Написать
Новости
F1
Новости 09, март

«Я не стремлюсь разбивать болиды о своих напарников» – Действительно ли Окон настолько плох?

Эстебан Окон — один из самых обсуждаемых пилотов Формулы 1. Его имя часто связывают с жаркими противостояниями с партнерами по команде. Но насколько оправдана такая репутация? Разберем ключевые моменты карьеры француза, от Force India до Alpine и Haas, чтобы понять: действительно ли он заслужил ярлык «проблемного» гонщика?  

«Я не стремлюсь разбивать болиды о своих напарников» – Действительно ли Окон настолько плох?

В мире Формулы-1 репутация гонщика формируется не только на основе его результатов, но и благодаря взаимоотношениям внутри команды. Для Эстебана Окона ярлык пилота, который «постоянно сталкивается со своими напарниками», стал неотъемлемой частью его образа. Однако насколько эта репутация соответствует действительности? Давайте разберемся в истории инцидентов француза с его партнерами по команде и сравним с другими известными гонщиками.

Он дебютировал в команде-аутсайдере, прежде чем перейти в более крупную, где стал напарником опытного пилота – лидера команды на протяжении нескольких лет. Дела шли не гладко. Помимо нескольких разногласий по стратегии, которые привели к напряженным радиообменам, было также пара столкновений. Ничего неожиданного, когда молодой, амбициозный пилот приходит в команду не для вспомогательной роли, а чтобы доказать свою состоятельность.

Угадали имя гонщика? Последняя подсказка: он говорит по-французски.

Его имя, конечно, Шарль Леклер. Или у вас был кто-то другой на примете?

За день до своей второй победы в Формуле-1 – на Гран-при Италии 2019 года – Леклер серьезно разозлил не только Себастьяна Феттеля, но и своего руководителя Маттиа Бинотто, отказавшись обеспечить слипстрим для своего напарника в заключительные моменты квалификации. Немец затем нарушил командные договоренности в Сочи, отказавшись уступить позицию, которую он получил на старте благодаря «буксиру» от Леклера. Позже в том же году они столкнулись в Сан-Паулу, причем вина лежала на обоих, а через несколько месяцев монегаск врезался в своего напарника на первом круге второй гонки на Ред Булл Ринге, в результате чего оба болида Ferrari сошли с дистанции.

Напарники в Формуле-1 не должны сталкиваться друг с другом. В идеале они всегда должны ставить интересы команды выше собственных. Но иногда они все же сталкиваются. И часто не подчиняются или по крайней мере подвергают сомнению командные приказы. Это описание «молодого и амбициозного» гонщика можно также применить к Максу Ферстаппену. Его оборонительная езда против Даниэля Риккардо на Гран-при Азербайджана 2018 года, возможно, переходила все границы. Знаменитое столкновение, которое последовало, было уже их вторым, так как Ферстаппен также прервал гонку своего напарника на Хунгароринге в 2017 году – разбив болид Риккардо слишком агрессивным маневром на первом круге. А помните знаменитое "Нет!" Макса в ответ на командный приказ пропустить Карлоса Сайнса в Сингапуре в его дебютном сезоне?

Ни Леклер, ни Ферстаппен не имеют репутации плохих напарников. Шарль, вероятно, слишком хорошо выглядит, чтобы восприниматься как злодей, а Макс... ну, он просто выигрывает все, не так ли? Если говорить серьезно, у них нет такой репутации, вероятно, потому что их просто считают очень конкурентоспособными личностями – и вполне естественно, что такие гонщики иногда ставят свои интересы выше интересов команды.

Однако для Эстебана Окона образ того, кто «постоянно сталкивается со своими напарниками», стал определяющей частью его имиджа – особенно если спросить об этом в социальных сетях.

Нужно вернуться ко времени его сотрудничества с Серхио Пересом в Force India, чтобы найти корни этого восприятия – у них действительно было немало столкновений.

«Я точно не знаю почему», – пожимает плечами Окон, когда его спрашивают о его репутации во время нашего разговора в Бахрейне во время его первых предсезонных тестов с Haas.

«Я думаю, что вещи, вероятно, были раздуты в некоторых случаях. Да, были некоторые инциденты, безусловно, и ситуации, которые я хотел бы, чтобы сложились иначе.

«Но когда я оглядываюсь назад, я старался изо всех сил хорошо работать с командой и моим напарником, и я думаю, что каждый раз мы достигали целей вместе с тем, чего мог достичь болид – будь то Серхио, Даниэль [Риккардо], Фернандо [Алонсо] или Пьер [Гасли]. Я хорошо работал со всеми ними, если быть честным. Да, были инциденты, которые я хотел бы, чтобы сложились иначе, безусловно. Но с течением времени их было очень мало».

Но действительно ли их было «очень мало»?

