Написать
Новости
F1
Новости 13, январь

Почему в Формуле-1 больше нет финских гонщиков?

В 2025 году впервые с 1988 года в пелотоне Формулы-1 не будет ни одного финского гонщика. Страна, подарившая миру трех чемпионов мира и множество талантливых пилотов, оказалась без представительства в королевских гонках. Разбираемся в причинах этого явления и перспективах возвращения финнов на стартовую решетку.

Почему в Формуле-1 больше нет финских гонщиков?

Если вы хотите побеждать – наймите финна. Эта фраза хорошо известна в паддоке Формулы-1, однако сейчас никто, похоже, не следует этому совету. Временное ли это явление или признак долгосрочной тенденции?

Финляндия с населением всего 5,6 миллионов человек (0,07% населения мира) внесла огромный вклад в историю Формулы-1. Несмотря на то, что страна никогда не принимала Гран-при и не имела собственных команд в чемпионате мира, среди девяти финских гонщиков было семь призеров (включая Мику Сало и Юрки Ярвилехто, известного как ЙЙ Лехто), пять победителей гонок (в том числе Хейкки Ковалайнен и Валттери Боттас), а также три чемпиона мира: Кеке Росберг, Мика Хаккинен и Кими Райкконен. И это не считая Нико Росберга, который стал чемпионом в 2016 году, но выступал под немецкой лицензией.

Известный финский журналист Хейкки Культа объяснял этот успех суровыми погодными условиями страны тысячи озер: 

"Наши дороги и долгие зимы требуют особого мастерства. Чтобы выжить в Финляндии, нужно быть действительно хорошим гонщиком. Дороги всегда скользкие и неровные".

Хейкки Ковалайнен, победитель Гран-при и бывший пилот Renault, McLaren и Lotus, не полностью согласен с этим мнением:

"Мы с раннего возраста привыкаем к сложным, скользким условиям. Чтобы выжить на наших дорогах, нужно иметь навыки выше среднего. Многие часто упоминают это, но мне кажется, что это не такой значимый фактор, как может показаться".

Ковалайнен считает более важными другие факторы. Первый – это неугасающая страсть к автоспорту в стране, которая добилась еще больших успехов в ралли. От Ари Ватанена до Калле Рованперы восемь финнов становились чемпионами мира в этой дисциплине; следующая страна – Франция с тремя титулами. Когда Ковалайнен был ребенком, Юха Канккунен и Томми Мякинен доминировали в WRC, а Хаккинен блистал в Формуле-1.

"Все эти парни постоянно появлялись в новостях, их было невозможно не заметить", – объясняет Ковалайнен. "Возможно, это повлияло на многих людей, включая меня – я видел новости, машины, их скорости, и это, вероятно, развило страсть к автоспорту".


"Возможно, другая причина в менталитете финнов – мы довольно нейтральные люди, у нас нет крайностей в эмоциях, наши дни обычно размеренные. В условиях высокого давления это хорошее качество. Когда ты находишься под прессингом, в центре внимания, с множеством задач, способность оставаться спокойным очень помогает. Финнам не нужно прилагать для этого особых усилий – даже в напряженных ситуациях мы сохраняем хладнокровие".

2025 год станет первым сезоном без финских гонщиков с 1988 года, когда JJ Лехто дебютировал за Onyx в последних четырех этапах. 35-летний Боттас не смог сохранить место в пелотоне после сезона-2024 без очков за рулем Заубера, а представители предыдущего поколения – Ковалайнен и Райкконен – давно завершили карьеру.

"Я видел, к чему всё идет, поэтому не сильно удивлен", – говорит Ковалайнен.

"Во второй половине прошлого года стало очевидно, что даже Валттери не продолжит выступления в качестве основного пилота. Когда Заубер не подписал его и взял Хюлькенберга, я был удивлен, потому что считаю, что результаты Валттери как минимум не хуже. Полагаю, здесь есть маркетинговые причины, и это разочаровывает, если решение принято из-за маркетинга, потому что обычно такие крупные бренды, стремящиеся стать топ-командами, выбирают пилотов по результатам, а не по маркетинговым соображениям".

После дебюта Боттаса в Williams в 2013 году ни один финский гонщик не приблизился к Формуле-1. Фактически, единственным молодым пилотом, выступавшим в главной молодежной серии (Формула-2 или ранее GP2) за последние пятнадцать лет, был Нико Кари, входивший в программу Red Bull Junior Team в 2016-2017 годах после победы в серии SMP F4.

Однако сейчас появилась новая надежда: в Формуле-3 в этом году выступает финн Туукка Тапонен, уже два года являющийся частью Ferrari Driver Academy. Тапонен – трехкратный чемпион Финляндии по картингу, также завоевавший мировой титул в 2021 году. В прошлом сезоне он выиграл Formula Regional Middle East Championship и занял третье место в европейской серии.

18-летний гонщик из Лохьи теперь выступает в Формуле-3 за команду ART Grand Prix, следуя по стопам своего соотечественника: "ART GP – знакомая команда для финнов. Например, Валттери Боттас выиграл чемпионат с ART GP перед переходом в Формулу-1". Если Тапонену удастся повторить успех Боттаса 14 лет спустя, он может стать чемпионом F3 в дебютном сезоне и попасть в Формулу-1 к 2027 году.


Нашли ошибку на странице?
0 комментариев