Почему в Формуле-1 больше нет финских гонщиков?
В 2025 году впервые с 1988 года в пелотоне Формулы-1 не будет ни одного финского гонщика. Страна, подарившая миру трех чемпионов мира и множество талантливых пилотов, оказалась без представительства в королевских гонках. Разбираемся в причинах этого явления и перспективах возвращения финнов на стартовую решетку.
Если вы хотите побеждать – наймите финна. Эта фраза хорошо известна в паддоке Формулы-1, однако сейчас никто, похоже, не следует этому совету. Временное ли это явление или признак долгосрочной тенденции?
Финляндия с населением всего 5,6 миллионов человек (0,07% населения мира) внесла огромный вклад в историю Формулы-1. Несмотря на то, что страна никогда не принимала Гран-при и не имела собственных команд в чемпионате мира, среди девяти финских гонщиков было семь призеров (включая Мику Сало и Юрки Ярвилехто, известного как ЙЙ Лехто), пять победителей гонок (в том числе Хейкки Ковалайнен и Валттери Боттас), а также три чемпиона мира: Кеке Росберг, Мика Хаккинен и Кими Райкконен. И это не считая Нико Росберга, который стал чемпионом в 2016 году, но выступал под немецкой лицензией.
Известный финский журналист Хейкки Культа объяснял этот успех суровыми погодными условиями страны тысячи озер:
Хейкки Ковалайнен, победитель Гран-при и бывший пилот Renault, McLaren и Lotus, не полностью согласен с этим мнением:
Ковалайнен считает более важными другие факторы. Первый – это неугасающая страсть к автоспорту в стране, которая добилась еще больших успехов в ралли. От Ари Ватанена до Калле Рованперы восемь финнов становились чемпионами мира в этой дисциплине; следующая страна – Франция с тремя титулами. Когда Ковалайнен был ребенком, Юха Канккунен и Томми Мякинен доминировали в WRC, а Хаккинен блистал в Формуле-1.
"Все эти парни постоянно появлялись в новостях, их было невозможно не заметить", – объясняет Ковалайнен. "Возможно, это повлияло на многих людей, включая меня – я видел новости, машины, их скорости, и это, вероятно, развило страсть к автоспорту".
"Возможно, другая причина в менталитете финнов – мы довольно нейтральные люди, у нас нет крайностей в эмоциях, наши дни обычно размеренные. В условиях высокого давления это хорошее качество. Когда ты находишься под прессингом, в центре внимания, с множеством задач, способность оставаться спокойным очень помогает. Финнам не нужно прилагать для этого особых усилий – даже в напряженных ситуациях мы сохраняем хладнокровие".
2025 год станет первым сезоном без финских гонщиков с 1988 года, когда JJ Лехто дебютировал за Onyx в последних четырех этапах. 35-летний Боттас не смог сохранить место в пелотоне после сезона-2024 без очков за рулем Заубера, а представители предыдущего поколения – Ковалайнен и Райкконен – давно завершили карьеру.
"Я видел, к чему всё идет, поэтому не сильно удивлен", – говорит Ковалайнен.
"Во второй половине прошлого года стало очевидно, что даже Валттери не продолжит выступления в качестве основного пилота. Когда Заубер не подписал его и взял Хюлькенберга, я был удивлен, потому что считаю, что результаты Валттери как минимум не хуже. Полагаю, здесь есть маркетинговые причины, и это разочаровывает, если решение принято из-за маркетинга, потому что обычно такие крупные бренды, стремящиеся стать топ-командами, выбирают пилотов по результатам, а не по маркетинговым соображениям".
После дебюта Боттаса в Williams в 2013 году ни один финский гонщик не приблизился к Формуле-1. Фактически, единственным молодым пилотом, выступавшим в главной молодежной серии (Формула-2 или ранее GP2) за последние пятнадцать лет, был Нико Кари, входивший в программу Red Bull Junior Team в 2016-2017 годах после победы в серии SMP F4.
Однако сейчас появилась новая надежда: в Формуле-3 в этом году выступает финн Туукка Тапонен, уже два года являющийся частью Ferrari Driver Academy. Тапонен – трехкратный чемпион Финляндии по картингу, также завоевавший мировой титул в 2021 году. В прошлом сезоне он выиграл Formula Regional Middle East Championship и занял третье место в европейской серии.
18-летний гонщик из Лохьи теперь выступает в Формуле-3 за команду ART Grand Prix, следуя по стопам своего соотечественника: "ART GP – знакомая команда для финнов. Например, Валттери Боттас выиграл чемпионат с ART GP перед переходом в Формулу-1". Если Тапонену удастся повторить успех Боттаса 14 лет спустя, он может стать чемпионом F3 в дебютном сезоне и попасть в Формулу-1 к 2027 году.