Что теряет Alpine, отказываясь от программы двигателей Формулы-1
Компания Renault объявила о своем решении прекратить производство собственных двигателей для Формулы-1 с 2026 года. Это решение вызывает множество вопросов о будущем команды Alpine и о том, какие последствия это может иметь для ее конкурентоспособности в чемпионате. Известный инженер Эдриан Ньюи поделился своим мнением по этому поводу.
Отсчет пошел: двигатели Renault в Формуле-1 примут участие еще только в 30 Гран-при, прежде чем уйдут в историю.
Третий по успешности производитель двигателей в истории Формулы-1 (включая девять побед под брендом "TAG Heuer" в 2016–2018 годах) решил не разрабатывать силовые установки для новых регламентов чемпионата, вступающих в силу в 2026 году.
Таким решением Renault идет против течения: Audi придет в Формулу-1 как полноценная заводская команда в 2026 году; Honda, отказавшись от своего решения покинуть чемпионат в 2021 году, вернется вместе с Aston Martin; Ford также возвращается в партнерстве с Red Bull. Тем временем Ferrari и Mercedes довольны своим положением.
Если принимать это решение за чистую монету, оно кажется странным. Огромная возможность существует для производителя двигателей получить неоспоримое преимущество в производительности над соперниками в 2026 году.
Память о том, чего добилась Mercedes с 2014 по 2016 годы, когда Формула-1 в последний раз меняла регламент силовых установок, все еще свежа. Из 59 гонок они выиграли 51, доминируя в чемпионатах с огромным отрывом.
Пока Mercedes сокрушала конкурентов, заводская команда Renault, Red Bull, испытала поразительный спад после четырех последовательных чемпионских титулов. Обнаружив, насколько неконкурентоспособны их силовые установки, руководитель команды Кристиан Хорнер, консультант Хельмут Марко и главный технический директор Эдриан Ньюи отправились на встречу с генеральным директором Renault Карлосом Гоном в тщетной попытке убедить его увеличить расходы на их программу Формулы-1.
Ньюи с сожалением вспоминал, что ответ Гона был:
'Ну, мне не интересна Формула-1, я в ней только потому, что мои маркетологи говорят, что я должен быть'".
Позже Red Bull вновь достигла успеха с Honda, с которой Ньюи с нетерпением ждет работы снова, когда он присоединится к Aston Martin в начале следующего года для работы над их проектом на 2026 год.
"Я буду очень рад продолжить работать с Honda", – сказал он. "Я действительно наслаждался работой с ними последние шесть лет в Red Bull. Отличная команда инженеров".
Alpine, по слухам, стремится получить поставку двигателей Mercedes, от которой откажется Aston Martin в конце следующего года. Последнее творение Ньюи для Red Bull может быть побеждено в этом году одним из других клиентов Mercedes, McLaren.
Но хотя клиентские двигатели могут быть конкурентоспособными в данный момент, Ньюи не сомневается, что наличие заводской силовой установки будет жизненно важным, когда вступят в силу новые регламенты силовых установок Формулы-1.
На вопрос, на чем Aston Martin должна сосредоточиться, чтобы максимально использовать возможность, которая у нее есть в 2026 году, Ньюи ответил:
"Любая команда Формулы-1 одинакова. У них есть три основных отдела: аэродинамика, механический дизайн и динамика болида, или динамика транспортного средства, как это иногда называют. Так что это будет обеспечение синергии между этими отделами.
"И с Honda на стороне силовой установки, потому что будет огромная – вероятно, больше, чем когда-либо – взаимодействие между силовой установкой и шасси".
В своем пресс-релизе, который разрекламировал создание подразделения "Hypertech Alpine" и подтвердил прекращение программы двигателей Формулы-1 в финальных параграфах, Renault даже не затронула вопрос о том, как ее будущие болиды будут оснащены силовыми установками. Но когда впервые появились слухи о судьбе Вири-Шатийона, тогдашний руководитель команды Alpine утверждал, что использование клиентского двигателя не поставит их в слишком невыгодное положение.
"Есть определенный потенциал в разработке интеграции, но в конечном счете это довольно теоретично, потому что сейчас все производители силовых установок очень тесно и очень рано в проекте работают с командами, и все интеграции невероятно оптимизированы", – сказал Брюно Фамен.
"Если мы возьмем двигатель Ferrari или Mercedes, я вполне убежден, что вся интеграция, вся компоновка уже будет очень, очень хорошей".
Был ли он прав, или прав Ньюи? Необычно слышать, чтобы какой-либо руководитель команды Формулы-1 признавал, как это сделал Фамен, что они добровольно жертвуют производительностью, пусть даже небольшой. В Aston Martin о таком не говорят, так как Лоуренс Стролл вкладывает деньги в модернизацию каждого аспекта их работы.
Неудивительно, что многие считают, что сегодняшнее объявление имеет меньшее отношение к долгосрочному потенциалу Alpine и скорее указывает на намерение Renault продать и завершить свой выход из Формулы-1.