«Никогда не оглядывайся»: рецензия на автобиографию Дерека Уорика
Автобиография Дерека Уорика, известного гонщика Формулы-1 и чемпиона мира по спорткарам, носит парадоксальное название — «Никогда не оглядывайся». Это жизненное кредо Уорика, который через множество трагедий и неудач в карьере всегда устремлялся вперёд, игнорируя прошлые разочарования и потери. Рассмотрим, как он делится своими воспоминаниями и какие моменты делают эту книгу достойной внимания.

«Никогда не оглядывайся» — странное, даже противоречивое название для автобиографии. Однако Дерек Уорик, бывший гонщик команд Renault, Brabham и Lotus в Формуле-1, а также чемпион мира по спорткарам, объясняет это как девиз, который помог ему преодолеть карьеру, в которой более десятка его коллег погибли.
«На протяжении всей моей карьеры было много разочарований», недавно рассказал он BBC. «Я выбирал неправильные машины в неправильное время. Гонщики погибали и так далее... Но я всегда сосредотачивался на будущем.
Я никогда не оглядываюсь назад и не думаю, что хотел бы водить другую машину или быть Айртоном Сенной. Айртон Сенна умер 33, 34 года назад, так что нет смысла оглядываться назад. Ты всегда смотришь вперёд, и я думаю, что это было сильной чертой моего характера, которая помогла мне пройти через довольно трудные времена».
Вместе с соавтором Дэвидом Тремейном Уорик создал детальный и содержательный рассказ, который наверняка удовлетворит его многочисленных поклонников, следивших за карьерой, которая на протяжении многих лет чуть не привела его к успеху в Формуле-1. В начале 1980-х многие считали, что именно Уорик, а не Найджел Мэнселл, станет следующим британским чемпионом мира. В итоге оба гонщика получили мировые титулы в 1992 году: Мэнселл в Формуле-1, а Уорик — в прототипах спорткаров.
Однако многие считают, что Уорик заслуживал большего. Он был близок к успеху, когда присоединился к Renault в конце 1983 года и почти выиграл на своём дебюте в следующем сезоне. Однако Renault начал резко сдавать позиции — Уорик особо резок в критике Жерара Тота за катастрофическое руководство командой. В 1986 году он планировал переход в Lotus, но этот переход был заблокирован Айртоном Сенной, что стало печально известным эпизодом в карьере Уорика.
Несмотря на карьерные неудачи, Уорик остаётся спокойным и не поддаётся унынию, вероятно, отчасти потому, что он столкнулся с опасностями, которые были более очевидны в 1980-х и 1990-х годах, чем сегодня. Именно Уорик стал первым, кто оказался на месте страшной аварии, где погиб Жиль Вильнёв во время квалификации на Гран-при Бельгии 1982 года на трассе в Зольдере. А в 1991 году он пережил ужасную аварию, в которой погиб его младший брат Пол.
Уорик откровенно описывает этот тёмный период своей жизни, усугублённый ожиданиями членов семьи, которые надеялись, что он оставит гонки, и трудностями семейного бизнеса, с которыми он тогда столкнулся. Его решимость продолжать гонки была оправдана победой в чемпионате мира по спорткарам на следующий год, что дало ему второй титул чемпиона мира после его успехов в гонках сток-каров почти 20 лет назад.
Нетрудно понять, почему «Никогда не оглядывайся» оказалась в числе 15 книг, недавно номинированных на награду Королевского автомобильного клуба (вместе с книгой «Benetton: Rebels of Formula 1», на которую мы уже писали рецензию). Книга избегает ловушек многих других биографий, уделяя столько же внимания трудным временам, сколько и дням славы. Текст временами прерывается отвлекающими цитатами, а цена может показаться высокой, но в остальном это одна из тех книг издательства Evro, которая доставляет настоящее удовольствие и которую легко рекомендовать.