Honda может стать лидером среди производителей силовых установок в Формуле-1
В преддверии революционных изменений в регламенте на силовые установки Формулы-1 в 2026 году, эксперты начинают делать прогнозы о том, кто может выйти победителем из этой технической гонки. По мнению Отмара Сафнауэра, бывшего руководителя команд Alpine и Aston Martin, именно Honda имеет все шансы создать лучшую силовую установку для новой эры Формулы-1, что может полностью изменить расстановку сил на стартовой решетке.

В 2026 году Формула-1 вводит революционный регламент на двигатели – это будет первое серьезное изменение правил для силовых установок с момента появления гибридной эры в 2014 году. Новые правила предусматривают более высокий уровень электрификации и внедрение экологически чистого топлива.
Сезон 2026 года станет первой возможностью для силовых установок стать ключевым фактором различия в производительности между командами за несколько лет. Спорт заканчивает четырехлетнюю заморозку разработки двигателей, которая зафиксировала всех нынешних производителей на их текущих конструкциях.
Это было сделано для сокращения затрат на исследования и разработки, а также обеспечения стабильной конкуренции между Mercedes, Ferrari, Honda и Renault, которые достигли примерно одинакового уровня производительности своих силовых установок.
Хотя Honda продолжает поставлять силовые установки для двух команд Red Bull, японский производитель технически ушел из Формулы-1 как заводской поставщик после сезона 2021 года. Начало заморозки двигателей убедило Honda продолжить сотрудничество с Red Bull Racing и тогдашней AlphaTauri (ныне Racing Bulls).
Honda готовится вернуться в Формулу-1 в качестве полноценного поставщика в 2026 году, заключив соглашение с командой Aston Martin Лоуренса Стролла, в то время как Red Bull начал партнерство с Ford для создания Red Bull Powertrains для своих двух команд.
Наряду с RBPT и Honda, производителями силовых установок Формулы-1 будут Mercedes, Ferrari и Audi.
Одной из главных тем обсуждения перед сезоном 2026 года является вопрос о том, какой производитель, вероятно, сразу правильно подойдет к новым правилам по силовым установкам, учитывая огромное преимущество, которое это может дать в конкурентном порядке после пятилетия стабильности.
Отмар Сафнауэр, который совсем недавно работал руководителем команд Alpine и Aston Martin, прежде чем уйти в отпуск из Alpine в середине 2023 года, является ветераном Honda Motorsport. Он входил в совет директоров команды Honda F1 и стал вице-президентом Honda Racing Developments в середине 2000-х годов.
Сафнауэр считает, что Honda, которая печально известна тем, что ушла из Формулы-1 накануне почти гарантированного успеха в 2009 году (когда команда превратилась в Brawn GP всего несколько недель спустя), а затем повторила свой уход после чемпионского успеха с Максом Ферстаппеном в 2021 году, будет в Формуле-1 на долгое время с Aston Martin.
"Я думаю, что сейчас все по-другому", – сказал он PlanetF1.com. "Я думаю, что Honda хочет продолжать добиваться успехов в Формуле-1".
"Они достигли больших успехов с Red Bull".
"Они выиграли еще один чемпионат пилотов [в 2024 году], и Honda, за то время, что я с ними работал, быстрее всех выбиралась из ямы".
"В 2000 году, когда я только начал работать с ними в British American Racing, у них не была ни самая легкая, ни самая мощная силовая установка в Формуле-1. Когда они только вернулись, они немного отставали".
"К 2004 году у них была самая высокая мощность и самый низкий вес. Так что им потребовалось четыре года, чтобы перейти от неконкурентоспособности к лидерству".
Первый опыт Honda с нынешним регламентом на двигатели был в 2015 году с McLaren – через год после ее нынешних конкурентов – и японскому производителю изначально было трудно сократить разрыв, созданный конкурентами, получившими фору. Это привело к постоянным проблемам с квалификацией и гонками, а эти трудности привели к тому, что тогдашний пилот McLaren Фернандо Алонсо назвал двигатель Honda "двигателем GP2" на домашней гонке Honda в Японии в 2015 году.
McLaren и Honda расстались после 2017 года, а Red Bull рискнул перейти на Honda для своей сестринской команды Toro Rosso в 2018 году, прежде чем последовать их примеру с Red Bull Racing в следующем году. В отличие от McLaren, Honda сразу же влилась в операции Red Bull и стала победителем гонок в том же сезоне, прежде чем выиграть чемпионат с Ферстаппеном в 2021 году.
Сафнауэр считает, что даже если Honda не сразу будет иметь лучшую силовую установку в Формуле-1 2026 года, японскому производителю не потребуется много времени, чтобы выйти на первое место.
"Если я вспомню, что они сделали с этими регламентами, когда пришли с McLaren, опять же, они не начинали с лучшей силовой установки, а закончили с лучшей силовой установкой", – сказал он.
"Они абсолютно точно создадут лучшую силовую установку. Они усердно работают. У них есть ресурсы, у них есть инфраструктура".
"У них умные инженеры по силовым установкам. И одна вещь, которой Honda всегда гордилась, – это то, что они компания, ориентированная на силовые установки".
"Так что каждый генеральный директор Honda Motor Company был инженером по двигателям. У них не было других генеральных директоров, кроме инженеров по двигателям".
Недавно президент Honda Racing Corporation Кодзи Ватанабэ рассказал о прогрессе производителя в создании силовой установки для Формулы-1 2026 года, назвав процесс "Не таким уж простым", признав:
На конкретный вопрос о том, что вызывает беспокойство у Honda во время подготовки к новым регламентам, Ватанабэ сказал:
"Все новое. [Электрический] мотор – это новый компактный мотор на 355 кВт, который нам нужен. Также легкая батарея, ее не так просто разработать. И еще маленький двигатель с большой мощностью".
"Все очень сложно, но мы стараемся изо всех сил".
Когда ему предложили рассмотреть, может ли это признание быть полной честностью Honda в оценке своего прогресса или это можно рассматривать как позерство в попытке преуменьшить свой истинный уровень производительности, Сафнауэр сказал: "Я знаю Ватанабэ-сана, и я не уверен, что это позерство. Может быть. Кто знает? То есть, трудно сказать".
В условиях такой неопределенности относительно того, какой производитель двигателей может сразу правильно подойти к Формуле-1 2026 года, Сафнауэр задумался над вопросом о том, какую силовую установку он бы выбрал для машины, если бы был в положении, позволяющем сделать такой выбор.
В 2013 году, работая в Force India в качестве операционного директора, Сафнауэр участвовал в принятии решения о сохранении силовых установок Mercedes для новых гибридных регламентов – этот шаг сработал прекрасно, так как Force India стала явным лидером в середине пелотона, набирая очки во всех, кроме двух, этапах чемпионата.
Хотя в будущем у Honda может оказаться лучшая силовая установка, Сафнауэр считает, что с самого начала правильно может поступить Mercedes.
"Я помню, как принимал это решение в 2014 году, где Виджай [Малья, владелец и руководитель команды Force India] и Боб Фернли [заместитель руководителя команды] настаивали на том, что мы должны идти с Ferrari", – сказал он.
"Энди Грин [технический директор] и я настаивали на том, что Mercedes – правильный путь".
"Так что, если бы мне приставили пистолет к голове в три часа ночи, и если я ошибусь, вы нажмете на курок, я бы выбрал Mercedes".