Как «магия Pirelli» стала ключевым навыком для побед в Формуле-1
В последние годы управление шинами Pirelli стало одним из ключевых факторов успеха в Формуле-1. Гонщики и инженеры команд вынуждены осваивать особые стратегии, чтобы правильно управлять температурой и деградацией шин, обеспечивая наилучшую производительность на каждом этапе гонки. Карлос Сайнс называет это «магией Pirelli», и это стало новой важной областью для побед.

С приближением команд Формулы-1 по темпу друг к другу мелкие детали начинают играть решающую роль в борьбе за победу. Одной из таких деталей стало умение управлять шинами Pirelli — важный навык, которым команды и гонщики стремятся овладеть. Карлос Сайнс описывает это как «магия Pirelli», имея в виду особенность нынешнего поколения шин: их поведение на протяжении гонки зависит от того, как они были использованы в первые несколько кругов после пит-стопа.
Если в первые круги после выезда из боксов слишком сильно давить на шины, они могут перегреться и потерять эффективность. Но если гонщик будет слишком осторожен, он рискует потерять драгоценные секунды и позиции. Например, на Гран-при Азербайджана в этом году Шарль Леклер был вынужден сильно напрячь шины в начале заключительного отрезка, что привело к их износу ближе к финишу, в то время как Карлос Сайнс и Джордж Рассел смогли избежать этого, начав осторожнее.
Как отметил Сайнс, управление шинами — это сложный баланс:
«Нужно учитывать множество факторов — от компаундов до конфигурации трассы. Вы должны понять, когда стоит "потратить монеты" в первые круги, а когда лучше подождать до позднего этапа гонки. Ошибиться легко, ведь никогда не знаешь, как все сложится в будущем».
Основной фактор этой «магии Pirelli» — это температурное поведение шин, которое начинается в первые минуты их использования. По словам главы Pirelli по автоспорту, Марио Изолы, ключевой момент заключается в плавном переходе от температуры шин в термочехлах к рабочей температуре на трассе.
«Если вы аккуратно вводите шины в работу в первые пару кругов, это снижает их тепловую деградацию и сохраняет более стабильную производительность на долгую дистанцию», — объясняет Изола.
Однако выполнить это на практике не так просто, как может показаться. Гонщики не могут просто «медленно» ехать в начале стинта. Изола добавляет:
«Это не всегда вопрос замедления, так как иногда нужно разогреть передние шины, а для этого требуется чуть больше агрессии. Но если вы слишком замедлитесь, то рискуете, что шины не достигнут оптимальной температуры».
Команды уделяют огромное внимание этому аспекту. Например, в Haas на предсезонных тестах в Бахрейне значительная часть времени была посвящена изучению работы шин. Глава команды Айао Комацу отметил:
«Мы сосредоточились на том, как разное управление шинами влияет на их деградацию. Это командная работа — как со стороны инженеров, так и гонщиков».
Тем не менее, как признает Изола, «магия Pirelli» становится важной только потому, что остальные аспекты болидов и чемпионата настолько конкурентны.
«Когда у вас есть большое преимущество, как у Макса Ферстаппена несколько лет назад, вы не особо беспокоитесь о пике сцепления шин. Но когда разница между несколькими пилотами составляет десятые доли секунды, важно максимально использовать потенциал шин».
Работа с шинами — это непрерывный процесс. То, что сработало на одной гонке, не всегда будет эффективно на другой, так как каждая трасса и каждый компаунд шин требуют уникального подхода. Команды, инженеры и гонщики продолжают учиться на каждом этапе, пытаясь освоить «магическую» работу с шинами, чтобы обеспечить себе преимущество на трассе.