Написать
Новости
F1
Новости 07, ноябрь

F1 должна устранить лазейку с заменой шин под красным флагом. Почему это до сих пор не сделано?

Вопрос о правомерности замены шин под красным флагом продолжает вызывать споры в мире Формулы-1. Несмотря на заявления Стефано Доменикаали о необходимости пересмотра этого правила, последнее обновление регламента на 2025 год оставило его без изменений. Почему же так сложно внести коррективы и что это значит для гонщиков и команд?

F1 должна устранить лазейку с заменой шин под красным флагом. Почему это до сих пор не сделано?

Стефано Доменикаали заявил, что Формула-1 должна устранить лазейку в правилах, позволяющую менять шины под красным флагом, однако пока это так и не было сделано.


На недавнем заседании Всемирного совета FIA по автоспорту в октябре были опубликованы проекты новых спортивных регламентов для сезона 2025 года. Хотя FIA отреагировала на недавние споры о бонусном очке за быстрый круг, убрав его из правил на следующий сезон, одно из спорных положений осталось неизменным: правило, позволяющее менять шины при остановке гонки под красным флагом.


Несмотря на то, что это правило существует в регламенте десятилетиями, возможность команд менять шины при остановке гонки всегда вызывала споры среди пилотов и болельщиков. Одним из первых случаев, когда это правило вызвало серьезную критику, стал Гран-при Монако 2011 года.


Финальная часть той гонки обещала стать захватывающей, сопоставимой с финишем 1992 года между Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом. За 20 кругов до конца Себастьян Феттель, который возглавил гонку после того, как остался на трассе при выезде автомобиля безопасности, лидировал с изношенными шинами на дистанции в 50 кругов. Сзади его преследовали Фернандо Алонсо на Ferrari и Дженсон Баттон, которые сменили шины ранее.


Когда до конца гонки оставалось 15 кругов, первая тройка пилотов уложилась в менее чем секунду друг от друга. Шины Феттеля явно приходили в негодность, и он с трудом защищался от Алонсо в каждом круге на входе в Sainte Devote. Казалось, зрителей ждет напряженная развязка, но столкновение с участием Льюиса Хэмилтона, Адриана Сутиля, Виталия Петрова и Хайме Альгерсуари в зоне бассейна привело к красному флагу. Гонка была возобновлена, и Red Bull использовала правило, чтобы заменить шины на болиде Феттеля.


В итоге напряжение улетучилось. Феттель легко удержал лидерство и одержал свою пятую победу в первых шести гонках, к разочарованию болельщиков, ожидавших эпичной развязки.


Даже комментаторы BBC Мартин Брандл и Дэвид Култхард были удивлены, что правила позволяют менять шины под красным флагом. Значительное изменение правил 2007 года обязало всех пилотов использовать обе составы шин хотя бы на одном круге гонки, и возможность менять шины при остановке гонки фактически предоставляет «бесплатный пит-стоп», что дает значительное преимущество пилотам, если красный флаг появляется в удачный момент гонки.


Наиболее явным примером, как возможность менять шины под красным флагом может изменить ход гонки, стал Гран-при Монако этого года. После крупной аварии на старте с участием Серхио Переса, Кевина Магнуссена и Нико Хюлькенберга гонка была остановлена до конца первого круга. Это позволило всем пилотам сменить шины и выполнить требование об использовании двух составов, что привело к однообразной гонке без изменений позиций в первой десятке на протяжении оставшихся 77 кругов.


Многие посчитали эту гонку одной из самых скучных в истории. Стефано Доменикаали после гонки заявил, что правила нужно изменить: «У нас был красный флаг на первом круге, и все автоматически сделали свой пит-стоп. Мы не должны допускать, чтобы это повторилось. Мы должны предвидеть такие сценарии и прописывать их в правилах».


Прошло шесть месяцев, и этот вопрос снова стал актуальным после гонки в Бразилии. Ландо Норрис с разочарованием отметил, что три его соперника, включая лидера чемпионата Макса Ферстаппена, «получили преимущество» благодаря «правилу, с которым никто не согласен».


Однако правило вряд ли изменится в ближайшее время. Первый проект регламентов FIA на 2025 год все еще позволяет командам «менять колеса и шины», если гонка приостановлена, в рамках ограниченного объема работ на машинах, описанных в статье 57.4 b) vii).


Формула-1 идет вразрез с другими крупными автоспортивными сериями, такими как IndyCar, где приостанавливается вся работа с машинами, включая замену шин, при объявлении красного флага. Судьи записывают штрих-коды на шинах каждой машины, чтобы убедиться, что они не были заменены, и замена возможна только при открытии пит-лейна после возобновления гонки под автомобилем безопасности.


Многие могут спросить, почему FIA просто не удалит эту строку из регламентов, позволяя менять шины под красным флагом? Ответ прост: в Формуле-1 все гораздо сложнее, чем кажется.


Есть очевидные аргументы, почему Формула-1 должна последовать примеру IndyCar. Норрис прав, говоря, что «бесплатный пит-стоп» дает значительное преимущество тем, кто не побывал на пит-стопе до появления красного флага. Это может быть сложно принять, когда гонщик получает позицию, которую он не «заработал», или теряет ту, которую заслужил, из-за неожиданного появления красного флага.


Правило также подрывает правило об использовании двух составов шин. Хотя в Формуле-1 технически нет обязательного пит-стопа, правило о двух составах фактически обязывает команды делать его. Возможность сменить шины под красным флагом позволяет избежать этой обязательной остановки.


Однако есть и другие аргументы в пользу сохранения этого правила. Главное в обсуждении такого рода – это безопасность. Красный флаг – это крайняя мера, применяемая гоночным директором, и чаще всего используется в случае серьезной аварии или опасной ситуации на трассе. Пилоты могут получить повреждения шин, проезжая через место аварии, даже если не участвовали в инциденте. Возможность заменить шины обеспечивает безопасность при рестарте гонки и предотвращает попытки команд рисковать, оставляя гонщика на поврежденных шинах для получения преимущества.


Хотя правило далеко не идеально и может подрывать стратегию, оно гарантирует, что все участники рестарта будут находиться в равных условиях. Выполнение требования об использовании двух составов позволяет пилотам сосредоточиться на борьбе за позиции в оставшихся кругах.


Проблема с изменением правил заключается в том, что это может привести к непредвиденным последствиям. Простые решения часто создают новые лазейки, которые команды готовы использовать. Пока текущее правило остается неудовлетворительным для многих, командам остается лишь учитывать его при подготовке стратегий.


Нашли ошибку на странице?
0 комментариев