Анализ системы начисления очков за быстрейший круг в Формуле-1
Прошло пять с половиной сезонов с момента введения дополнительного очка за быстрейший круг в Формуле-1. Первоначально встреченное скептически, это правило продолжает вызывать дискуссии среди болельщиков и экспертов. Рассмотрим, как изменилось отношение к этому нововведению и какие альтернативы предлагаются для улучшения системы.
Спустя пять с половиной сезонов правило о быстрейшем круге снова оказалось в центре внимания. На прошедшем Гран-при Сингапура Даниэль Риккардо был вызван в боксы в последние круги гонки, чтобы установить почти новые мягкие шины и отобрать быстрейший круг у лидера гонки Ландо Норриса. Хотя руководитель команды RB Лоран Мекис после гонки настаивал, что это был чисто жест доброй воли по отношению к уходящему пилоту, факт того, что Риккардо лишил Норриса очка в его борьбе с пилотом Red Bull Максом Ферстаппеном, вызвал недовольство многих болельщиков.
Текущий подход Формулы-1 к начислению очка за быстрейший круг остается неизменным с момента его введения в 2019 году. Статья 6.2 спортивного регламента Формулы-1 гласит, что "одно очко будет присуждено пилоту, показавшему самое быстрое действительное время круга в гонке, и конструктору, чьим болидом он управлял, при условии, что он финишировал в первой десятке итоговой классификации гонки".
В правиле также уточняется, что "очко не будет присуждено, если самое быстрое действительное время круга показал пилот, классифицированный вне первой десятки, или если лидер прошел менее 50% запланированной дистанции гонки".
На данный момент в сезоне 2024 года было начислено 14 бонусных очков за быстрейший круг в 18 проведенных этапах. Бонусное очко не было присуждено в Китае, Майами, Австрии и Сингапуре, так как пилоты, показавшие быстрейший круг в этих гонках, финишировали за пределами первой десятки.
Существует два очевидных способа модификации правила о быстрейшем круге, которые могли бы избежать дальнейших противоречий, подобных тем, что возникли в Сингапуре.
Первый вариант - просто распространить право на получение бонусного очка на всех классифицированных финишеров, независимо от их позиции. Это дало бы командам, находящимся ниже в турнирной таблице, например, Sauber, больше шансов бороться за очки, когда борьба за первую десятку оказывается особенно сложной в этом году из-за беспрецедентно высокого уровня надежности болидов.
Однако у этого подхода есть очевидная проблема. К концу гонок, если пилот из лидирующей группы не сделал поздний пит-стоп для свежих шин и, вероятно, уже закрепил за собой быстрейший круг, могла бы начаться гонка болидов вне первой десятки, заезжающих на пит-стоп для установки мягких шин, превращая конец гонки в импровизированную квалификацию. Это не только могло бы нарушить позднюю борьбу в лидирующей группе, но и привести к довольно фарсовым сценам на финише гонок и побудить команды вроде Sauber сберегать свои болиды в течение гонки специально для позднего забега на быстрейший круг, вместо того чтобы реально участвовать в гонке.
Альтернативный вариант - просто присуждать бонусное очко за быстрейший круг пилоту из первой десятки финишеров, а не оставлять его неприсужденным. Пилоты, показавшие абсолютно быстрейший круг, все равно могли бы получать награду от Pirelli и иметь свой круг опубликованным в социальных сетях, чтобы показать всем, какую хорошую работу они проделали, но само очко доставалось бы тому пилоту из первой десятки, который показал самое быстрое время круга.
Этот подход может показаться более справедливым для распределения бонусного очка, так как оно, скорее всего, достанется пилоту, который боролся всю гонку за свою позицию в первой десятке. Кроме того, это помогло бы предотвратить дальнейшие противоречия, если пилот RB снова "украдет" очко за быстрейший круг у соперников по чемпионату своей старшей команды.