F1 должна устранить лазейку с заменой шин под красным флагом. Почему это до сих пор не сделано?
Вопрос о правомерности замены шин под красным флагом продолжает вызывать споры в мире Формулы-1. Несмотря на заявления Стефано Доменикаали о необходимости пересмотра этого правила, последнее обновление регламента на 2025 год оставило его без изменений. Почему же так сложно внести коррективы и что это значит для гонщиков и команд?
Стефано Доменикаали заявил, что Формула-1 должна устранить лазейку в правилах, позволяющую менять шины под красным флагом, однако пока это так и не было сделано.
На недавнем заседании Всемирного совета FIA по автоспорту в октябре были опубликованы проекты новых спортивных регламентов для сезона 2025 года. Хотя FIA отреагировала на недавние споры о бонусном очке за быстрый круг, убрав его из правил на следующий сезон, одно из спорных положений осталось неизменным: правило, позволяющее менять шины при остановке гонки под красным флагом.
Несмотря на то, что это правило существует в регламенте десятилетиями, возможность команд менять шины при остановке гонки всегда вызывала споры среди пилотов и болельщиков. Одним из первых случаев, когда это правило вызвало серьезную критику, стал Гран-при Монако 2011 года.
Финальная часть той гонки обещала стать захватывающей, сопоставимой с финишем 1992 года между Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом. За 20 кругов до конца Себастьян Феттель, который возглавил гонку после того, как остался на трассе при выезде автомобиля безопасности, лидировал с изношенными шинами на дистанции в 50 кругов. Сзади его преследовали Фернандо Алонсо на Ferrari и Дженсон Баттон, которые сменили шины ранее.
Когда до конца гонки оставалось 15 кругов, первая тройка пилотов уложилась в менее чем секунду друг от друга. Шины Феттеля явно приходили в негодность, и он с трудом защищался от Алонсо в каждом круге на входе в Sainte Devote. Казалось, зрителей ждет напряженная развязка, но столкновение с участием Льюиса Хэмилтона, Адриана Сутиля, Виталия Петрова и Хайме Альгерсуари в зоне бассейна привело к красному флагу. Гонка была возобновлена, и Red Bull использовала правило, чтобы заменить шины на болиде Феттеля.
В итоге напряжение улетучилось. Феттель легко удержал лидерство и одержал свою пятую победу в первых шести гонках, к разочарованию болельщиков, ожидавших эпичной развязки.
Даже комментаторы BBC Мартин Брандл и Дэвид Култхард были удивлены, что правила позволяют менять шины под красным флагом. Значительное изменение правил 2007 года обязало всех пилотов использовать обе составы шин хотя бы на одном круге гонки, и возможность менять шины при остановке гонки фактически предоставляет «бесплатный пит-стоп», что дает значительное преимущество пилотам, если красный флаг появляется в удачный момент гонки.
Наиболее явным примером, как возможность менять шины под красным флагом может изменить ход гонки, стал Гран-при Монако этого года. После крупной аварии на старте с участием Серхио Переса, Кевина Магнуссена и Нико Хюлькенберга гонка была остановлена до конца первого круга. Это позволило всем пилотам сменить шины и выполнить требование об использовании двух составов, что привело к однообразной гонке без изменений позиций в первой десятке на протяжении оставшихся 77 кругов.
Многие посчитали эту гонку одной из самых скучных в истории. Стефано Доменикаали после гонки заявил, что правила нужно изменить: «У нас был красный флаг на первом круге, и все автоматически сделали свой пит-стоп. Мы не должны допускать, чтобы это повторилось. Мы должны предвидеть такие сценарии и прописывать их в правилах».
Прошло шесть месяцев, и этот вопрос снова стал актуальным после гонки в Бразилии. Ландо Норрис с разочарованием отметил, что три его соперника, включая лидера чемпионата Макса Ферстаппена, «получили преимущество» благодаря «правилу, с которым никто не согласен».
Однако правило вряд ли изменится в ближайшее время. Первый проект регламентов FIA на 2025 год все еще позволяет командам «менять колеса и шины», если гонка приостановлена, в рамках ограниченного объема работ на машинах, описанных в статье 57.4 b) vii).
Формула-1 идет вразрез с другими крупными автоспортивными сериями, такими как IndyCar, где приостанавливается вся работа с машинами, включая замену шин, при объявлении красного флага. Судьи записывают штрих-коды на шинах каждой машины, чтобы убедиться, что они не были заменены, и замена возможна только при открытии пит-лейна после возобновления гонки под автомобилем безопасности.
Многие могут спросить, почему FIA просто не удалит эту строку из регламентов, позволяя менять шины под красным флагом? Ответ прост: в Формуле-1 все гораздо сложнее, чем кажется.
Есть очевидные аргументы, почему Формула-1 должна последовать примеру IndyCar. Норрис прав, говоря, что «бесплатный пит-стоп» дает значительное преимущество тем, кто не побывал на пит-стопе до появления красного флага. Это может быть сложно принять, когда гонщик получает позицию, которую он не «заработал», или теряет ту, которую заслужил, из-за неожиданного появления красного флага.
Правило также подрывает правило об использовании двух составов шин. Хотя в Формуле-1 технически нет обязательного пит-стопа, правило о двух составах фактически обязывает команды делать его. Возможность сменить шины под красным флагом позволяет избежать этой обязательной остановки.
Однако есть и другие аргументы в пользу сохранения этого правила. Главное в обсуждении такого рода – это безопасность. Красный флаг – это крайняя мера, применяемая гоночным директором, и чаще всего используется в случае серьезной аварии или опасной ситуации на трассе. Пилоты могут получить повреждения шин, проезжая через место аварии, даже если не участвовали в инциденте. Возможность заменить шины обеспечивает безопасность при рестарте гонки и предотвращает попытки команд рисковать, оставляя гонщика на поврежденных шинах для получения преимущества.
Хотя правило далеко не идеально и может подрывать стратегию, оно гарантирует, что все участники рестарта будут находиться в равных условиях. Выполнение требования об использовании двух составов позволяет пилотам сосредоточиться на борьбе за позиции в оставшихся кругах.
Проблема с изменением правил заключается в том, что это может привести к непредвиденным последствиям. Простые решения часто создают новые лазейки, которые команды готовы использовать. Пока текущее правило остается неудовлетворительным для многих, командам остается лишь учитывать его при подготовке стратегий.