Охлаждающий комплект в болидах"непригоден к использованию"
В преддверии нового сезона Формулы-1 участники чемпионата продолжают тестировать технические новшества, призванные повысить безопасность и комфорт пилотов. Одним из таких нововведений стал специальный охлаждающий комплект для гонщиков, разработанный FIA после экстремально жаркого Гран-при Катара-2023. Однако, как выяснилось, новая система вызывает серьезные нарекания. Пилот Haas Эстебан Окон первым публично заявил о практической непригодности охлаждающих жилетов в их нынешнем исполнении.

Пилот Haas Эстебан Окон выразил сомнения относительно практичности новых охлаждающих жилетов FIA, разработанных для помощи гонщикам в экстремально жарких гонках, заявив, что "никто не может использовать" систему в её нынешнем виде.
Охлаждающее устройство было представлено после серьезных физических испытаний, с которыми столкнулись пилоты во время Гран-при Катара 2023 года. Хотя теоретически система готова к использованию в нынешнем сезоне, её конструкция, по сообщениям, вызывает дискомфорт, что делает внедрение крайне затруднительным.
Система состоит из охлаждающих трубок, интегрированных в комбинезоны пилотов, но основная проблема, по-видимому, заключается в месте соединения, где трубки входят в костюм, создавая неудобную зону давления.
По словам Окона, устройство в настоящее время "непригодно к использованию".
"На данный момент мы не можем использовать охлаждающий жилет," — сказал он журналистам в Бахрейне.
"Трубки повсюду, это нормально. Трубки сзади тоже в порядке. Но есть огромный теннисный мяч сбоку, на бедре."
"Если вы поместите его сюда [на грудь], он будет натирать ремнями. Если поместите сзади, вы не поместитесь в сиденье. Если поместите сбоку, вы тоже не поместитесь в сиденье. Так что да, на данный момент это не работает для нас, или по крайней мере то, что я пробовал. И судя по тому, что я слышал от других пилотов, ситуация очень похожая."
"Хорошо, что FIA смогла предоставить нам решение и предложить что-то. Но на данный момент я, по крайней мере, не могу этим пользоваться. Я не говорю за остальных, но я и Олли [Берман] не можем этим пользоваться."
"Сам продукт, который является стандартным, непригоден к использованию. Он слишком большой. Вы знаете, насколько тесным является сиденье в Формуле-1. В месте, где соединяются все трубки, образуется узел из трубок. И поэтому он слишком большой."
На данный момент пилоты имеют выбор, использовать систему или нет, но с 2026 года FIA планирует сделать её обязательной. Это дает руководящему органу время для доработки устройства, хотя Окон считает, что возможности для улучшения ограничены.
На вопрос, могут ли кокпиты быть модифицированы для размещения системы, он выразил сомнение:
"Ну, если вы хотите сиденье с огромной дырой в нем, то нет. Правильно спроектировать сиденье очень сложно. Если вы сделаете такой вырез, вы серьезно потеряете в жесткости."
"Единственный способ улучшения, который я вижу — это если мы сможем уменьшить этот узел, или если мы придумаем решение, как, например, в некоторых обычных машинах, где есть кондиционирование воздуха через сиденье, чего нам не нужно иметь."
Окон также поставил под сомнение необходимость делать устройство обязательным, отметив, что пилоты хорошо справляются с экстремальными условиями благодаря физической подготовке.
"Оно еще не очень нужно," — сказал он.
"Для экстремальных условий, я согласен, например, как в Катаре, или иногда в Сингапуре. Но в Катаре в прошлом году я неделю крутил педали в сауне перед гоночным уик-эндом — а когда приехал, был в куртке. Было так холодно, что я был немного зол на то, что так усердно готовился впустую!"
"Я не знаю, будут ли еще обсуждения. Полагаю, что никто сейчас не в состоянии использовать это. Так я считаю. Я могу ошибаться, но думаю, что всем трудно поместиться в болид с этими трубками."
"Я думаю, знаете, [мы] рады иметь систему на борту и добавить вес, и если мы не хотим её использовать, мы не используем. Но на данный момент мы не можем её использовать, так что... Это не то, что я просто капризничаю и не хочу её использовать! На самом деле, всё наоборот. Я бы хотел её использовать, если бы это было возможно. Нет, просто она не подходит."
С обязательным внедрением, намеченным на 2026 год, FIA потребуется тесно сотрудничать с командами для доработки системы и обеспечения возможности интеграции её пилотами в конструкции их кокпитов.