Первое противостояние Лоусона и Цуноды: история юных напарников
В свете выбора напарника Макса Ферстаппена в Red Bull на сезон 2025 года особый интерес представляет история первого соперничества Лиама Лоусона и Юки Цуноды. Их пути впервые пересеклись в 2019 году в серии Euroformula Open, где оба выступали за команду Motopark под руководством Тимо Румпфкайла.
Если в составе Red Bull два болида, между ними словно возникает магнит – они постоянно притягиваются друг к другу! Так со смехом вспоминает руководитель Motopark Тимо Румпфкайл сезон 2019 года, когда под его началом выступали Лиам Лоусон и Юки Цунода. Тогда они впервые сошлись в борьбе за пять лет до своего нынешнего соперничества за место напарника Макса Ферстаппена в Red Bull.
По словам Румпфкайла, это магнитное притяжение преследует команду с 2004 года, когда они впервые работали с болидами Red Bull, приведя тогда Скотта Спида к титулу в Формуле-Рено Еврокубок. И неважно, являются ли гонщики напарниками – из-за давления со стороны Red Bull они оставляют друг другу меньше пространства на трассе, чем другим соперникам, ведь результаты в очной борьбе имеют особое значение.
Появление двух молодых гонщиков – Лоусону только исполнилось 17 лет к началу сезона, Цуноде было 18 – совпало с турбулентным периодом в европейских формульных сериях.
В 2018 году другой протеже Red Bull Дэн Тиктум в составе Motopark уступил в борьбе за титул чемпиона Европейской Формулы-3 Мику Шумахеру из Prema. Это был последний сезон серии перед её закрытием – FIA передала права на название Формулы-3 серии GP3 под управлением Бруно Мишеля.
Когда производился отбор 10 команд из GP3 и Европейской Формулы-3 на период 2019-2021 годов, неожиданностью стало отсутствие Motopark в этом списке.
Команде пришлось продолжить работу с существующей техникой. Европейская Формула-3 продвигалась по инициативе FIA компанией Formel 3 Vermarktungs, дочерней структурой организатора DTM – ITR. Герхард Бергер, возглавлявший ITR, вместе с руководителем F3V Вальтером Мертесом планировали продолжить проведение гонок на старых болидах Формулы-3 в рамках поддержки DTM под названием Formula European Masters.
Одновременно испанский промоутер GT Sport открыл свою серию Euroformula Open, которая до этого использовала те же шасси Dallara F3, но со стандартными двигателями Toyota, для моторов Spiess и HWA, ранее использовавшихся в Европейской Формуле-3 под брендами Volkswagen и Mercedes соответственно.
Кроме того, в 2019 году был представлен чемпионат Formula Regional European – прямой конкурент давно существующего Formula Renault Eurocup. Таким образом, помимо новой FIA F3, появились четыре европейских чемпионата, соревнующихся за одних и тех же участников между Формулой-4 и Формулой-2.
Поддерживаемый Honda Цунода выиграл чемпионат Японской Формулы-4 2018 года и был включён в программу Red Bull Junior. Лоусон стал вице-чемпионом немецкой Формулы-4 с Van Amersfoort Racing, и голландская команда планировала его участие в Formula European Masters.
Но затем он вернулся в Новую Зеландию для участия в Toyota Racing Series во время европейской зимы и, к досаде основателя VAR Фритса ван Амерсфорта, эти выступления привлекли внимание консультанта Red Bull Хельмута Марко, который имел давние связи с семьей Румпфкайл.
Контракт с Цунодой был подписан в декабре 2018 года. По словам Румпфкайла, он катался на лыжах, когда Хельмут позвонил и спросил о наличии ещё одного места, так как они взяли Лиама в программу, хотя Van Amersfoort всё ещё пыталась заполучить его. Это произошло в феврале, а через несколько недель стало ясно, что чемпионат Бергера не состоится, и команда перешла в Euroformula Open.
Formula European Masters была отменена в середине марта, когда были заявлены всего шесть гонщиков – три в Motopark. Этого было недостаточно, особенно учитывая, что календарь Euroformula Open включал гораздо больше трасс Формулы-1, чем мог предложить FEM в качестве гонок поддержки DTM.
По мнению Румпфкайла, календарь и болид являются двумя сильнейшими преимуществами чемпионата. В календаре только европейские трассы Формулы-1, действующие или недавние. В 2019 году использовались шины Michelin, которые он считает лучшими, хотя сейчас все предпочитают Pirelli, поскольку эти шины используются в Формуле-3 и Формуле-2.
