Написать
Новости
F1
Новости 10, март

От вечеринок до чемпионских титулов: Как Red Bull пришел в Формулу-1 20 лет назад

На этой неделе исполняется 20 лет с момента дебюта Red Bull Racing в Формуле-1. За два десятилетия австрийская команда прошла впечатляющий путь от новичка, известного своими яркими вечеринками, до настоящего гоночного гиганта с шестью Кубками конструкторов и восемью чемпионскими титулами. Давайте вернемся к истокам команды вместе с Дэвидом Култхардом и Кристианом Хорнером, которые стояли у истоков этой удивительной истории успеха.

От вечеринок до чемпионских титулов: Как Red Bull пришел в Формулу-1 20 лет назад

2004 год. Дэвид Култхард проводит свой последний сезон в McLaren. Шотландец, известный как DC, понимает, что его будущее не связано с командой из Уокинга, и что его место займет Хуан Пабло Монтойя. Ему необходимо искать другие варианты, и интерес к нему проявляет Jaguar. Команда с красивой темно-зеленой ливреей, в которой выступают Марк Уэббер и Кристиан Клин, видит в опыте Култхарда хорошую возможность для прогресса.

Вместе со своим менеджером Мартином Брандлом Култхард обсуждает все за и против потенциального перехода в Jaguar, но их вывод однозначен. 

"Я решил, что не буду подписывать контракт с Jaguar — я бы скорее ушел из Формулы-1, чем подписал контракт с ними", — рассказывает британец Motorsport.com почти 20 лет спустя.

У Култхарда нет уверенности в Jaguar и руководстве команды, хотя неожиданный шанс появляется со стороны Red Bull. Бренд энергетических напитков объединяет усилия с молодым Кристианом Хорнером, который пытается пробиться в Формулу-1.

"Я основал собственную команду в том, что сейчас называется Формула-2, и соревновался с командой Хельмута Марко", — вспоминает Хорнер в подкасте Talking Bull. "В 2002, 2003 и 2004 годах я выиграл чемпионат три года подряд и искал возможность вывести эту команду в Формулу-1.

Берни Экклстоун подталкивал меня, говоря: 

'Нам нужна новая, молодая кровь в Ф1. Я хочу избавиться от этого парня, Эдди Джордана, он сводит меня с ума, так почему бы тебе не купить его команду? Я помогу тебе'. Я пытался заключить сделку и, в то же время, в моей команде выступал молодой пилот Red Bull, Витантонио Лиуцци, которого ко мне направил Хельмут Марко.

Сделка с командой Jordan становилась все сложнее, а тем временем, в ноябре 2004 года, Red Bull приобрел Jaguar. В конце того же месяца Хельмут позвонил мне и сказал:

'Дитрих хотел бы тебя видеть'. Я отправился в Зальцбург, и Матешиц сказал мне: 'Я хочу сменить руководство, у меня большие амбиции в отношении этой команды, и я готов рискнуть с тобой'. Мне было всего 31 год, и я не долго думал над предложением".

Хорнер становится руководителем команды и также обращает внимание на Култхарда. 

"Кристиан пришел, но ему еще предстояло разобраться, какая дверь ведет в какой отдел в Jaguar!" — шутит шотландец.

"Я помню, что команда хотела, чтобы я подписал контракт до первых тестов. Но я сказал: 'Нет, позвольте мне поехать на тесты и узнать команду'.

Я знал некоторых людей, так как работал с ними в Paul Stewart Racing, но вам нужно хорошее руководство, инвестиции и люди, которые заставят всех поверить, что это правильное направление для вас. Именно этого, как я чувствовал, не хватало. Я поехал на тесты и сказал: 'Если я хорошо выполню свою работу, вы захотите подписать со мной контракт. А если вы хорошо справитесь со своей работой, я сам захочу быть с вами'".

Секретный ужин с Эдрианом Ньюи

В тот день Култхард провел обстоятельные беседы с Дитрихом Матешицем.

"Дитрих приехал на тесты — я сидел с ним и уделил время, чтобы узнать, каково его видение спорта", — вспоминает Култхард.

"Очевидно, я знал, что он был совладельцем Sauber и долгое время был заметным спонсором этой команды, так что он не был новичком, который внезапно появился и сказал: 'Формула-1 — это увлечение месяца, давайте посмотрим, какое удовольствие мы можем получить от этого'. Существовала долгосрочная стратегия".

Еще больше привлекает то, что Култхард получает некоторую свободу в формировании стратегии: 

"Вы принимаете решения, основываясь на отношениях и доверии, и Дитрих никогда не подводил меня ни в чем, что он обещал.

В первые дни я много времени проводил непосредственно с ним в Зальцбурге в понедельник после Гран-при, чтобы обсудить, где мы находимся, что нам нужно и какие люди будут лучше всего служить команде. Он не всегда говорил "да", конечно нет, потому что это не игра. Но в тех вещах, в которые вы действительно верили, основываясь не на презентации PowerPoint, а на страсти и вере в то, что этот человек изменит судьбу команды, в девяти случаях из десяти он говорил: 'Хорошо, ты уполномочен помогать и строить команду'".

