Противоречивые данные телеметрии в борьбе Ферстаппена и Норриса

Противоречивые данные телеметрии в борьбе Ферстаппена и Норриса

Наш Telegram
Мы в VK

Стюарды FIA приняли решение наказать Ландо Норриса пятисекундным штрафом после спорного манёвра на 52-м круге Гран-при США в борьбе с Максом Ферстаппеном.

Пилот McLaren потерял подиум после старта с поул-позиции. Но было ли это решение правильным, и нет ли заблуждения в самой природе принятого решения? Мы изучили данные телеметрии и регламент об обгонах, чтобы найти ответы.

Важное замечание: несмотря на все данные, которые можно проанализировать, и все статьи регламента, которые можно изучить, подобные решения всегда будут субъективными и никогда не могут считаться однозначно правильными или неправильными из-за природы правил и гоночного мира в целом.

Для понимания ситуации необходимо рассмотреть контекст гонки перед инцидентом. Макс Ферстаппен пострадал от сильного андерката со стороны Карлоса Сайнса на 22-м круге и потерял вторую позицию, которую он сумел защитить на старте. Голландский пилот, несмотря на то, что его шины были свежее на четыре круга, не смог приблизиться к темпу Ferrari во второй части гонки.

Норрис начал гонку, контролируя износ шин в начале первого отрезка, и усилил темп в конце, чтобы сократить виртуальный разрыв с Ферстаппеном. Настолько, что McLaren удалось создать преимущество в шесть кругов по состоянию шин над Ферстаппеном, и после позднего пит-стопа на 31-м круге Норрис вышел всего в шести секундах позади с 25 кругами впереди, чтобы догнать его.

Норрис быстро воспользовался преимуществом в состоянии шин и более высоким темпом MCL38 на жёстких шинах, чтобы сократить отставание от Ферстаппена. На 47-м круге началась борьба, но только на 52-м круге у Норриса появился реальный шанс обойти пилота Red Bull.

Теперь, прежде чем углубиться в детали, давайте определим некоторые важные термины для понимания санкции FIA. Что такое апекс поворота? Как FIA понимает и что говорит о слове "обгон"? Как можно и нужно обгонять?

Согласно официальному сайту Формулы 1, апекс - это "самая внутренняя точка траектории прохождения поворота". Здесь всё ясно. Однако точного определения обгона не существует. Фактически, FIA в своих правилах всегда говорит об "обгоняющей машине" или "обгоняющем пилоте", когда речь идёт об установлении легальных параметров манёвра обгона. Другими словами, это одна из тех серых зон в правилах.

Поэтому, как объяснил Томас Махер в другой статье, FIA считала, что Ферстаппен был "обороняющимся" в этой ситуации, и, находясь впереди Норриса на апексе, имел право сохранить позицию на трассе и не быть обогнанным с внешней стороны за пределами трассы, как это сделал Норрис в качестве "атакующего пилота".

Именно по этой причине, например, Джордж Расселл получил пятисекундный штраф в борьбе с Валттери Боттасом за похожий манёвр в том же повороте на ранних стадиях гонки. Но в этом случае роли были противоположными: Расселл явно был атакующим пилотом, так как находился позади Боттаса на апексе 12-го поворота и вытеснил финского гонщика с трассы.

Таким образом, штраф является правильным и хорошо применённым согласно Руководству по стандартам пилотирования FIA F1 об обгонах с внешней стороны (опубликованному в марте 2022 года), которое будет обновлено с 2025 года.
"Чтобы от обгоняемого болида требовалось предоставить достаточно места обгоняющему, обгоняющий болид должен иметь значительную часть машины рядом с обгоняемым болидом, и манёвр обгона должен выполняться безопасным и контролируемым образом, позволяя болиду явно оставаться в пределах трассы."
"При рассмотрении того, что является 'значительной частью', для обгона с внешней стороны поворота, среди различных факторов, которые будут рассматриваться стюардами при принятии решения, стюарды будут учитывать, находится ли обгоняющий болид впереди другого болида от апекса поворота. Обгоняемый болид должен иметь возможность пройти поворот, оставаясь в пределах трассы".

Теперь... главный вопрос: действительно ли Ферстаппен был обороняющимся пилотом, а Норрис атакующим? И именно здесь возникает реальная полемика. Поскольку на бумаге нет правила, которое чётко говорило бы об обгоне на прямой, то есть согласно Руководству по стандартам пилотирования мы можем различать только обгон по внутренней или внешней траектории, всегда применяемый к обгону в повороте.

Именно здесь лежит серая зона правил, которая делает решение о том, кто является атакующим или обороняющимся пилотом до достижения зоны торможения этого поворота, ещё более субъективным, чем оно уже есть в динамичной среде Гран-при.

Если мы пересмотрим прямую трансляцию и телеметрию, мы входим в новую дилемму, которую FIA должна была проанализировать более детально перед применением штрафа к Норрису. Был ли Норрис уже явно впереди Ферстаппена и, следовательно, обороняющимся пилотом в 12-м повороте до спорной ситуации?
Да, он был. Норрис обогнал Ферстаппена за несколько метров до 12-го поворота и, поэтому Ферстаппен должен был считаться атакующим пилотом в 12-м повороте. Фактически, именно это показывает телеметрия. FIA приняла другую точку зрения.
Ферстаппен очевидно затормозил позже Норриса, чтобы оказаться впереди на апексе и таким образом заставить стюардов поверить, что он никогда не терял позицию и в этом случае "превратить" Норриса обратно в атакующего пилота.

Но не было бы логичнее, что если бы Норрис действительно был "атакующим пилотом", он должен был бы растянуть торможение для попытки обгона по внешней гоночной линии – куда он сам попал после завершения своего обгона на прямой, когда Ферстаппен прикрыл внутреннюю часть – вместо того, чтобы убрать ногу с газа и затормозить намного раньше Ферстаппена?
Независимо от разницы в максимальной скорости перед достижением 12-го поворота из-за эффекта DRS, что очевидно означало, что Норрис должен был тормозить раньше, чтобы вписаться в поворот в пределах трассы, но не смог этого сделать, потому что был вытеснен наружу, пилот McLaren явно находился впереди Ферстаппена, совершив обгон на последних метрах прямой, и поэтому должен считаться "обороняющимся пилотом" с этого момента.

И именно Макс вынужден принять более агрессивный подход в 12-м повороте, чтобы "вернуть" позицию по внутренней линии. Ферстаппен убирает ногу с газа на 30 метров позже Норриса перед достижением апекса 12-го поворота, чтобы выйти вперёд в этой ключевой точке, и тормозит примерно на 35 метров позже, чем это сделал Норрис.




Комментарии

Добавить комментарий