Написать
Новости
F1
Новости 11, март

«Я не лжец» — история дисквалификации Хэмилтона на Гран-при Австралии

Гран-при Австралии традиционно открывает новый сезон Формулы-1, наполняя болельщиков надеждами и ожиданиями. В 2025 году гонка в Альберт-Парке вновь станет стартовой в календаре чемпионата. Но сегодня мы вспомним скандальный Гран-при Австралии 2009 года, когда действующий чемпион мира Льюис Хэмилтон и команда McLaren оказались в центре громкого скандала, завершившегося дисквалификацией, штрафами и репутационными потерями.

«Я не лжец» — история дисквалификации Хэмилтона на Гран-при Австралии


Что произошло на Гран-при Австралии 2009 года?

Напряжение вокруг Формулы-1 нарастало задолго до официального старта сезона 2009 года. McLaren и Renault даже угрожали бойкотировать первую гонку, поскольку руководство чемпионата не выплатило им причитающиеся средства — что могло произойти только после подписания нового Соглашения Конкорд.

В итоге обе команды всё же решили принять участие в гонке, но уже на трассе возникли новые разногласия. Несколько команд поставили под сомнение легальность новых диффузоров, которыми оснастили свои болиды Brawn, Toyota и Williams. Хотя протест был отклонен, последующее заседание Международного апелляционного суда FIA всё же признало эти диффузоры законными.

Перед стартом Гран-при болиды Brawn под управлением Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло доминировали на трассе. Когда гонка началась, Баттон сохранил лидерство в первом повороте и стал одним из немногих пилотов, избежавших хаоса, развернувшегося позади.

Баррикелло заглох на старте, а затем агрессивно пытался вернуть потерянные позиции. Его левое переднее колесо столкнулось с боковой частью Red Bull Марка Уэббера, что привело к столкновению Уэббера с McLaren Хейкки Ковалайнена. В этой аварии также пострадали Адриан Сутиль и Ник Хайдфельд.

Инцидент на первом круге задал тон гонке, в которой Баттон уверенно лидировал, а позади него творился настоящий хаос. Машина безопасности появилась на 18 круге, когда Казуки Накадзима врезался в стену между поворотами 4 и 5, а затем снова на 56 круге после столкновения Себастьяна Феттеля и Роберта Кубицы.

Феттель попытался продолжить гонку с поврежденным колесом, но безуспешно. Его болид остановился на трассе между поворотами 10 и 11, и машина безопасности вывела пелотон к финишу.

Гонка завершилась двойной победой Brawn: Баттон одержал свою первую победу на пути к чемпионскому титулу. Третьим финишировал Ярно Трулли на Toyota, но возникли подозрения, что он обогнал Льюиса Хэмилтона в режиме машины безопасности, что строго запрещено правилами Формулы-1.

Вскоре Ярно Трулли получил 25-секундный штраф, опустивший его с третьего на 12-е место.

Тем временем Льюис Хэмилтон, стартовавший с 18-й позиции, неожиданно оказался на подиуме, заняв третье место.

Но что-то здесь было не так.

Почему Льюис Хэмилтон был дисквалифицирован с Гран-при Австралии?

Статья 40.14 спортивного регламента Формулы-1 2009 года гласила:

«Если гонка заканчивается при выпущенной машине безопасности, она заедет на пит-лейн в конце последнего круга, а болиды пересекут финишную черту как обычно, без обгонов».

После церемонии награждения и послегоночных интервью FIA начала расследование в отношении Ярно Трулли: казалось, что когда пелотон двигался к финишу за машиной безопасности, Трулли обогнал Льюиса Хэмилтона.

Трулли даже признал этот факт, заявив: «Когда к концу гонки появилась машина безопасности, Льюис Хэмилтон обогнал меня, но вскоре после этого он внезапно замедлился и съехал на обочину. Я подумал, что у него проблемы, поэтому обогнал его, так как ничего другого я сделать не мог».

Хэмилтон подтвердил версию Трулли, заявив, что команда McLaren фактически попросила его пропустить Трулли.

В интервью SPEED Хэмилтон сказал:

«Я ехал позади Трулли под машиной безопасности, и очевидно, что обгонять под машиной безопасности запрещено. Но он съехал в предпоследнем повороте, выехал на траву, я думаю, его шины остыли. И я был вынужден обогнать его. Я максимально замедлился. Мне сказали пропустить его обратно, но я не знаю, соответствует ли это правилам, и если нет, то я действительно должен был получить третье место».

Выслушав обоих пилотов, FIA постановила, что Трулли не должен был обгонять Хэмилтона — отсюда 25-секундный штраф для пилота Toyota и повышение Хэмилтона до третьего места.

Но подождите, ведь это история о дисквалификации Хэмилтона! Так что же произошло?

В ближайшее время после инцидента Toyota подала апелляцию на штраф, но вновь вмешался регламент Формулы-1. Статья 16.3 правил того времени гласила, что команды не могут обжаловать временные штрафы, наложенные в последние пять кругов гонки.

