50 лет назад Макларен впервые стали чемпионами мира F-1
Ровно 50 лет назад Макларен стали чемпионами Формулы 1, завоевав сразу два престижных титула – в зачете пилотов и конструкторов. В то время Эмерсон Фиттипальди стал лицом успеха команды, а его переход к Макларен ознаменовал новую эпоху в истории чемпионатов. Как сложился путь к победе и какие события предшествовали этому триумфу?
В сезоне 1973 года Эмерсон Фиттипальди уже был яркой звездой Формулы 1, но тогда его выступления проходили за команду Lotus. В 1972 году он доминировал в чемпионате вместе с John Player Team Lotus, выступая на стильном Lotus 72, и подружился с легендарным Ронни Петерсоном, которого в то время считали самым быстрым гонщиком в мире.
Эмерсон и Ронни стали великолепным дуэтом, несмотря на конкуренцию. "Ронни был лучшим для меня партнером по команде," — вспоминал Фиттипальди. Их дружба была настолько крепкой, что они договорились обсуждать любые проблемы между собой, избегая разногласий. Ронни оказался быстрее Эмерсона в квалификации 11 раз из 15, но Фиттипальди установил пять самых быстрых кругов против двух у Петерсона. Они выиграли семь гонок на двоих, что помогло Lotus одержать победу в зачете конструкторов, обойдя Tyrrell с результатом 92 очка против 82.
Несмотря на это, к концу сезона стало ясно, что два равноценных лидера не всегда помогают друг другу. Под занавес сезона Lotus все-таки позволил Джеки Стюарту завоевать третий титул чемпиона мира. В Италии Петерсон случайно уступил Эмерсону позицию, но чемпионом в итоге стал Стюарт.
К июню 1973 года Фиттипальди начал искать новые варианты и обсуждать условия перехода в другие команды. В числе претендентов на его переход оказались Brabham Берни Экклстоуна и McLaren. Marlboro и Texaco решили поддержать его выбор, а Lotus начал терять своего лидера.
Фиттипальди чувствовал, что Lotus 72 был слишком сложен в настройке. Однажды, наблюдая за McLaren M23, он отметил, как стабильно машина шла на прямых и как отлично вела себя на торможении. Решение сменить команду окончательно сформировалось после разговора с дизайнером McLaren, Гордоном Коппаком. "Я почувствовал, что это будет правильным выбором," — признался Эмерсон.
С McLaren его ждал успешный старт. Фиттипальди провел отличные зимние тесты, и машина оказалась не только быстрой, но и предсказуемой в настройке. В 1974 году он выиграл в Интерлагосе, а затем побеждал в Бельгии и Канаде. Его McLaren M23 была надежнее, чем Lotus предыдущего сезона, и это позволило ему уверенно бороться за титул.
Финальная гонка сезона в Уоткинс-Глен стала кульминацией напряженного чемпионата: Фиттипальди и Клей Регаццони подошли к финалу с равным количеством очков. Эмерсон знал, что его задача — остаться впереди Регаццони и не позволить Йоди Шектеру победить.
Во время гонки Эмерсону пришлось проявить всю свою стойкость и выдержку. Регаццони активно сопротивлялся и даже мешал обгону, но Эмерсон финишировал четвертым, что принесло ему второй чемпионский титул и позволило McLaren стать лучшей командой года.
Это решение покинуть Lotus оказалось совершенно оправданным: Макларен, впервые в истории, завоевали титул в зачете пилотов и конструкторов.