Одним из людей, изменивших судьбу команды, был Эдриан Ньюи. Легендарный конструктор занимает высокое место в списке желаний Хорнера, и Култхард хорошо знает его по совместной работе в Williams и McLaren.

"Дэвид работал даже быстрее, чем сейчас Tinder! Совпадение произошло в кратчайшие сроки", — шутит Хорнер.

"Он организовал секретный ужин в ресторане Bluebird в Лондоне с Эдрианом и его женой, потому что, в конечном счете, все решения принимают женщины, и так мы познакомились друг с другом".

Этот ужин приводит к встрече с Матешицем, и во время этого разговора Ньюи убеждают присоединиться к молодому, но амбициозному проекту. 8 ноября 2005 года обе стороны объявляют, что один из самых востребованных людей в паддоке переходит в Red Bull Racing. 

"Это был решающий момент для нас", — говорит Хорнер.

"До этого нас не воспринимали всерьез, и одной из главных целей гоночного уик-энда было попасть на одну из вечеринок Red Bull. Но когда Эдриан присоединился к нашей команде, это изменилось, и люди перестали видеть в нас команду вечеринок".

Журналы, запрещенные Роном Деннисом

Особенно в дебютный год Red Bull известен своими вечеринками, в чем Култхард в шутку берет на себя заслугу:

"Это было в основном благодаря мне! Но это был просто глоток свежего воздуха в паддоке. Паддок сейчас гораздо дружелюбнее, чем раньше. Red Bull со временем пришлось ужесточить доступ, но в начале это был открытый дом, с обедами для СМИ и так далее.

Через некоторое время стало ясно, что другие команды привлекали партнеров более низкого уровня, которых они не могли обеспечить, и в итоге приводили их в Red Bull!" Хорнер тоже с улыбкой вспоминает те ранние дни: "Мы были практически единственной командой, где вам не нужно было 200 пропусков, чтобы просто пройти через входную дверь!"

В команде, где Култхард провел так много лет до этого, всё было совсем иначе. 

"Внутри McLaren тоже был дружелюбным и открытым местом", — размышляет он. 

"Но снаружи это были своего рода барьеры, и именно так Рон любил контролировать информацию, исходящую из команды. Я уважаю это, так как он был боссом, он был владельцем. Но долговечное наследие заключается в том, что Red Bull делал вещи по-другому".

Эта разница отражается в забавном анекдоте о журналах, которые Red Bull публиковал и до сих пор публикует во время Гран-при Австрии. 

"Они придумали Red Bulletin, журнал для паддока", — вспоминает Култхард. "Я знаю, что Рон вроде как запретил механикам McLaren брать его в зону гостеприимства".

"Это было бы типично для Рона, но я уверен, что он их читал. В его офисе — я был там девять лет — он говорил: 'Я не читаю никаких журналов', а потом открывал верхний ящик, и вы видели все журналы! Это восприятие против реальности. Это просто люди, несмотря на то, как они могут выглядеть снаружи. То же самое относилось и к Red Bull. Внешняя сторона была маркетинговой стороной команды, но внутренняя была тем, что мы пытались делать, что было улучшением команды".

По словам Хорнера, обе вещи идут рука об руку: 

"Когда мы впервые вошли в Формулу-1, мы включали громкую музыку в гаражах и представили гостеприимство, которое мы назвали Energy Station. Всё было по-другому, и из-за этого люди думали: 'Эти ребята не серьезны. Они здесь не для того, чтобы побеждать; они просто здесь, чтобы хорошо провести время'.

Но это было абсолютно не так. Мы были столь же решительно настроены на победу, как и любая другая команда. Мы просто не боялись немного повеселиться по пути и выразить себя иначе. Это не изменилось с годами. Мы по-прежнему команда с самой громкой музыкой, и мне жаль тех, кто находится рядом с нами, особенно учитывая, что у некоторых наших механиков довольно сомнительный музыкальный вкус в наши дни..."

От команды вечеринок до претендента на чемпионство

Хотя громкость музыки не изменилась, результаты — да. В свой первый год Red Bull набрал 34 очка, а теперь команда завоевала восемь титулов пилотов и шесть чемпионатов конструкторов. 

"На тот первый год Матешиц сказал мне: 'Я не собираюсь платить тебе много, но за каждое очко, которое ты наберешь, я дам тебе хороший бонус'", — говорит Хорнер. "Jaguar набрал девять очков годом ранее, так что 10 или 11 очков уже были бы успехом. Но в нашей первой гонке мы набрали девять очков, а к концу года у нас было 34. Слава Богу, иначе я не смог бы оплатить свою ипотеку!"

Сейчас мир выглядит совсем иначе, и планка установлена намного выше, но Култхард видел семена недавнего успеха Red Bull, посеянные с самого начала. 

"На 100%, и поверьте мне: если бы я этого не видел, я бы не подписал контракт с ними тогда", — добавляет он.

Двадцать лет спустя после подписания контракта с Култхардом и входа в серию в качестве главной команды вечеринок в паддоке, Хорнер улыбается: 

"Когда вы смотрите на всё, чего мы достигли до сих пор, то нужно признать, что это неплохо для компании энергетических напитков..."

Нашли ошибку на странице?
0 комментариев