Болид, сохранивший ДНК классической Формулы-3 – очень эффективный с точки зрения аэродинамики, с отличной подвеской и тормозами, легкий и маневренный – учит гонщиков правильным вещам. Почти все пилоты, успешно выступающие в Формуле-1 и гонках спорткаров, прошли через классическую школу Формулы-3.
После заключения контрактов с Motopark оба гонщика также получили места в FIA F3 с командами Jenzer Motorsport и MP Motorsport соответственно. Это означало, что по ходу сезона им придется переключаться между разными машинами. Такое совмещение программ также повлияло на их шансы в EFO из-за спортивного регламента FIA F3.
Как объясняет Румпфкайл, возможности тестов были ограничены. Регламент FIA F3 позволял участникам двойной программы присоединяться только к официальным тестам EFO, без частных заездов. Фактически, Лоусон впервые сел за руль в четверг на Поль-Рикаре перед первым этапом, а Цунода успел провести только официальные тесты в Барселоне.
Оба гонщика сразу показали хорошую скорость, что является важным показателем при переходе в Формулу-3. По словам Румпфкайла, если гонщику требуется 10 дней, чтобы выйти на нужный темп, обычно у него будут проблемы в карьере. Те, кто сразу чувствует дополнительную прижимную силу и аэродинамику, обладают навыками для продвижения к Формуле-1.
Программа EFO значительно помогла выступлениям в F3. Для Цуноды это было изучение трасс и адаптация к европейской среде, которая сильно отличается от японской. Ему нужно было многому научиться, например, не кричать по радио!
Как уже упоминал Румпфкайл, между подопечными Red Bull случались столкновения. Лоусон впечатляюще победил Цуноду в первой гонке на Поль-Рикаре, но во второй они столкнулись, за что новозеландец был наказан стюардами. На четвертом этапе в Спа контакт в повороте Les Combes привел к сходу обоих.
По мнению Румпфкайла, инцидент в Спа определенно произошел по вине Лоусона, хотя Цунода мог легко его избежать. Он хорошо помнит тот день и долгую беседу с гонщиками. Цунода, возможно из-за японской гордости, считал поворот и траекторию своими. Но он все равно остался бы впереди Лоусона, если бы избежал столкновения, предоставив больше места. Хотя он не был обязан этого делать, это было бы разумнее, чем настаивать на своем пространстве на трассе.
Им обоим нужно было многому научиться. Для Лоусона это был величайший шанс в жизни. Цунода, пользуясь поддержкой Honda, чувствовал себя более комфортно и уверенно. Для Лоусона это была возможность всей жизни, которой остается и сейчас, и он хотел большего, но иногда, как мы все знаем, когда стремишься к большему, это может быть чрезмерным.
Это также проявилось в другом инциденте с Лоусоном на городской трассе в По. Он преследовал напарника по Motopark Джулиана Хансеса – недооцененного гонщика, позже ушедшего в гонки спорткаров – в борьбе за лидерство в Гран-при По на влажной трассе, оба на слик-шинах. Но Билли Монгер, заехавший в боксы за дождевой резиной, быстро их догонял.
Лоусон попытался обогнать в узкой шикане, которая большую часть года является мини-кольцевой развязкой для дорожного движения. В результате два болида Motopark оказались в барьерах, а Монгер одержал знаменитую победу.
"Мы все знаем, как сложно обгонять в По, и я не помню, чтобы кто-то когда-либо обгонял в этом месте!" - восклицает Румпфкайл.
"Там просто физически не могут поместиться две машины. Это было проявление нетерпения и желания сделать что-то экстраординарное, что явно обернулось против него".
Помимо неудач, Лоусон одержал четыре победы: помимо открывающей гонки на Поль-Рикаре, он выиграл субботнюю гонку в По, блестяще победил под дождем в Барселоне, стартовав с восьмого места, а затем отобрал победу у Цуноды в финальной гонке сезона в Монце.
На итальянской трассе японский гонщик прорвался с девятого места на старте к уверенному лидерству, но упустил победу своему партнеру по программе Red Bull после позднего рестарта после машины безопасности. Таким образом, Цунода одержал всего одну победу в EFO – на Хоккенхайме.
Несмотря на то, что оба гонщика пропустили два из девяти этапов – Ред Булл Ринг и Сильверстоун – из-за пересечений с FIA F3, Лоусон занял второе место в итоговом зачете, а Цунода – четвертое.
