Пирелли в Формуле-1: как создаются шины для предсезонных тестов и гоночного сезона
Команды Формулы-1 проделали колоссальную работу в межсезонье, подготовив две новые машины к предстоящему чемпионату, но без четырех кругов продвинутой резины от поставщика шин Пирелли эти болиды не смогли бы никуда поехать. В преддверии начала тестов в Бахрейне F1.com поговорил с главным инженером итальянского производителя Симоне Беррой, чтобы узнать больше о кропотливой работе инженеров на трассе и на заводе, а также о целях, которые они ставят перед собой в предстоящем сезоне.

"Совершенно верно!" — смеется Берра, когда F1.com отмечает, что его карьера до сих пор вращалась вокруг создания экстремальных уровней сцепления и тормозной силы. Бывший инженер-конструктор компании Brembo, специализирующейся на тормозных системах, сейчас возглавляет трековые операции Пирелли.
Команда Берры, выезжающая на официальные тестовые сессии и гоночные уик-энды, насчитывает около 50 инженеров, монтажников шин и связанного с ними персонала. Первая крупная задача в их списке на 2025 год — после тестов меньшего масштаба на трассах Поль Рикар и Барселона — предстоит в Бахрейне на этой неделе.
Впереди три дня ценных предсезонных заездов на требовательной Международной трассе Бахрейна, которые дадут пилотам и командам возможность понять характеристики своих новейших болидов, а Пирелли — возможность проанализировать свои последние разработки шин.
Отлаженный механизм
Ключом к соединению всех элементов являются сотрудники Пирелли, встроенные во все 10 команд Формулы-1 — один инженер (отвечающий за мониторинг использования шин, сбор различных показаний и передачу информации обратно Берре) становится постоянным представителем в каждой команде.
"По сути, инженер является контактным лицом для команды," — говорит Берра, начиная объяснять, как работает подразделение Пирелли в Формуле-1.
"То, что помогает нам собирать отзывы — это то, что у команд отличные отношения с нашими инженерами — между двумя сторонами существует доверие.
"Инженер предоставляет командам как можно больше информации — но ничего конфиденциального — о продукте F1, и команды довольно охотно делятся отзывами. Опять же, ничего конфиденциального от команды, но это, по крайней мере, связано с шинами, что помогает нам получить представление о том, что происходит на трассе, и собрать как можно больше данных."
Помимо периодического ротирования в течение сезона для поддержания свежести персонала, инженеры обычно проводят два года, работая с одной командой, прежде чем перейти к другой.
"Это делается для того, чтобы не создавать слишком сильную связь между командой и инженером," — говорит Берра.
"В противном случае может возникнуть слишком много обсуждений с командами, и инженеры могут почувствовать себя больше частью команды Формулы-1."
"Это также означает, что инженеры могут переходить, скажем, из топ-команды в команды среднего уровня, получая разнообразный опыт, и мы можем сформировать всесторонне профессионального специалиста."
Понимание переменных
Берра, который присоединился к Пирелли из Brembo в 2017 году, сначала работая инженером GT, прежде чем перейти к болидам с открытыми колесами и подняться до Формулы-1, имеет непосредственный опыт работы в гаражах команд на тестах и Гран-при.
Будь то пятница гоночного уик-энда, наполненная тренировками, или специальная тестовая сессия, основные обязанности — и вызовы — остаются теми же.
"Для нас очень важно отфильтровывать собираемую информацию, стараясь не учитывать изменения настроек болида," — отмечает Берра, который также следит за чемпионатами F2 и F3 и отчитывается перед директором автоспортивного подразделения Пирелли Марио Изолой.
"Если мы видим что-то необычное на шинах, например, различный износ или иной внешний вид шины, нам нужно фильтровать это, учитывая, что менялось... настройка, угол развала колес, аэродинамические нагрузки, что угодно."
"Инженеры находятся в гаражах со своими гарнитурами, собирают отзывы и проверяют износ. В конце каждого дня они предоставляют мне сводку результатов. Затем я собираю все 10 сводок и пытаюсь создать один отчет для команд, FIA и F1 — мы делимся этой информацией между всеми."
Тестирование 1, 2, 3...
Самым недавним примером является прошлогодний послесезонный тест в Абу-Даби, для которого Пирелли поставила свои существующие шины 2024 года и обновленные шины 2025 года после интенсивной разработки, которая включала специальную тренировочную сессию на Гран-при Мехико.