За два сезона вместе у Переса и Окона было пять отдельных инцидентов на трассе, хотя Окон подчеркивает, что они никогда не влияли на позицию Force India в чемпионате. Учитывая расстановку сил того времени, он и его напарник часто соревновались друг с другом, поскольку команда значительно отставала от первой тройки, но в основном опережала середину пелотона.

«Их было пять?» – смеется Окон, когда его спрашивают об этих инцидентах.

«Я, безусловно, помню их все, – добавляет он. – Я всегда старался делать все возможное в болиде, я всегда стремился выжать максимум из всего, что было в моих руках. Контакт с напарником – это никогда не хорошо, и я никогда этого не хочу.

«Но да, это случилось несколько раз, потому что мы гонялись очень близко друг к другу, и немного сами по себе – потому что в первый год в 2017 году мы находились между шестым и восьмым местами большую часть времени, и это были мы [всегда] в одном ряду на стартовой решетке.

«Сейчас... да, я говорил вещи в прессе, которые, будучи молодым и голодным, я, вероятно, не сказал бы сейчас. И я полностью уважаю Чеко, и для меня было удовольствием быть его напарником».

Сейчас Окон гораздо осторожнее с медиа. Однако он мог бы сказать, что люди, кажется, забывают, что из тех пяти столкновений, по сути, только одно было в значительной степени его виной – то, что произошло в Баку в 2017 году, когда он прижал Переса к стене на выходе из третьего поворота на первом круге.

Позже в том же году в Венгрии мексиканец протаранил болид Окона в первом повороте, а через несколько недель дважды прижал своего напарника к наружной стене на подъеме к Eau Rouge. Именно после той гонки Окон сорвался на интервью:

«Вот насколько он непрофессионален. Он никогда не делал такого с другими напарниками, и да, я думаю, я пойду к нему лицом к лицу и скажу правду – и я не буду его бояться».

Позже он опубликовал печально известный твит, обвиняя Чеко в попытке «убить» его дважды.

Год спустя в Сингапуре они снова столкнулись после того, как француз попытался обогнать Переса на первом круге, только чтобы быть вытолкнутым с трассы.

«И снова Окон прижат к стене своим напарником», – комментировал Дэвид Крофт в прямом эфире Sky Sports.

Когда француз припарковал свой трехколесный болид на обочине трассы. Но в то время как четыре из пяти их инцидентов были в основном из-за излишней защиты Переса, именно Окон остался с клеймом «плохого напарника».

Вероятно, оно прилипло гораздо позже – возможно, во время, когда Окон делил гараж с Фернандо Алонсо в Alpine. У них также были свои доли стычек на трассе. Помните сообщение испанца по радио после первого круга в Венгрии в 2022 году?

«Никогда в жизни я не видел такой защиты, как у Эстебана сегодня. Никогда».

Тем не менее, за два года они столкнулись только один раз, в спринтерской гонке в Бразилии. Пытаясь обогнать Окона на главной прямой, Алонсо повредил свое переднее антикрыло.

«Благодаря нашему другу», – объявил он по радио.

И когда их отношения подошли к концу после двух лет, Фернандо отметил в одном из своих интервью, что он «всегда боролся против одного болида весь год», намекая, что он не всегда был доволен тем, как Окон гонялся против него.

И хотя в этом, вероятно, есть доля правды, можно также утверждать, что двукратный чемпион мира никогда не стеснялся продвигать свою собственную точку зрения через СМИ. В конце концов, напарник, которого он, вероятно, хвалил больше всего за свою карьеру, – это Стоффель Вандорн, поскольку почти каждый раз, когда он побеждал бельгийца в квалификации, он цитировал полный список титулов, которые его младший коллега выиграл за свою юниорскую карьеру. Теперь, по словам Алонсо, Лэнс Стролл тоже будущий чемпион мира.

«У нас, безусловно, было несколько битв», – говорит Окон об Алонсо.

«Но да, за два года мы столкнулись один раз, думаю, и это не имело никаких последствий, потому что на следующий день у нас была гонка нашей жизни. Мы стартовали последними [на следующий день], и я думаю, Фернандо финишировал пятым, а я – [восьмым] в Бразилии.

«Но я очень восхищаюсь Фернандо. Он всегда был одним из гонщиков, которого я уважал больше всего за то, что он сделал, за его навыки вождения и его способности на трассе.

«Для меня он – гонщик, который больше всех мыслит нестандартно. И я много с ним разговариваю! Знаете, даже сейчас, на презентации [F1 75], мы говорили о картинге. Потому что мы живем и дышим гонками, и это очень общая черта, которая у нас есть. Для меня было честью работать с таким чемпионом – и двукратным чемпионом мира».

Но Окон не хочет вступать в словесную войну, что понятно, учитывая деликатность темы. Особенно сейчас, после двух лет совместной работы в Alpine с Пьером Гасли – и ставшего легендарным столкновения в Монако, которое привело к волне критики в адрес Окона в социальных сетях.

«С Пьером это очень длинная история», – улыбается он.

