Циничный подход Alpine к Джеку Дуэну
Подписание контракта с Франко Колапинто многими рассматривается как прямая угроза позициям Джека Дуэна в команде Alpine. Новое руководство французской команды создает серьезное давление на своего пилота, что может показаться жестким решением, но в мире Формулы 1 такой подход вполне объясним.
Один важный момент в переходе Франко Колапинто в Alpine заключается в том, что его текущая должность в Энстоуне, вероятно, не соответствует реальным амбициям гонщика и его менеджеров.
Джеймс Ваулз, бывший руководитель Колапинто в Williams, отметил на пресс-конференции в Катаре:
Для роли резервного пилота с возможностью тестировать старый болид Колапинто мог бы просто остаться в Williams. Это имело бы смысл для команды - даже с тем, что Ваулз считает лучшей парой пилотов в Формуле 1, не помешало бы сохранить резервиста, который уже доказал свою способность сесть за руль и показать результат в любой момент.
Может быть только одно логическое объяснение: Колапинто и его команда должны быть уверены, что у него будет больше шансов получить место боевого пилота в Alpine в ближайшем будущем, чем в Williams. Это подтверждается словами Ваулза, предоставленными пресс-службой его команды в день объявления: Мы считаем, что это соглашение с Alpine представляет для Франко лучший шанс получить место боевого пилота в 2025 или 2026 году.
И это весьма красноречивый намек. Колапинто, впечатливший своим дебютом в Формуле 1 в качестве замены Логана Сарджента, имеет реальный шанс пилотировать один из боевых болидов Alpine в ближайшем будущем. И нетрудно догадаться, на какое место он нацелен - это должно быть место Джека Дуэна.
Конечно, есть два способа взглянуть на эту ситуацию. Циничный подход, наиболее распространенный в Формуле 1, предполагает, что судьба австралийца уже практически решена. Широко распространенные слухи, циркулировавшие в паддоке во время финальных этапов чемпионата, намекали на то, что контракт Дуэна с Alpine гарантирует ему только ограниченное количество гонок.
Некоторые циники - а их в Формуле 1 немало - даже осмелились связать это с решением команды ускорить уход Окона. Предполагалось, что, посадив Дуэна за руль в Абу-Даби, советник Alpine Флавио Бриаторе просто готовил почву для его будущего увольнения. Руководителю команды Оливеру Оуксу даже пришлось отвечать на этот вопрос на послегоночной встрече с прессой.
Существует также вероятность того, что Дуэн все еще может определять свое будущее, показывая результаты. Но в любом случае, даже если Бриаторе не настолько циничен, как некоторые другие, очевидно, что приход Колапинто создал дополнительное давление на Дуэна. Аргентинец просто не оказался бы в команде, если бы Бриаторе не видел в нем одного из своих будущих боевых пилотов.
В декабрьском интервью французской газете Le Parisien Флавио пошутил:
Затем он стал более серьезным:
Мягко говоря, это не самые приятные слова.
Сейчас Джеку Дуэну определенно нелегко. Спекуляции в СМИ о том, что его место под угрозой, начались еще до его дебюта в Абу-Даби, и в паддоке хорошо известно, что Бриаторе устроил ему своего рода сравнительный тест с Пьером Гасли, чтобы команда могла оценить его скорость по сравнению с их ведущим пилотом. Это связывали с интересом итальянца к Колапинто.
Эти слухи материализовались в виде контракта резервного пилота для аргентинца, и все это означает, что у Дуэна действительно нет много времени на адаптацию. Он должен показывать результаты.
Есть все основания полагать, что Alpine будет ждать от Джека результатов с самых первых гонок, без оправданий. Потому что если он не справится, у Бриаторе и Оукса есть кто-то, кто уже доказал, что может показать себя, будучи брошенным в самое пекло. Да, его девятигоночная серия с Williams не была идеальной - пара аварий, особенно в Бразилии и Вегасе, немного снизила ажиотаж - но потенциал там есть, и он уже известен.