За день было накатано почти 15 000 километров, что оставило единственному поставщику Формулы-1 много домашней работы на протяжении зимнего перерыва, учитывая вышеупомянутые изменения настроек, разделение пилотами своих заездов между шинами спецификаций '24 и '25, а также изменения температуры воздуха и трассы.
"Это много данных, много заездов, много кругов," — улыбается Берра.
"Мы также получаем телеметрию от команд, что очень важно для нас. Затем мы проверяем, что все данные верны и соответствуют заездам команды — все времена круга и так далее.
"С шинами 2025 года нам было интересно посмотреть, удалось ли нам улучшить эффект перегрева, который был одним из ограничений на протяжении последних пары сезонов. Мы также собрали информацию о дельте [разнице во времени круга] между различными компаундами в линейке, что действительно очень интересно."
"Это дало нам возможность перепроверить данные с тестами разработки, которые мы провели. У нас был путь разработки, у нас были некоторые результаты, в том числе с внутренними тестами, и мы хотели понять, полностью ли мы соответствуем тому, что ожидали."
Помимо осторожного оптимизма в отношении уменьшения эффекта перегрева и разрыва в производительности между компаундами C2 и C3 (Берра описал предыдущий C2 как "достаточно жесткий"), Пирелли видит ранние обещания с совершенно новым продуктом для 2025 года.
Действительно, линейка сухих компаундов Пирелли теперь охватывает шесть вариантов, от самого жесткого C1 до самого мягкого дополнительного C6 — ультрацепкой шины, разработанной для использования на определенных городских трассах, но впервые появившейся на трассе Яс-Марина пару месяцев назад.
"Мы дали командам по одному комплекту, хотя и знали, что находимся на пределе с точки зрения температуры и энергетических нагрузок в Абу-Даби," — добавляет Берра.
"Это не идеальная шина с точки зрения выбора компаунда [для этой трассы], но это первый признак, что команды могут обрести уверенность с C6, что хорошо, и для нас собрать больше данных."
Как звезды Формулы-1 играют свою роль
Наряду с уже рассмотренными темами, есть еще один не менее важный фактор, который следует учитывать каждый раз, когда продукция Пирелли появляется на трассе — мнения тех, кто находится за рулем.
Пилоты, конечно, являются человеческим элементом в уравнении и предоставляют подробные комментарии своему инженеру после тренировочных сессий и тестов, уравновешивая бесконечные данные, полученные от шин и болидов.
Пара Ferrari — Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон, а также дуэт McLaren — Ландо Норрис и Оскар Пиастри — это некоторые из имен, которые сыграли свою роль в этом году, когда Пирелли наращивала тестирование своих прототипов дождевых и сликовых шин для сезона 2026 года и переработанных технических регламентов Формулы-1.
"Это очень важно," — говорит Берра об участии пилотов.
"Очевидно, они управляют путем разработки. Наши инженеры много разговаривают с ними, и мы сопоставляем их отзывы с данными, чтобы получить правильную оценку — был ли отзыв объективным или искаженным какой-либо другой ситуацией.
"Их поддержка и отзывы предоставляют нам то, что нам нужно, честно говоря, потому что это их ощущения в болиде. Если пилот доволен, мы тоже довольны! Данные важны, но не менее важна уверенность, которая есть у пилота, чтобы довести шины до предела."
Все взгляды на Бахрейн
Это подводит нас к предсезонным тестам в Бахрейне, которые пройдут в среду, четверг и пятницу, и должны заполнить последние пробелы для Пирелли перед новым сезоном.
"Я думаю, что тест в Бахрейне более важен," — утверждает он, ссылаясь на прошлогоднее послесезонное собрание в Абу-Даби. "Команды работали над обновлением своих болидов, разрабатывая их, поэтому спецификация болидов 2025 года будет гораздо более показательной.
"Это, вероятно, более важно и для команд, потому что с данными, собранными в Абу-Даби, они будут использовать их — вместе со всеми данными, которые мы передали в течение последних месяцев из процесса разработки — для внедрения моделей и симуляций для своих новых болидов.
"Иногда очень сложно получить идеальную общую картину, поэтому для нас важно, с помощью команд, попытаться понять, где находится производительность шин. Для нас это просто замыкание цикла разработки."