Руководство по стратегии от Pirelli
На автодроме Монца в этот уик-энд команды Формулы-1 готовы к сражению на высоких скоростях. С изменением поверхности трассы и высоким риском износа шин, стратегические решения станут ключевым фактором успеха. Какую тактику выберут лидеры гонки, чтобы одержать победу на одном из самых быстрых автодромов мира?
На фоне красных флагов на трибунах в Королевском парке на трассе Монца, стартовая решетка в этом году выделяется яркими оранжевыми цветами. McLaren обеспечили себе второй подряд дубль в первом ряду стартового поля за последние четыре гонки. В последний раз, когда они добивались этого на трассе Хунгароринг, команда закончила гонку с финишем на первом и втором местах. Однако в воскресенье на Монце ожидается гораздо больше переменных.
С новыми возможностями для обгонов и полностью обновленным покрытием трассы, множество вопросов остается открытыми относительно выбора и использования шин. Более того, как минимум восемь гонщиков считают, что у них есть все шансы на победу.
Хотя правильная стратегия не всегда гарантирует победу, неверное решение может разрушить весь уик-энд...
Что произошло в прошлом году?
Автодром Монца, окруженный небольшими городками с великолепным выбором джелато, оказался местом относительно «ванильной» гонки в 2023 году. Заезд прошел без инцидентов, и, как часто бывает в Королевском парке, основной стратегией стал один пит-стоп. Никто не использовал мягкие шины, а топ-5 гонщиков — Макс Ферстаппен, Серхио Перес, Карлос Сайнс, Шарль Леклер и Джордж Расселл — выбрали тактику «средние — жесткие» с остановками на 19 (Сайнс, Расселл), 20 (Ферстаппен, Леклер) и 21 (Перес) кругах.
Алекс Албон (15 круг), Ландо Норрис (22) и Фернандо Алонсо (21) на шестом, седьмом и восьмом местах сделали тот же выбор, в то время как Льюис Хэмилтон, финишировавший пятым, и Валттери Боттас, занявший десятое место, решили пойти по обратному пути с тактикой «жесткие — средние». Хэмилтон провел свой пит-стоп на 27 круге, а Боттас — на 25. Оба сделали значительный прогресс, поднявшись с восьмого и четырнадцатого мест на старте соответственно.
Некоторые гонщики вне очковой зоны пытались использовать стратегию двух пит-стопов «средние — жесткие — средние», в то время как Кевин Магнуссен выбрал вариацию «жесткие — средние — средние», но никто не смог компенсировать потерянные 23 секунды на дополнительной остановке.
Так какая стратегия будет самой быстрой в этот раз?
В этом году Монца встретит нас совсем иной трассой — покрытие было полностью обновлено, а поребрики заменены. Именно новый асфальт привлекает всеобщее внимание, так как шины подвергаются сильному зернению, что ставит под угрозу традиционную стратегию одного пит-стопа.
Симуляции от Пирелли по-прежнему предполагают, что тактика «средние — жесткие» будет самой быстрой, с окном для остановки между 19 и 25 кругами, но это потребует очень осторожного управления.
Марио Изола, директор по автоспорту компании Пирелли, комментирует: «Мягкие шины хороши для квалификации, но для гонки здесь они не подходят. На бумаге самая быстрая стратегия — это средние>жесткие, но с учетом зернения это потребует серьезного контроля».
Зернение — это когда полоски резины отрываются от протектора шины и тут же прилипают обратно, что приводит к потере сцепления до тех пор, пока поверхность не станет гладкой. Эта проблема, возможно, более актуальна на трассе в Монце, так как она затрагивает обе оси.
Что можно сделать с первой десяткой?
Все участники гонки, кроме Юки Цуноды, зарезервировали оба комплекта жестких шин на гонку. Это не обязательно значит, что они планируют гонку с двумя пит-стопами, а может быть просто разумной предосторожностью, учитывая незнакомую поверхность трассы. Тем не менее, возможна стратегия «средние — жесткие — жесткие», с окнами для пит-стопов между 11-16 и 30-36 кругами.
Изола добавляет:
«Мы считаем, что стратегия с одним пит-стопом оптимальна, так как время, потерянное на дополнительной остановке, слишком велико для компенсации. Однако большинство команд сохранили два комплекта жестких шин, что ясно указывает на то, что они не уверены в работе стратегии с одним остановкой».
А что насчет тех, кто стартует с конца?
Обратная стратегия с одним пит-стопом также имеет потенциал, как это делал Валттери Боттас в прошлом году, начиная на жестких шинах и переходя на средние. Гонщики, выбравшие такую тактику, будут надеяться на подходящий момент для выезда автомобиля безопасности (в трех из пяти последних гонок здесь были остановки), но если гонка пройдет без инцидентов, окно для пит-стопа откроется между 27 и 33 кругами.
Как погода?
Небольшой риск дождя остается, но, скорее всего, нас ждет еще один жаркий день, возможно, самый жаркий за уик-энд, с температурами воздуха до 34 градусов по Цельсию во второй половине дня и температурой трассы около 53 градусов. Это похоже на то, что мы уже видели на этих выходных, но с учетом того, что кроме Цуноды никто не тестировал жесткие шины, гонка на составе C3 при таких экстремальных температурах вызывает множество вопросов.