Марио Андретти: Американский гонщик, покоривший мир Формулы-1
Марио Андретти — имя, которое стало синонимом успеха в автоспорте. Единственный американец, завоевавший титул чемпиона мира Формулы-1, он оставил неизгладимый след в истории гонок. В честь 75-летия Формулы-1 мы вспоминаем его невероятный путь от Италии до вершины мирового автоспорта.
28 февраля 1940 года в семье Альвизе и Рины Андретти родились близнецы Марио и Альдо. Тогда никто не мог предположить, что один из них станет легендой автоспорта. Семья жила в Монтоне, небольшом городке в Истрии, которая тогда была частью Италии, а сейчас принадлежит Хорватии.
После Второй мировой войны семья Андретти, как и тысячи других итальянцев, была вынуждена покинуть родные земли из-за политических преследований. Они оказались в лагере для беженцев, а позже переехали в Назарет, Пенсильвания. Именно здесь началась история Марио Андретти как гонщика.
В Назарете находилась гоночная трасса Nazareth Speedway, и братья Андретти, несмотря на запрет родителей, купили старый автомобиль Hudson Hornet 1948 года, восстановили его и начали участвовать в местных гонках. Марио вспоминает: «Мы с Альдо подбрасывали монетку, чтобы решить, кто первым сядет за руль. Это было невероятно захватывающе».
Страсть к гонкам быстро переросла в профессию. Марио начал выступать в серии USAC Champ Car, где трижды стал чемпионом. Он также участвовал в гонках на выносливость и NASCAR, а в 1969 году выиграл престижную гонку Indianapolis 500.
Несмотря на успехи в США, Марио мечтал о Формуле-1. Его дебют в королевских гонках состоялся в 1968 году, но тогда он выступал лишь эпизодически. Основное внимание он уделял американским соревнованиям, где уже был звездой.
В середине 1970-х Андретти получил предложение от команды Vel’s Parnelli Jones Racing, которая решила попробовать свои силы в Формуле-1. Однако проект оказался неудачным, и в 1976 году команда покинула чемпионат.
Но это открыло новую главу в карьере Марио. Он перешёл в команду Lotus, где познакомился с Колом Чепменом, легендарным конструктором и руководителем команды. Вместе они работали над революционным болидом Lotus 78, который впервые использовал эффект прижимной силы (ground effect).
В 1978 году Марио Андретти стал чемпионом мира Формулы-1, одержав шесть побед в сезоне. Однако этот триумф был омрачён трагедией: его напарник по команде Ронни Петерсон погиб в аварии на Гран-при Италии.
Андретти продолжил выступать в Формуле-1 до 1982 года, после чего вернулся в США, где ещё долго оставался активным участником автоспорта. Его сын Майкл основал команду Andretti Global, которая сегодня участвует в различных гоночных сериях, включая Формулу-E и Extreme E.
Марио Андретти до сих пор остаётся важной фигурой в автоспорте. Он консультирует молодых гонщиков и участвует в проектах, связанных с Формулой-1. Его наследие продолжает вдохновлять новые поколения.