Затем Toyota обратилась к Тиму Шенкену, который был руководителем гонки, но в итоге решила, что будет лучше дойти до самого верха и обратиться напрямую в Международный апелляционный суд.

2 апреля 2009 года Трулли и Хэмилтона вызвали к стюардам для пересмотра апелляции с учетом новых доказательств.

Там прогремела бомба. FIA раздобыла записи радиопереговоров между Хэмилтоном и McLaren. И никаких инструкций от команды Хэмилтону замедлиться и пропустить Трулли там не было.

FIA была крайне недовольна этим фактом.

«Стюарды, узнав о радиообмене и интервью в СМИ, сочли, что пилот и его менеджер команды ввели их в заблуждение», — говорилось в заявлении FIA, опубликованном после инцидента.

FIA также ясно дала понять, что не впечатлена тем, что Хэмилтон продолжал настаивать на этом вводящем в заблуждение заявлении после гонки, а также тем, что ни Хэмилтон, ни McLaren не удосужились исправить запись, зная, что соперник будет серьезно наказан.

В результате третье место Трулли было восстановлено. Хэмилтон же был дисквалифицирован из гонки, а McLaren лишилась очков в кубке конструкторов.

После вынесения решения McLaren уволила спортивного директора Дэйва Райана, а дополнительное заседание FIA наложило на McLaren условную дисквалификацию на три гонки — то есть команде не разрешили бы участвовать в Формуле-1 в течение трех гонок, если бы она совершила аналогичное нарушение в течение 12 месяцев.

Руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш заявил: 

«Мы разочарованы случившимся, но в данных обстоятельствах не будем подавать апелляцию».

Его полное заявление стоит привести полностью:

«Нет никаких указаний на то, что Льюис солгал стюардам.

Как я понимаю, есть мнение, что команда была недостаточно откровенна в содержании радиосвязи со стюардами.

Они считают, что умолчание о радиосвязи между командой было утаено, и это вводит в заблуждение.

Я считаю, что это было жестокое решение. Льюис совершил законный обгон, а затем его обогнали – в тот момент команда несколько раз спрашивала дирекцию гонки об этом повторном обгоне, но они были слишком заняты, чтобы ответить на этот вопрос, поэтому мы считали решение в непосредственном последствии справедливым.

Я думаю, это прискорбный день. Это определенно не была преднамеренная попытка [ввести в заблуждение]».

Напомним, что это произошло всего через два года после скандала «Шпионгейт», когда бывший сотрудник Ferrari был обвинен в предоставлении коммерческих секретов McLaren — так что в тот момент между командой и FIA не было особого доверия.

В начале сезона 24-летнему Льюису Хэмилтону пришлось защищаться от довольно сильной негативной реакции публики.

«Я не могу выразить, насколько мне жаль за это смущение», — сказал Хэмилтон журналистам во время пресс-конференции перед Гран-при Малайзии.

«Я искренне приношу извинения стюардам гонки за потраченное время и за то, что выставил их глупыми. Когда я пошел на встречу, я не имел намерения [вводить в заблуждение]. Я просто хотел рассказать свою историю и посмотреть, что произойдет. Меня ввели в заблуждение, и вот как все получилось.

Я хочу извиниться перед всеми моими болельщиками. Я не лжец и не нечестный человек, я командный игрок. Если команда просит меня что-то сделать, я обычно это делаю. Но я чувствовал себя неловко и некомфортно.

Это нелегкая вещь — отступить назад и осознать, что я был неправ. Но я был неправ, меня ввели в заблуждение».

По итогам года Хэмилтон занял пятое место в чемпионате мира пилотов, одержав победы в Венгрии и Сингапуре. McLaren заняла третье место в борьбе за кубок конструкторов.

Почему Льюис Хэмилтон был дисквалифицирован с Гран-при США 2023 года?

Гран-при Австралии 2009 года — не единственная дисквалификация Льюиса Хэмилтона. Семикратный чемпион мира столкнулся с аналогичной судьбой на Гран-при США 2023 года, хотя и по совершенно другим причинам.

Гран-при США 2023 года на трассе Circuit of The Americas в Остине не был просто гоночным уикендом — он также включал спринтерскую гонку. Несколько команд высказали опасения по поводу неровностей трассы и их влияния на болиды, и эти опасения подтвердились после финиша.

В разгар сложного сезона Льюис Хэмилтон на Mercedes пересек финишную черту вторым и отпраздновал заслуженный подиум... только чтобы узнать несколько часов спустя, что стюарды FIA обнаружили чрезмерный износ его защитной пластины.

Эти пластины устанавливаются под днищем болида и должны сохранять определенную толщину, чтобы доказать, что команды соблюдают правила по высоте от земли.

В результате чрезмерного износа Хэмилтон был дисквалифицирован. FIA определила, что Ferrari Шарля Леклера имела такой же износ, и монегасский пилот был дисквалифицирован с шестого места.


Нашли ошибку на странице?
0 комментариев