Женщины в Формуле-1: от первой гонщицы до инженера Haas F1
Формула-1 — это мир, где история пишется каждую гонку. За 75 лет существования чемпионата было установлено множество рекордов, но лишь недавно команда Haas F1 сделала шаг, который войдет в историю. Лаура Мюллер стала первой женщиной, назначенной на должность гоночного инженера. В честь этого события мы вспоминаем ключевые моменты, когда женщины впервые добивались успехов в Формуле-1.
Первая женщина-гонщик: Мария Тереза де Филиппис
Итальянская гонщица Мария Тереза де Филиппис стала первой из двух женщин, участвовавших в Гран-при Формулы-1. В период с 1958 по 1959 год она трижды стартовала за рулем частного Maserati.
Де Филиппис начала карьеру после Второй мировой войны, когда ей было 22 года, отчасти из-за того, что ее братья утверждали, что она будет медленной. Сначала она участвовала в горных гонках, затем перешла в endurance racing, а в 1958 году дебютировала в Формуле-1.
За три старта она показала лучший результат, финишировав десятой, и даже удостоилась замечания от самого Хуана Мануэля Фанхио, который сказал, что она едет слишком быстро. Ее карьера могла бы быть дольше, но в 1959 году, после присоединения к команде Жана Бера, тот погиб. Увидев, как несколько ее друзей погибли в автоспорте, она завершила карьеру. Де Филиппис оставалась единственной женщиной в Формуле-1 на протяжении 15 лет.
Первая женщина, набравшая очки в Формуле-1: Лелла Ломбарди
Второй и единственной другой женщиной, стартовавшей в Гран-при, стала еще одна итальянская гонщица — Лелла Ломбарди. В период с 1974 по 1976 год она участвовала в 12 Гран-при за команды March, RAM, Williams и Brabham.
Ломбарди остается единственной женщиной, набравшей очки в Формуле-1. На Гран-при Испании 1975 года гонка была остановлена досрочно из-за аварии, затронувшей зрителей. На момент остановки Ломбарди занимала шестое место, которое в то время приносило очки.
Кроме того, Ломбарди стала первопроходцем в другом смысле: она была одной из первых открыто квир-гонщиков в автоспорте высшего уровня.
Первая женщина на подиуме Формулы-1: Джинни Уильямс
На Гран-при Великобритании 1986 года Вирджиния «Джинни» Уильямс вошла в историю, став первой женщиной, поднявшейся на подиум Формулы-1.
Жена Фрэнка Уильямса, Джинни стала опорой команды Williams после того, как Фрэнк попал в аварию, которая оставила его тетраплегиком. В 1986 году он все еще восстанавливался, и Джинни пришлось не только заботиться о муже и их трех детях, но и управлять командой в его отсутствие.
То, что ее пригласили поднять трофей за Williams, стало важным признанием ее роли в сохранении команды, особенно учитывая, что ее муж избегал обсуждения с ней своего опыта аварии.
Первая женщина, тестировавшая болид Формулы-1: Сара Фишер
С развитием Формулы-1 и ужесточением контроля над тестами за руль садились только мужчины — до 2002 года.
Американская гонщица Сара Фишер, выступавшая в американских открытых гонках, получила возможность провести демонстрационный заезд на болиде McLaren MP4-17 во время Гран-при США 2002 года.
Хотя это не было тестом с целью получения места в гонках, это событие стало началом 2000-х с женщиной за рулем болида Формулы-1.
Первая женщина-руководитель команды: Мониша Кальтенборн
В 2013 году Мониша Кальтенборн стала первой женщиной, официально занявшей пост руководителя команды Sauber. Она присоединилась к команде в 2000 году, возглавив юридический отдел, и оставалась в ней, несмотря на многочисленные кадровые изменения.
Кальтенборн занимала пост руководителя команды с 2013 года до середины 2017 года, после чего основала юниорскую команду KDC Racing.
Первая женщина-гоночный инженер в Формуле-1: Лаура Мюллер
21 января 2025 года, спустя 75 лет существования Формулы-1, команда Haas F1 сделала исторический шаг, назначив Лауру Мюллер гоночным инженером Эстебана Окона — первой женщиной на этой должности.
Мюллер присоединилась к Haas в 2022 году после десяти лет работы в различных гоночных сериях по всему миру. Изначально она занималась работой на симуляторе, затем была повышена до инженера по производительности, а теперь станет первой женщиной, которая будет общаться с пилотом Формулы-1 по радио во время гонки.