Новые правила пит-стопов в Монако: будут ли гонки Формулы-1 лучше?
Гонка Формулы-1 в Монако часто критикуется за предсказуемость и отсутствие обгонов. В попытке сделать гонку более захватывающей организаторы ввели новые правила, требующие большего количества пит-стопов. Но приведет ли это к реальному улучшению зрелищности? В статье анализируются прошлые гонки и мнения экспертов, чтобы понять, как новые правила могут повлиять на гонки в Монако.

Гонка Гран-при Монако в сухих условиях чаще всего проходит предсказуемо. В современной Формуле-1, если вы лидируете в квалификации в княжестве, то путь к победе кажется простым: хорошо стартовать и удержать лидерство на первом повороте (что не так сложно, учитывая, что с поул-позиции до поворота всего около 200 метров), а затем не дать соперникам обойти вас с помощью андерката или оверката. Гонка часто превращается в игру на ожидание, когда лидер ждет, пока его ближайший соперник заедет на пит-стоп, а затем делает то же самое на следующем круге.
В этом контексте решение Формулы-1 ввести обязательные многократные пит-стопы в Монако — с количеством обязательных смен шин и составов, которые еще предстоит определить — является справедливой попыткой улучшить то, что слишком часто описывается как процессия.
Для простоты правила Формулы-1 обычно описываются как требующие пит-стопа для каждого гонщика, но на самом деле правило гласит, что каждый участник должен использовать как минимум два разных состава шин в гонках в сухую погоду. Эта тонкость имеет ключевое значение, поскольку смена шин разрешена во время красных флагов. Так, когда Гран-при Монако 2024 года был прерван после столкновения на первом круге с участием Нико Хюлкенберга, Серхио Переса и Кевина Магнуссена, местному герою Шарлю Леклеру просто нужно было выдержать давление от Оскара Пиастри на протяжении всей гонки, после того как оба гонщика перешли с медиума на хард на последние 77 кругов гонки — и монегасец сделал это с легкостью.
Еще одна проблема в последнее время: болиды Формулы-1 были расширены в рамках технического регламента 2017 года с 1,80 до 2 метров. На самой узкой и извилистой трассе календаря это является серьезным препятствием для обгонов.
В гонке 2024 года было совершено семь обгонов (не считая первого круга) — в том числе три от Валттери Боттаса и два от Лэнса Стролла, — но ни одного в топ-10, где порядок не менялся ни разу после раннего красного флага.
Гонки 2023 и 2022 годов были в некоторой степени насыщенными благодаря дождю, который оживил события, но ни одного обгона не было совершено в гонке 2021 года, которая проходила на полностью сухой трассе. Боттас провел свой печально известный 43-часовой пит-стоп, находясь на втором месте, а Ферстаппен легко отразил угрозу Карлоса Сайнса позади себя благодаря восьмисекундному отрыву, когда испанец заехал на пит-стоп.
Это не означает, что Монако был сценой безумных обгонов до 2017 года, но проблема есть, и ее нужно решать.
Именно поэтому это был один из основных вопросов повестки дня заседания Комиссии Формулы-1, которое состоялось перед запуском F1 75 в Лондоне во вторник, где было решено ввести обязательные многократные пит-стопы для гонки 2025 года — возможно, с использованием всех трех составов шин, привезенных в княжество Pirelli. Скорее всего, это будет включать новый для 2025 года состав C6, который теоретически еще мягче, чем другие составы.
Дополнительные пит-стопы, несомненно, еще больше снизят износ шин, но деградация обычно не является достаточно существенным фактором, позволяющим обгонять в Монако, если только не идет дождь и кто-то не окажется на подсыхающей трассе на изношенных промежуточных шинах — но даже в этом случае для обгона, возможно, потребуется смелый маневр на мокром участке трассы.
Новые стратегии, как ожидается, вдохнут столь необходимую жизнь в гонку в Монако. Гонщики бы больше атаковали в прошлом году, зная, что им не нужно экономить шины — это уже огромный бонус, так как ранние времена на круге были более чем на десять секунд медленнее поула.
Случайные зрители не заметят разницы, когда болиды на пару секунд медленнее, но они определенно замечают, когда эти болиды даже не превосходят своих коллег из Формулы-2 по темпу квалификации. Ричард Версхор установил поул в Формуле-2 с временем 1:21.283 в 2024 году; Шарль Леклер в среднем проезжал круги с 1:21.515 с 4 по 8 круги гонки Формулы-1 после еще более медленного старта, прежде чем его времена постепенно улучшились до 1:15 к поздним стадиям гонки.
С точки зрения стратегии, эти пит-стопы позволили бы Пиастри и McLaren попытаться перехитрить Леклера и Ferrari в борьбе за победу. Можно представить, что в обычной, непрерывной гонке оба стартовали бы по-прежнему на медиумах — получая более приличный старт, чем на хардах, и избегая преждевременного первого пит-стопа из-за мягких шин, который мог бы отбросить их в трафик.
Низкая деградация шин также означает, что оверкат может быть жизнеспособной стратегией, поскольку слегка изношенные шины могут превзойти холодные, и лидер гонки может оказаться в беде, если его ближайшие преследователи — товарищи по команде и разойдутся в разные стороны — один попытается андеркат, другой — оверкат. Это во многом будет зависеть от того, как шины Pirelli поведут себя в условиях дня, но гонка будет усилена слоем непредсказуемости.
Не все так сильно заботятся о решении ввести обязательные дополнительные пит-стопы, с усталым Ферстаппеном, ворчащим:
По крайней мере, почти столетняя гонка, созданная в 1929 году, когда болиды не были такими громоздкими, как сегодня, получает столь необходимое оживление.