Но вот что удивительно: даже если бы они участвовали во всех девяти этапах, они не смогли бы превзойти по очкам другого пилота Motopark. Марино Сато, который сам пропустил этап в Сильверстоуне ради дебюта в Формуле-2, никогда не считался асом формульных гонок и сейчас выступает в классе LMGT3 чемпионата мира по гонкам на выносливость за рулем McLaren команды United Autosports.
Для Румпфкайла успех Сато в 2019 году не является загадкой – скорее, это сочетание обстоятельств, упорной работы и скрытого таланта, которые сошлись воедино.
"Марино – один из действительно недооцененных гонщиков", – утверждает он.
"Это был его третий год в Формуле-3, так что у него был большой опыт. Шины Michelin очень помогли ему, так как они были более дружелюбными к пилоту. Шины Hankook, на которых Сато выступал в Европейской Формуле-3 в 2017 и 2018 годах, были очень специфичными – их нужно было хорошо прогреть для быстрого круга в квалификации и грамотно управлять ими для сохранения темпа в гонке.
Ему, очевидно, помогло то, что он не был ограничен в тестовой программе, поэтому мог провести свои 12 дней тестов, как мы делали ранее в FIA F3. Он был очень уверен в машине, второй год работал со своим инженером и точно выполнял все, что мы просили, показывая результаты.
В некоторые дни Цунода и Лоусон испытывали небольшие трудности при переходе между болидами FIA F3 и Euroformula Open. У них определенно была скорость, но не хватало уверенности в машине в квалификации, чтобы выжать последние две-три десятых – они приходят только когда ты действительно уверен. У них никогда не было времени правильно выстроить эту уверенность, процесс постоянно прерывался необходимостью возвращаться к FIA F3.
В какой-то степени их внимание было больше сосредоточено на FIA F3, чем на Euroformula Open – это явно был их приоритет, и они относились к EFO больше как к тестам и дополнительному пробегу. Все эти факторы вместе позволили Марино держать их на расстоянии."
Дружба с Сато, начавшаяся еще в картинге, оказалась палкой о двух концах для Цуноды:
Сато в том сезоне EFO обошел не только будущих пилотов Формулы-1. Джек Дуэн в составе британской команды Double R Racing занял лишь 11-е место в чемпионате. Был также эпизодический приезд на этап в Спа чемпиона испанской Формулы-4 того года Франко Колапинто, выступавшего за команду Drivex, которая все еще использовала старый двигатель Toyota, уступавший Spiess (использовался Motopark) и HWA.
Видел ли Румпфкайл в Лоусоне и Цуноде будущих пилотов Формулы-1?
"Я был очень уверен, что у них есть талант и способности для этого, без сомнений", – размышляет он.
"Но как мы все знаем, для попадания в Формулу-1 нужно много разных факторов. Это и политическое влияние, и нужно оказаться в нужном месте в нужный момент, так что должно сойтись много вещей. Поэтому я бы не стал ставить на это деньги. А если бы пришлось ставить, то определенно на Юки, потому что было явно много поддержки со стороны Honda, чтобы привести следующего японского гонщика в Формулу-1".
Теперь Лоусон выиграл борьбу за место напарника Ферстаппена в Red Bull на 2024 год, в то время как Цунода проведет пятый сезон в команде Racing Bulls. Часто забывают, что Motopark сыграла значительную роль в ранней карьере Ферстаппена. Именно его тестовые выступления на болиде команды в Кубке Германии Формулы-3 в конце 2013 года убедили окружение, что он может перейти прямо из картинга в Европейскую Формулу-3 в 2014 году.
У Motopark не было команды в европейской серии в то время, и Ферстаппен перешел в Van Amersfoort, где его отец Йос начинал свою гоночную карьеру. Но Motopark выставила его на внезачетную гонку Masters of F3 в Зандворте – которую он, естественно, выиграл.
"Я честно считаю, что Макс сейчас впереди всех, и это касается не только этих двоих [Цуноды и Лоусона]", – делится мнением Румпфкайл. "Думаю, это самая высокая планка, самая сложная работа, и будет интересно посмотреть, как они с этим справятся".
"Никто из них не может стабильно быть на одном уровне с ним – это очевидно, и им нужно расти, потому что у Макса тоже были свои проблемы и ошибки, что всегда является частью пути. Но тогда он не был под таким пристальным вниманием, в то время как эти гонщики находятся под микроскопом, и будет интересно посмотреть, сколько терпения у них хватит".