«Я думаю, только мы можем понять, откуда мы пришли и наши отношения. Но даже сам Пьер сказал, что мы держали команду вместе в трудные моменты. И, знаете, к счастью, мы были там, чтобы иногда спасать корабль. Было здорово иметь такие моменты, как в Бразилии. Даже несмотря на нашу историю, этот момент всегда будет чем-то, что мы оба запомним как супер позитивный.

«Учитывая наше прошлое, я не думаю, что кто-то поверил бы, что мы будем в одной команде и на подиуме в Ф1. Было здорово пережить это вместе».

Учитывая их неприязнь, казалось, что весь мир ждал, когда они столкнутся друг с другом. Столкновение при рестарте на Гран-при Австралии 2023 года, хотя и было одним из центральных моментов в сериале Drive to Survive, на самом деле не добавило много к обсуждению их отношений – было ясно, что два пилота Alpine просто оказались рядом в хаосе позднего рестарта. Но если это было списано как более или менее «гоночный инцидент», столкновение на первом круге в Монако в прошлом году – на этот раз явно по вине Окона – было встречено волной критики в адрес гонщика с «историей столкновений с напарниками».

«Даже несмотря на то, что произошло в Монако, это не стоило команде ничего», – говорит он сейчас.

«Я поднял руку. Я бы, конечно, хотел, чтобы все сложилось иначе. Но да, мы делали все возможное каждый раз. И я думаю, да, мы выжали максимум из болида, знаете, на протяжении этих двух сезонов».

И хотя он не будет много распространяться, он признает, что было неприятно видеть столько критики в интернете, особенно учитывая, что немногие попытались действительно разобраться в так называемой «истории столкновений с напарниками».

«Как только появляется заголовок, люди любят накинуться на него», – говорит он.

«Но что я могу сказать? Я думаю, с моей точки зрения, мы делали то, что нужно было делать [с каждой командой], и использовали возможности, когда они появлялись. И мы хорошо работали вместе – с Пьером, с Фернандо, с Даниэлем. Мы также хорошо работали с Чеко. В конце концов, мы выполнили задачи. Так что это самое важное. И я не тот парень, который здесь для того, чтобы врезаться в своего напарника. Это чушь».

«Это то, на что люди смотрят. И когда все, знаете, смеются над какой-то темой, люди любят следовать и прыгать на ту же тему. Но знаете, со временем, надеюсь, вещи будут забыты».

Окон первым признает, что любит жестко гоняться. В конце концов, как и любой другой гонщик в Ф1, он очень конкурентоспособный человек. Если бы ему повезло получить выигрышный болид, эта тенденция жестко бороться со всеми – включая его напарников – могла бы рассматриваться как признак будущего чемпиона. В некоторой степени его так воспринимали во времена Force India. Но следующего шага вверх никогда не последовало.

В некоторых случаях ему, вероятно, нужно было быть немного осторожнее, когда речь шла о гонках с болидом того же цвета – но в то же время он не ошибся бы, указав, что у него никогда не было легкого напарника за время в Ф1. И поскольку у некоторых из них значительно больше подписчиков в социальных сетях, он, вероятно, дал некоторым из этих подписчиков причины не слишком любить его.

В любом случае, учитывая имидж – оправданный или нет – который к нему прилип, Окон, вероятно, знает, что не может позволить себе давать людям больше причин добавлять к этому нарративу. В своей новой главе с Haas, впервые за свою карьеру, он будет явно более опытным гонщиком. Теперь именно парень по другую сторону гаража приходит с молодостью и стремлением доказать себя.

«Ну, я на самом деле не фокусируюсь на этом», – говорит он, когда его спрашивают, чувствует ли он больше ответственности в Haas сейчас.

«Конечно, команда полагается на меня из-за моего опыта. И то, что я думаю о вещах, иногда очень важно – чтобы я давал всю обратную связь очень рано, и чтобы мы видели, что нам нужно улучшить, и слабые стороны болида, и его сильные стороны. И команда была очень восприимчива.

«Но, знаете, у Олли [Бермана] больше опыта внутри команды, чем у меня! Очевидно, у меня есть годы гоночного опыта, но он пришел как самый подготовленный новичок, каким только можно быть. И это очень хорошо, потому что я уверен, что мы очень быстро продвинем команду вперед, как только доберемся до первой гонки, и это будет важно, чтобы получить максимум от каждого».

Одно можно сказать наверняка: независимо от его имиджа, Окон был нанят Haas для работы на команду. Его новый босс и давний друг Аяо Комацу высоко оценил, как Нико Хюлькенберг и Кевин Магнуссен смогли работать вместе в течение их двухлетнего пребывания в команде, несмотря на их собственную историю. И именно этого он ожидает от Окона и Бермана.

Для француза, в частности, вряд ли может быть лучшая возможность доказать себя и развеять репутацию, которая преследовала его так долго.


Нашли ошибку на странице?
0 комментариев