Циники не преминут упомянуть, что Бриаторе, возможно, также привлекают потенциальные коммерческие выгоды от возможного продвижения Колапинто на место боевого пилота. Влияние его дебюта было огромным - как в Аргентине, так и в Формуле 1, причем логотипы компаний из его родной страны не только появились на болидах Williams, но и украсили рекламные щиты на трассах, где проходили гонки с участием Колапинто.
И хотя сама Формула 1 не может влиять на решения Alpine, руководители чемпионата не должны быть слишком разочарованы возможным возвращением Колапинто на стартовую решетку.
Дуэну будет нелегко. Австралиец провел 2024 год в стороне от гонок, и он неизбежно будет немного не в форме. Даже Фернандо Алонсо был таким, когда вернулся на стартовую решетку Формулы 1 в 2021 году после своих выступлений в WEC и на Дакаре. Двукратному чемпиону Формулы 1 потребовалось несколько гонок, чтобы набрать скорость в той же команде, но вполне возможно, что у Дуэна не будет столько времени. К тому же ему еще многому нужно научиться в Формуле 1.
Жестоко? Вероятно. Однако одно можно сказать наверняка - новое руководство Alpine F1 последовательно в своем подходе. В конце концов, они делают только то, что выгодно команде, не слишком беспокоясь о том, как это выглядит.
Однако давление на Дуэна ни в коем случае не эквивалентно закрытию собственного подразделения по производству двигателей Renault в Вири-Шатийоне.
Можно сетовать на историческую важность этого решения, утверждая, что Renault портит свое собственное наследие. Можно также утверждать, что использование клиентских двигателей вместо собственных - не лучший подход для производителя, и вы, вероятно, будете правы, говоря, что это демонстрирует отсутствие амбиций Renault в Формуле 1.
Но можно ли это объяснить? Абсолютно да. На самом деле, очень просто. Это простая математика. Если вы можете купить, казалось бы, конкурентоспособную силовую установку примерно за 15 миллионов фунтов стерлингов в год, вы действительно не захотите тратить в пять раз больше на разработку собственной, практически не имея гарантий, что она будет столь же конкурентоспособной.
Клиентский контракт выглядит не очень хорошо, особенно для команды, которая должна быть заводской. Но это экономит много денег.
В основном такова была история с момента прихода Бриаторе: новый режим Alpine не особо заботится о том, как воспринимаются их решения, пока выгоды очевидны.
Если вы Джек Дуэн, с этим многое нужно справиться. Вероятно, было бы приятнее, если бы Бриаторе сказал - в том же самом интервью Le Parisien, например - что у австралийца есть хотя бы один сезон, чтобы проявить себя. Это определенно повысило бы уверенность новичка. Выглядело бы лучше, если бы он сказал, что они полностью верят в талант, воспитанный собственной академией Alpine. В конце концов, Джек - первый выпускник текущей итерации программы, который попал в Формулу 1 именно с самой командой, а не с другой.
Но Бриаторе этого не сделал. Тем не менее, он гарантировал, что Дуэн начнет сезон вместе с Гасли. И это максимум того, что можно получить в Формуле 1. Даже если у Дуэна нет "справедливого" шанса проявить себя, у него все же есть шанс. И даже если у него есть только пять гонок, чтобы доказать свою ценность, это ровно на пять больше, чем получили вместе Тео Пурше и Фелипе Другович.
Нравится это или нет, но в новом руководстве Alpine есть что-то, что отличает его от всех предыдущих: отсутствие лицемерия. Нет X-летних планов, нет необоснованных заявлений о количестве гонок, отделяющих команду от будущего успеха.
Как сказал Оукс в интервью Autosport:
С приходом Бриаторе команда Alpine Формулы 1 - возможно, впервые за последнее десятилетие - получила четкий и прямой план: стать эффективной организацией, которая стремится достичь наилучших результатов с имеющимися ресурсами. Будут ли некоторые решения непопулярными, теперь для них не имеет значения.
Формулу 1 не зря называют безжалостным бизнесом. Но это также бизнес, основанный на результатах. Поэтому если вы Джек Дуэн, ваше будущее все еще в ваших руках. Все, что нужно сделать - это быстро пилотировать.