Ферстаппен: почему победа на Гран-при Бразилии закрепила его как мастера манипуляций
Макс Ферстаппен вновь продемонстрировал своё неоспоримое мастерство на Гран-при Бразилии 2024 года, начав гонку с 17-го места и финишировав первым. Его стиль вождения, контроль над машиной и умение адаптироваться к дождевым условиям сделали эту гонку особенной. Победа в Сан-Паулу стала его ответом критикам и ещё одним шагом к завоеванию чемпионства. Разберём, в чём секрет его успеха и как он использует стиль манипуляций на трассе.
Макс Ферстаппен одержал восьмую победу в сезоне Формулы-1 2024 на трассе Интерлагос в Сан-Паулу, существенно укрепив свои позиции в борьбе за четвёртое подряд чемпионство. Он стартовал с 17-й позиции, но легко прорвался в топ и взошёл на подиум вместе с пилотами Alpine — Эстебаном Оконом и Пьером Гасли.
Гений Макса Ферстаппена был сформирован с раннего возраста
Что делает Макса Ферстаппена таким хорошим гонщиком в дождевых условиях? Как он смог пройти путь от 17-го места до победы с отрывом в почти 20 секунд? Когда-то считалось, что дождь уравнивает шансы всех пилотов, но в эпоху Ферстаппена это лишь подчёркивает разрыв между лучшими гонщиками и остальными.
Секрет этого успеха кроется в детстве Макса, когда он впервые вышел на мокрые картинговые трассы Европы. Ему было шесть лет, и он тренировал свои рефлексы на инстинктивном уровне. Его отец, Йос Ферстаппен, использовал ошибки собственной карьеры для того, чтобы развить талант сына, сосредоточив внимание на его интуитивном чувстве машины.
Этот навык помогает Ферстаппену ощущать сцепление на мокрых поворотах, таких как поворот 1 на дождливом Интерлагосе, где он тормозит гораздо глубже, чем большинство соперников, полагаясь на инстинкты.
Две категории гонщиков: манипуляторы и реактивные
Гонщиков можно разделить на две категории: манипуляторы и реактивные. Манипуляторы, как Ферстаппен, всегда контролируют машину плавными и точными движениями, тогда как реактивные гонщики больше полагаются на рефлексы, что оставляет меньший запас для ошибок.
Примечательно, что пятеро гонщиков, не завершивших гонку в сложных условиях в Бразилии (Лэнс Стролл, Алекс Албон, Нико Хюлькенберг, Франко Колапинто и Карлос Сайнс), часто относятся к категории реактивных пилотов. Так, вылет Сайнса после наезда на белую линию при торможении — типичная ошибка реактивного гонщика.
Тем временем Ферстаппен показал, как нужно действовать в подобных условиях, быстро продвигаясь с 17-го места в топ-10. Он выбирал гоночные траектории и искал сцепление в тех зонах трассы, которые другие гонщики, возможно, не решились бы исследовать.
Путь к чемпионству и критика соперников
Эта победа стала не просто очередным шагом к чемпионскому титулу — она напомнила критикам о таланте Ферстаппена. После инцидентов с Ландо Норрисом в США и Мексике у Ферстаппена возникли конфликты с соперниками, но многие из этих столкновений были задуманы как способ повлиять на их психику. Он начал формировать репутацию жёсткого соперника ещё в начале карьеры в Формуле-1, провоцируя таких гонщиков, как Нико Росберг и Кими Райкконен.
Разочарование McLaren на фоне опыта Red Bull
Гран-при Бразилии также обнажил проблемы McLaren в борьбе за чемпионство. Старт Ландо Норриса с поула в окружении менее сильных соперников и падение Ферстаппена на 17-е место казались идеальной возможностью для McLaren. Но решение Норриса начать дополнительный круг формирования и ошибки с пит-стопом показали недостаток опыта команды в сравнении с такими лидерами, как Red Bull.
В финальной части гонки ошибки Норриса, тактические просчёты команды и его эмоциональная реакция на проигрыш Ферстаппену подтверждают, что борьба за чемпионство пока оказалась преждевременной для McLaren.
Alpine: преодоление трудностей и возвращение к успеху
Несмотря на внутренние проблемы, Alpine удалось провести удачную гонку и получить двойной подиум, что позволило им подняться на шестое место в зачёте конструкторов. Назначение Оливера Оукса на должность руководителя команды сыграло ключевую роль в этой трансформации, помогая команде принимать взвешенные решения в непредсказуемых условиях.
Интерес Red Bull к Франко Колапинто как вызов для Карлоса Сайнса
Тем временем слухи об интересе Red Bull к молодому аргентинскому гонщику Франко Колапинто, возможно, окажутся несправедливыми по отношению к Карлосу Сайнсу, который заслуживает второго шанса в топ-команде. В то время как Сайнс демонстрирует опыт и умение справляться с давлением, выбор новичка может оказаться рискованным для Red Bull, учитывая их прошлые ошибки в работе с молодыми гонщиками, такими как Пьер Гасли и Алекс Албон.
Вопрос к FIA: роль Джонни Херберта как стюарда
Решения Джонни Херберта в роли стюарда FIA в этом сезоне вызвали немало споров. На Гран-при Австралии он принял участие в вынесении штрафа Фернандо Алонсо за инцидент с Джорджем Расселом. Другие сомнительные решения также были связаны с его участием, что поднимает вопрос о роли стюардов в Формуле-1 и о необходимости избегать конфликта интересов.