11 случаев, когда титулы гонщиков и конструкторов делили разные команды
Все 11 случаев, когда титулы чемпионата Формулы-1 делили разные команды, показывают, насколько непредсказуема борьба в этом виде спорта. В 2024 году Макс Ферстаппен лидирует в зачете гонщиков, а McLaren удерживает лидерство в Кубке конструкторов.
1958 – Единственный титул Vanwall
Чемпионская борьба в этом сезоне была захватывающей и продолжалась до последнего этапа. Пилот Ferrari Майк Хоторн занял второе место в финальной гонке в Марокко, что принесло ему титул чемпиона, обойдя победителя гонки Стирлинга Мосса.
Однако в дебютном Кубке конструкторов (до 1958 года титул присуждался только пилотам) победу одержала команда Vanwall, выступавшая за Мосса, благодаря системе подсчета, при которой в каждом заезде засчитывался только один результат от каждой команды.
Этот титул оказался единственным для Vanwall, так как команда прекратила своё существование в 1960 году. Тем не менее, они вошли в историю как первые чемпионы среди конструкторов в Формуле-1.
1973 – Победа Lotus на фоне трагедии
К тому времени, как чемпионат достиг финального этапа на трассе Уоткинс-Глен, пилот Tyrrell Джеки Стюарт уже обеспечил себе третий и последний титул чемпиона мира. Однако в борьбе за Кубок конструкторов Lotus и Tyrrell разделял всего один очко.
Финальный этап был омрачен трагедией: молодой протеже Tyrrell, Франсуа Севера, погиб в аварии на квалификации. После этого Кен Тиррелл и Джеки Стюарт сняли свою команду с гонки, что позволило Lotus завоевать Кубок конструкторов, а победу в гонке одержал Ронни Петерсон.
1976 – Дуэль Ханта и Лауды
Один из самых запоминающихся сезонов в истории Формулы-1 увидел напряжённую борьбу между Джеймсом Хантом из McLaren и действующим чемпионом Ники Лаудой из Ferrari. После почти смертельной аварии на Нюрбургринге Лауда поразительно быстро вернулся на трассу, однако на дождливом финале в Фудзи он отказался продолжить гонку.
Хант завоевал титул с отрывом всего в одно очко, эта драма была позже увековечена в голливудском фильме «Гонка» (2013). Однако в Кубке конструкторов Ferrari оказалась сильнее, во многом благодаря стабильным выступлениям напарника Лауды, Клея Регаццони, в то время как McLaren не смогла в полной мере рассчитывать на Йохена Масса.
1981 – Пике опередил Рейтемана
Борьба за титул 1981 года завершилась на раскалённой трассе Caesars Palace в Лас-Вегасе, где сражались Карлос Рейтеман из Williams и Нельсон Пике из Brabham.
Пике финишировал только пятым, но Рейтеман, столкнувшийся с проблемами в коробке передач, занял восьмое место, что позволило бразильцу завоевать титул с разницей в одно очко.
Однако усилия Рейтемана и предыдущего чемпиона Алана Джонса принесли Williams титул среди конструкторов, тогда как Hector Rebaque из Brabham почти не оказывал поддержки в борьбе за очки.
1982 – Ferrari в сложный сезон
1982 год был непредсказуемым: победы одержали 11 разных пилотов из семи команд, ни один из которых не выиграл больше двух гонок.
Сезон также был омрачен трагедиями. Гонщик Ferrari Жиль Вильнёв погиб во время квалификации на Зольдере, а его напарник Дидье Пирони попал в тяжелую аварию на Хоккенхайме, завершившую его карьеру.
Несмотря на то, что Ferrari часто оставалась с одним пилотом на старте, команда всё же завоевала Кубок конструкторов благодаря стабильным выступлениям Марио Андретти и Патрика Тамбе, которые заменили основных пилотов.
Титул гонщика достался Кеке Росбергу из Williams, который одержал всего одну победу, но был стабильно быстр, обойдя Пирони на пять очков, несмотря на отсутствие последнего на последних пяти гонках.
1983 – Пике и Ferrari
В сезоне 1983 года за титул боролись Нельсон Пике из Brabham и Ален Прост из Renault, однако победу в чемпионате одержал Пике, когда на последнем этапе в Южной Африке турбина на машине Проста вышла из строя.
Товарищи по командам, Риккардо Патрезе и Эдди Чивер, не сыграли значимой роли в борьбе за титул, в то время как пилоты Ferrari, Рене Арну и Патрик Тамбе, показали стабильные результаты, что принесло итальянской команде второй подряд Кубок конструкторов.
1986 – Прост обошёл конфликтующих пилотов Williams
В 1986 году Williams завоевала Кубок конструкторов, несмотря на личные конфликты между своими пилотами, Найджелом Мэнселлом и Нельсоном Пике, что позволило Алену Просту из McLaren остаться в борьбе до финала в Австралии.
Мэнселл лидировал в чемпионате, но прокол шины на высокой скорости в Аделаиде привел к его сходу. Пике был вынужден заехать на пит-стоп для замены шин, и Прост выиграл гонку, став чемпионом, обойдя обоих гонщиков Williams.
1994 – Williams в память о Сенне
Сезон 1994 года навсегда останется омрачённым трагической гибелью Айртона Сенны на Имоле, спустя три гонки после начала его новой главы с командой Williams.
Тем не менее, команда собралась, и Дэймон Хилл сражался с Михаэлем Шумахером из Benetton за титул гонщика. Шумахер выиграл титул после столкновения с Хиллом в финале в Аделаиде.
Williams выиграла Кубок конструкторов благодаря усилиям Дэвида Култхарда и ветерана Найджела Мэнселла, которые поочередно занимали место в болиде после гибели Сенны. Benetton же практически не обращала внимания на вторую машину, в которой поочередно выступали Йос Ферстаппен, JJ Лехто и Джонни Херберт.
1999 – Начало доминирования Ferrari
Борьба за титул в 1999 году разгорелась между Микой Хаккиненом из McLaren и Михаэлем Шумахером из Ferrari, пока последний не сломал ногу в аварии на Сильверстоуне.
Эдди Ирвайн стал лидером Ferrari в отсутствие Шумахера, но проиграл чемпионский титул Хаккинену всего в несколько очков.
Однако Ferrari выиграла Кубок конструкторов благодаря серии сходов Дэвида Култхарда на поздних этапах, что принесло итальянской команде первую из шести подряд побед в Кубке конструкторов.
2008 – Хэмилтон выигрывает титул в последний момент
Сезон 2008 года стал одним из самых захватывающих в истории Формулы-1, когда Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса сражались за титул гонщика до последнего круга финальной гонки в Интерлагосе.
Хэмилтону нужно было занять пятое место, чтобы завоевать титул, и он сделал это на последнем повороте последнего круга, обойдя Массу на одно очко.
Но его напарник по McLaren, Хейкки Ковалайнен, не смог поддержать борьбу за Кубок конструкторов, что позволило Ferrari завоевать свой 16-й титул конструкторов.