Успеет ли Mercedes подстроиться под текущие регламенты F1
Сезон 2025 года представляет последнюю возможность для Mercedes вернуться на вершину до смены регламента в 2026 году. После трех лет борьбы с текущими правилами команда из Брэкли надеется, что новый болид W16 позволит им вновь сражаться за чемпионский титул. Сможет ли обновленный технический состав во главе с Джеймсом Эллисоном и дуэт пилотов Джордж Расселл-Кими Антонелли превратить амбиции в результаты?

Сезон 2024 года стал самым успешным для Mercedes в рамках нынешнего цикла регламентов, даже несмотря на то, что команда опустилась на четвертое место в Кубке конструкторов. Коллектив, который доминировал в предыдущем регламентном периоде, теперь отправляется в свою последнюю попытку доказать, что они полностью разобрались с текущими правилами, прежде чем те отправятся на свалку истории.
Попытка плана преемственности, начатая в 2021 году (последнем году предыдущего набора регламентов, в котором с момента внедрения гибридных двигателей в 2014 году Mercedes выиграл все титулы, кроме чемпионата пилотов в 2021-м), не совсем удалась. Преемник Эллисона, Майк Эллиотт, вел команду по пути проектирования и разработки, который в конечном итоге не давал такого же уровня производительности, как у соперников.
Победа на Гран-при Бразилии 2022 года, первая для Джорджа Расселла, только усложнила ситуацию — казалось, она подтвердила правильность конструкции, которая не работала, из-за чего базирующаяся в Брэкли команда оставалась на своем пути дольше, чем, вероятно, осталась бы, если бы эта победа не произошла.
«Продолжать работать в компании, но немного в стороне от происходящего, особенно в период, когда было очевидно, что команда испытывает трудности, было не очень приятно», — сказал Эллисон.
«Поэтому, когда меня спросили, не рассмотрю ли я возможность вернуться и снова взять все на себя, хотя я немного сожалел, что это будет означать сокращение моего эгоистичного времени, это было с радостью в сердце с точки зрения погружения в работу вместе с моими товарищами по команде и получения удовольствия от совместной борьбы, чтобы попытаться снова продвинуть дела вперед».
Значительный пакет обновлений, представленный в Монако в 2023 году, начал поворачивать корабль для Mercedes, но только с W15 в 2024 году влияние Эллисона полностью проявилось — и нельзя было отрицать, что машина стала значительно более конкурентоспособной.
W15 принес четыре победы, при этом как Расселл, так и Льюис Хэмилтон реализовали потенциал болида — особенно в середине сезона, когда W15 на короткое время выглядел претендентом на статус самой быстрой машины в пелотоне наряду с McLaren MCL38.
Но быстро стало очевидно, что, хотя W15 мог быть невероятно быстрым, его универсальность уступала McLaren, а к концу сезона Ferrari SF-24 заменил Mercedes в качестве самого сильного соперника McLaren, в то время как Mercedes присоединился к Red Bull, испытывая некоторое замешательство из-за спорадической скорости своих болидов.
Обновления в течение года значительно расширили рабочий диапазон машины, и Эллисон охарактеризовал усилия Mercedes «заставить свой болид прорваться вперед», поскольку команда обнаружила, что за достигнутые улучшения приходилось платить побочными эффектами, которые не всегда делали машину более уверенной в управлении — особенно для Льюиса Хэмилтона.
Сезон 2025 года в некотором роде странный для Mercedes: с одной стороны, это новое начало для команды, продвинувшей Кими Антонелли в напарники к Расселлу после 12 сезонов с Хэмилтоном, но с другой — это завершение действия регламентов, которые держали полную победу на расстоянии вытянутой руки в течение трех лет.
Это последний шанс для команды, которая сметала всех на своем пути при предыдущих правилах, показать, что после трех лет обучения и устранения недостатков в трех болидах она может создать машину, максимально использующую потенциал этих регламентов, прежде чем правила будут полностью переписаны. Станет ли W16 такой машиной?
Хотя идея полностью сосредоточиться на подготовке к 2026 году должна казаться очень привлекательной, учитывая все более убывающую отдачу от усилий в этом сезоне, Mercedes еще не отказался от достижения успеха.
С этой целью в последнем болиде для этих регламентов внесены «значительные изменения», воплотившие в W16 «уроки, извлеченные из предшественника».
В то время как Aston Martin предпочел обширные изменения в аэродинамике, Mercedes выбрал эволюцию — эволюцию, которая, по мнению Расселла, приведет к «значительному изменению» в конкурентоспособности машины.
«Каждый год мы обнаруживали проблему, решали ее, и это создавало новую, а [в этом году] мы, вероятно, были гораздо более дисциплинированными в отношении каждого изменения, которое мы вносили», — рассказал он журналистам на презентации сезона F175 в Лондоне.
«[Мы] были более тщательными, чем когда-либо, с точки зрения работы на симуляторе, просто чтобы убедиться, что мы не попадем в новую ловушку. И пока это разумный шаг».
«Мы мыслили более дальновидно, чем раньше, и это вполне нормально в мире аэродинамики, когда ты разрабатываешь в аэродинамической трубе. Но когда ты меняешь характеристики машины и то, как она будет вести себя и как она будет ощущаться для нас за рулем, если ты делаешь переднюю часть сильнее, это отнимет от задней. И если ты зайдешь слишком далеко, это будет такой же проблемой, [как] если бы было в противоположном направлении».
«Так что я думаю, что мы просто действительно были тщательными, говоря: "хорошо, вот фундаментальные изменения, которые мы собираемся сделать. Мы думаем, что это сделает X. Будет ли это проблемой на этих гонках? И если да, то как мы собираемся обходить это?"»
Новая передняя подвеска и изменения аэродинамических поверхностей — главные новшества, судя по изображениям и информации, которую Mercedes выпустил о W16, но все взгляды будут прикованы к болиду во время предсезонных тестов в Бахрейне на этой неделе.
«Поскольку это четвертый год этих регламентов с точки зрения шасси, машины находятся в более зрелой фазе», — сказал Эллисон.
«Большие выигрыши во времени круга труднее получить, но мы сосредоточились на улучшении в областях, которые сдерживали нас в прошлом году».
«Наше основное внимание было сосредоточено на устранении небольшого нежелания W15 поворачивать на медленных поворотах, а также дисбаланса температуры шин, который делал машину непоследовательной от сессии к сессии. Мы довольны нашим прогрессом за зиму и с нетерпением ждем возможности узнать, как мы выглядим по сравнению со всеми остальными».
Слабость в медленных поворотах означает, что именно второй сектор Международного автодрома Бахрейна может указать на то, удалось ли Mercedes взять верх над проблемами — медленные правый поворот 8 и левый поворот 10 покажут, остался ли в ДНК W16 какой-либо послевкусие от W15.
Конечно, с учетом значительных изменений регламента в следующем году, это не конец света, если Mercedes не сможет выиграть титул в этом году — это просто означает, что команда из Брэкли всегда будет оглядываться на текущий свод правил и задаваться вопросом, что могло бы быть.
Что касается Антонелли, его приход на смену Хэмилтону серьезно начинается в среду утром, когда он проведет первую сессию в W16, прежде чем Расселл возьмет на себя управление днем. Пара следует противоположному расписанию в четверг, прежде чем подготовка Антонелли к сезону завершится утренней сессии в пятницу.
Теперь, когда Расселл находится в том, что, вероятно, является более комфортной лидерской ролью в Mercedes, британский гонщик будет надеяться, что Mercedes, в четвертой и последней попытке для этих регламентов, даст ему машину, с которой он сможет должным образом бороться за чемпионский титул.