в руководстве не внушает доверия. Единственный повод для оптимизма — решение Alpine рано сосредоточиться на разработке болида 2026 года и выделить на это больше ресурсов аэродинамического тестирования, чем любая другая команда.
Однако в 2025 году они не доказали, что понимают свои проблемы, поэтому нет гарантий, что у них хватит знаний, чтобы грамотно распорядиться этими инвестициями.
Пьер Гасли
Франко Колапинто
Джек Дуэн
Пьер Гасли опустил голову и делает все возможное с тем, что имеет. Должно быть, это убивает мотивацию — выкладываться впустую, но благодаря ему у Alpine есть хоть какая-то стабильность. Я не удивлюсь, если он уйдет после следующего сезона, если не будет улучшений, даже несмотря на продление контракта до конца 2028 года.
Что касается Колапинто, он не показал той скорости, что была в его первых гонках за Williams. Не знаю, куда она делась, но нет даже проблеска. Полагаю, на плохой машине чудес не сотворишь, но я ожидал от него большего. Он здесь благодаря спонсорским деньгам, и пока они поступают, его место, вероятно, в безопасности.
Я думаю, Джек Дуэн заслуживал больше времени. Он был не так уж плох, и от новичка с фамилией Дуэн, вероятно, ожидали слишком многого.
Для всех 10 команд — и новичка Cadillac — следующий год открывает совершенно новые возможности с новыми правилами по шасси и силовым установкам. Вопросов множество, и все надеются, что кто-то из аутсайдеров сможет «укусить» грандов.
Сможет ли Эдриан Ньюи превратить Aston Martin в лидера? Станет ли мотор Audi главной сенсацией? Почувствует ли себя Хэмилтон наконец как дома в Ferrari или команда развалится? Много вопросов и пока нет ответов, что и делает Формулу-1 такой захватывающей.