Истинная причина изменения правил торможения в Формуле-1
Недавнее изменение правил Международной автомобильной федерацией (FIA) в отношении тормозных систем Формулы-1 вызвало волну спекуляций. Вопросы о том, что стоит за этим изменением и как оно повлияет на текущий сезон, остаются актуальными среди болельщиков и экспертов.
Международная автомобильная федерация (FIA) обновила технический регламент Формулы-1 на 2024 год в конце июля, добавив важное дополнение к правилам, касающимся тормозных систем. В новой версии правил, опубликованной 31 июля, было добавлено предложение, которое может иметь значительное значение.
В статье 11.1.2 первоначального регламента на этот год говорилось: «Тормозная система должна быть спроектирована так, чтобы на каждом участке трассы силы, приложенные к тормозным колодкам, имели одинаковую величину и действовали как противоположные пары на данном тормозном диске».
В обновленной версии этой статьи было добавлено разъяснение: «Любая система или механизм, который может намеренно или систематически создавать асимметричные тормозные моменты на заданной оси, запрещен».
Теперь, когда это правило закреплено в регламенте, любая команда, использующая подобную систему, столкнется с серьезными штрафами, которые могут повлиять на результаты гонок и чемпионатов. Однако возникает вопрос: использовала ли какая-либо команда такую систему до введения этого правила 31 июля? Учитывая склонность текущего поколения болидов Формулы-1 к недостаточной поворачиваемости, возможным решением этой проблемы могло бы стать замедление одного из задних колес сильнее другого.
Это не новая идея: McLaren экспериментировал с этим еще в 1997 и начале 1998 года, добиваясь успехов, пока система не была запрещена на основании того, что это было аналогично системе четырехколесного рулевого управления. В 1999 году технический регламент, касающийся как торможения, так и рулевого управления, был обновлен, чтобы пресечь подобные разработки. Однако возможность использования аналогичной системы другим способом была идентифицирована, особенно в свете усилий команд Формулы-1 по уменьшению недостаточной поворачиваемости болидов.
Возможность замедления одного из задних колес сильнее другого позволила бы усилить вход в поворот, что могло бы привести к улучшению времени круга, если бы такая система была полностью легальна. Нет никаких доказательств того, что какая-либо из команд Формулы-1 использовала подобную систему.
С учетом внезапного и неожиданного характера уточнения правила неудивительно, что появились различные теории – особенно касательно совпадения с ухудшением относительной конкурентоспособности Red Bull RB20 в этом году.
Уважаемый журналист Формулы-1 Питер Виндзор высказал свои предположения в X (ранее Twitter) во время летнего перерыва, сказав: «Похоже, что [Red Bull] могли использовать хитрый клапан инерции для перекрестного торможения на задней оси, прежде чем их обязали убрать его до Гран-при Майами. Это могло бы объяснить проблемы Макса [с правым задним] тормозом в Мельбурне и его трудности на входе в повороты с тех пор, как они начались в Китае».
Виндзор акцентировал внимание на проблеме с тормозным суппортом, с которой столкнулся Ферстаппен в начале сезона в Австралии, когда из-за заклинившего правого заднего суппорта начался пожар.
Производитель тормозов Brembo тогда заявил сайту PlanetF1.com, что со стороны компании проблем с компонентами или материалами, использованными при производстве поставляемых деталей, не было. Brembo также отметила, что причина проблем, с которыми столкнулся Ферстаппен, «не связана» с их материалами или компонентами, а также не связана с аномалиями компонентов или неисправностями материалов, используемых при изготовлении компонентов.
Механик Red Bull Калум Николас категорически отверг теорию Виндзора в X, заявив: «Да… это полная чушь… неудивительно».
Комментируя гипотезу Виндзора, технический журналист Крейг Скарборо объяснил, как такой клапан мог бы работать, чтобы изменять давление в задней тормозной системе, предоставив диаграммы для иллюстрации идеи.
«Это имеет смысл и подкрепляется изменением технического регламента», – сказал он.
«Возвращение к “фокусу с тормозами” от Ньюи, но автоматическое и создающее момент поворота с помощью задних тормозов. Простой утяжеленный клапан в заднем разделителе тормозов мог бы это сделать, изменяя усилие между суппортами при повороте автомобиля».
Существующие правила предполагают, что подобная система изначально была бы незаконной, учитывая предписание о том, что силы, прикладываемые к колодкам на протяжении круга (на одной оси), должны быть одинаковой величины.
«Силовые устройства», к которым не относится простой клапан, активируемый силой тяжести, также явно запрещены, а правила, касающиеся суппортов, гласят: «Ни одна тормозная система не должна быть разработана таким образом, чтобы увеличивать давление в тормозных суппортах выше того, которое достигается за счет силы, приложенной водителем к педали при любых условиях».
Эти правила, по-видимому, исключили любую возможность использования командой такой системы, и источники, знакомые с ситуацией, сообщили PlanetF1.com, что, по мнению и пониманию ведущих технических специалистов команд и регулирующего органа, система, позволяющая изменять давление, прикладываемое к колодкам, или увеличивать давление в тормозных суппортах сверх того, что может создать сам водитель, уже считалась незаконной.
Однако серая зона, допускающая возможность использования системы, способной создавать асимметричные усилия, теперь четко запрещена поправкой FIA. Если такая система, как описанная Скарборо, будет обнаружена, обновленная формулировка правил позволит FIA принять меры против соответствующей команды, не выясняя, была ли использована эта система и создает ли она эффект, который можно считать незаконным без дополнительной поправки.
Проще говоря, если такая система установлена на вашем автомобиле, она нелегальна.
Изменение правила – это всего лишь уточнение и ужесточение существующих правил, и FIA прямо заявила, что ни одна команда не использовала систему, противоречащую этим правилам.
Скорее, чем искать более скрытые причины ухудшения результатов Red Bull, объяснения команды из Милтон-Кинса о значительном прогрессе других команд и одновременных трудностях с раскрытием потенциала собственных обновлений являются правдой.
Но с учетом небольшой серой зоны, оставшейся в существующих правилах, FIA решила действовать сейчас, а не ждать будущего выпуска правил, что и привело к появлению догадок об изменении правила.
Первоначальный план заключался в том, чтобы ужесточить правила, касающиеся тормозных систем, к моменту вступления в силу нового регламента 2026 года, но в связи с запросами на разъяснение со стороны команд на недавних обсуждениях, FIA решила ввести это уточнение при первой возможности.