Почему новички снова в моде в Формуле-1
В 2025 году Формула-1 меняет свой подход к выбору пилотов, отдавая предпочтение молодым и амбициозным гонщикам. С возвращением на стартовую решетку таких имен, как Оливер Берман и Лиам Лоусон, будущее чемпионата обещает быть насыщенным новыми талантами. В статье мы расскажем, почему молодежь снова оказалась в центре внимания команд и какие перспективы ожидают новичков в следующем сезоне.

После нескольких успешных выступлений в последние месяцы, Формула-1 готовится изменить тренд и приветствовать приток новичков в 2025 году.
Впервые за историю чемпионата в 2024 году стартовая решетка осталась неизменной по сравнению с прошлым сезоном, и в Бахрейне не было ни одного новичка. Однако в 2025 году нас ожидает совсем другая картина: в Мельбурне, по прогнозам, на старт выйдут четыре новичка — а возможно, и пятый — на фоне множества изменений в составах команд.
После Гран-при Сингапура Red Bull подтвердила, что Лиам Лоусон заменит Даниэля Риккардо в составе команды на остаток сезона, и хотя о 2025 годе пока не упоминалось, скорее всего, новозеландец проведет свой первый полный сезон в Формуле-1 на болиде Red Bull. Он присоединится к другим новичкам: Андреа Кими Антонелли в Mercedes, Джеку Дуэну в Alpine и Оливеру Берману в Haas. Также возможно появление пятого дебютанта в Sauber, где Валттери Боттаса рассматривают наравне с неожиданной звездой Williams Франко Колапинто и протеже McLaren Габриэлем Бортолето.
Существует несколько причин, почему 2025 год может стать "Годом новичков", и, конечно, одной из них является совпадение. Команды ограничены пулом талантов, который доступен в нужный момент, и такие таланты, как Антонелли, которого Mercedes решила продвинуть раньше запланированного срока, появляются не каждый год.
Однако, если что-то объединяет упомянутых выше гонщиков, так это их поразительный уровень подготовки, который сочетается с карьерным ростом по ступеням молодежных серий FIA и многочисленными часами работы на симуляторах и закрытых тестах.
Это объясняет, почему Оскар Пиастри из McLaren так быстро адаптировался к Формуле-1 в прошлом году, а также принесло свои плоды в виде успешных выступлений Бермана за Ferrari в Саудовской Аравии или ярких результатов Колапинто на болиде Williams.
«Я считаю, что это заслуга всех академий», — сказал Джок Клир, возглавляющий Ferrari Driver Academy и работающий с Шарлем Леклером, в подкасте F1 Nation.
«Как вообще возможно, что Берман может сесть в машину, которую он практически не водил, и квалифицироваться на 11-е место, а затем финишировать на 7-м в своем первом событии, никогда ранее не тестируя этот болид? Думаю, симуляторы сейчас действительно хороши, и это естественная эволюция технологий».
«Как только команде Формулы-1 говорят: 'Вы больше не можете проводить тесты', они начинают агрессивно развивать другие способы подготовки. Никто в Формуле-1 не принимает идею того, что без тестов они будут менее подготовлены. Напротив, они спрашивают: 'Как нам быть такими же готовыми, как раньше?'».
«Точность симуляторов сейчас на таком уровне, что то, что мы видим с Колапинто и с Оливером, — это результат этого. На самом деле, когда они приходят сюда, для них это уже не полностью новая среда. Они знают, как работать с шинами, знают, чего ожидать. Виртуальные трассы, на которых они ездят на симуляторах, настолько точны».
«Большая часть работы с нашими молодыми пилотами — это теоретическая подготовка. Мы объясняем, как работает машина, что делает баланс тормозов, как нужно работать с шинами. И я надеюсь, что то, что вы видите в Оливере и Франко, — это результат этого обучения», — добавил Клир.
Тем не менее, как подчеркивает ветеран Фернандо Алонсо, никакой симулятор или тесты на старых болидах не заменят стрессовых условий гоночного уикенда, и он похвалил таких, как Колапинто и Берман, за быструю адаптацию в сложной атмосфере паддока Формулы-1.
«Я считаю, что они проделали невероятную работу, и это заслуга их самих», — отметил Алонсо после зрелых выступлений Колапинто и Бермана на сложных улицах Сингапура.
«Они более подготовлены, они больше работают на симуляторах, проводят тесты, но это не то же самое, что гонки, где присутствует давление, и они отлично справились с этим».
Для того чтобы лучше понять, как молодой пилот справляется с давлением, всегда есть возможность посмотреть на его результаты в F3 и F2, хотя традиционные молодёжные серии Формулы-1 в последние годы не всегда были надежным способом отбора звезд будущего. Следом за Оскаром Пиастри, чемпионы Ф2 Фелипе Другович и Тео Пуршер не смогли пробиться в Формулу-1.
Но Джок Клир считает, что яркие выступления Бермана в Джидде стали катализатором для роста уверенности в том, что молодежь способна заменить опытных пилотов.
«Прекрасно то, что опыт Оливера в Саудовской Аравии фактически подтвердил ценность всей серии Ф2», — объяснил он.
Таким образом, если в 2025 году команды решат взять курс на молодых и перспективных, сезон обещает быть увлекательным, а поклонники Формулы-1 получат возможность наблюдать за новыми талантами в самой престижной гоночной серии мира.