Распределение призовых в Формуле-1 на сезон 2025
Победа McLaren в Кубке конструкторов Формулы-1 в прошлом сезоне принесла команде ряд очевидных преимуществ, включая престижное первое место в пит-лейне начиная с предстоящего Гран-при Австралии.

Однако есть одна область, где успех McLaren не обеспечил ей лидерства — это выплаты призовых денег Формулы-1 на этот год. Несмотря на то, что чем выше место в Кубке конструкторов, тем больше доля от доходов Ф1, окончательное распределение призового фонда основано на множестве других факторов, не связанных с результатами одного сезона.
Сюда входит давно установленный бонус Ferrari за её историческую значимость, а также дополнительные выплаты, связанные с успехами за последние 10 лет. В итоге, когда все факторы учтены, McLaren фактически окажется только на четвертом месте по величине доходов.
Мы провели небольшое расследование и подсчитали, почему это так.
Секретная формула
Первое, что следует прояснить при расчете призовых выплат в Формуле-1: они не публикуются официально, поэтому подтвержденных цифр нет.
Структура призовых денег является частью секретного Соглашения Конкорд — документа, по которому функционируют гран-при, поэтому нет возможности получить доступ к деталям структуры или узнать особенности дополнительных выплат.
Это делает невозможным составление окончательной и полностью точной таблицы выплат — такой информацией, возможно, владеет только FOM. Однако мы можем оценить эти цифры, чтобы получить близкое к реальности представление.
За годы, прошедшие с момента вступления в силу текущего Соглашения Конкорд в 2021 году, различные элементы структуры призовых просочились в публичное пространство — и они могут дать нам достаточно приличную основу для оценки того, сколько каждая команда должна получить.
Этому особенно способствует то, что владелец Ф1, Liberty Media, обязан публиковать в своей официальной отчетности общую сумму выплат командам за каждый сезон.
На 2024 год Liberty недавно объявила, что общая выплата командам составила $1,266 миллиарда (USD). Это на 4% больше, чем в предыдущем году ($1,215 миллиарда в 2023 году), и по оценкам компании это составляет 61% от OIBDA Ф1 (операционный доход до вычета износа и амортизации).
Эта базовая цифра дает нам возможность рассчитать три основных способа распределения выплат, чтобы получить окончательную оценку.
Исторический платеж Ferrari
Как команда Формулы-1 с самым длительным стажем участия, Ferrari всегда пользовалась особыми привилегиями за то, что остается частью серии.
Это включает её знаменитое (но редко используемое) право вето на технические изменения, а также дополнительный платеж, который предоставляется ей в знак признания её исторической значимости.
Предполагается, что это около 5% от всего призового фонда. Однако точная цифра, как считается, варьируется, поскольку если коммерческий доход Ф1 превышает определенную отметку, Ferrari получает дополнительное увеличение.
Источники предполагают, что максимум составляет 10% от всего, что превышает отметку в $1,6 миллиарда (USD) — чего пока не произошло.
Хотя точный процент, который получает Ferrari, нельзя проверить, если мы возьмем цифру 5% как достаточно близкую оценку, это означает $63,3 миллиона в её казне еще до начала сезона.
Бонус за предыдущие успехи
Также предполагается, что существует вторая категория выплат, которая составляет еще 20% от всего призового фонда — то есть всего $253,2 миллиона.
Она присуждается в знак признания предыдущих чемпионских успехов команд и служит стимулом для вознаграждения лидеров в долгосрочной перспективе.
Предполагается, что для расчета используется система очков — команды, занявшие первые три места за последние 10 лет, получают один, два или три очка за третье, второе или первое место в каждом сезоне соответственно.
Если посмотреть на предыдущее десятилетие (с 2015 по 2024 год), пять разных команд финишировали в первой тройке за этот период.
Используя систему очков, можно разделить очки следующим образом. И, распределяя бонусные очки на основе набранных баллов (т.е. $4,22 миллиона за очко), мы можем оценить, сколько дополнительно получает каждая из этих команд.
Расчеты приведены ниже:
Mercedes (22 очка) = $92,84 миллиона
Red Bull (17 очков) = $71 миллион
Ferrari (16 очков) = $67,52 миллиона
McLaren (4 очка) = $16,88 миллиона
Williams (1 очко) = $4,22 миллиона
Призовой фонд
После вычета первых двух выплат, оставшиеся 75% призового фонда — что, по нашим расчетам, составляет $949,5 миллиона — затем распределяются между всеми командами в зависимости от итоговых позиций 2024 года.
Распределение довольно равномерное по всей сетке и, хотя точные проценты неизвестны, предполагается, что между каждой позицией разница составляет примерно 0,9%.
Используя нашу цифру в $949,5 миллиона, мы можем оценить, сколько получает каждая команда в зависимости от занятого места:
1-е: McLaren - $132,9 млн
2-е: Ferrari - $124,4 млн
3-е: Red Bull - $115,8 млн
4-е: Mercedes - $107,3 млн
5-е: Aston Martin - $98,8 млн
6-е: Alpine - $90,2 млн
7-е: Haas - $82,6 млн
8-е: Racing Bulls - $74,1 млн
9-е: Williams - $65,5 млн
10-е: Sauber - $57,9 млн
Итоговые суммы
Объединив все выплаты, мы можем составить представление о том, как выглядят выплаты призовых денег в 2025 году - на основе того, что произошло за последние 10 лет.
И хотя эти цифры далеки от подтвержденных или официальных, они дают нам представление о том, как примерно всё складывается.
Они показывают, что Ferrari легко остается главным получателем доходов в Ф1, но предыдущее доминирование Mercedes и Red Bull также помогло им оставаться впереди McLaren по выплатам призовых денег на данный момент.
Команда
|
Исторические
|
Бонус за успехи
|
Призовой фонд 2024
|
Итого
|
Ferrari | $63.3 млн | $67.5 млн | $124.4 млн | $255.2 млн |
Mercedes | $92.8 млн | $107.3 млн | $200.1 млн | |
Red Bull | $71.8 млн | $115.8 млн | $187.6 млн | |
McLaren | $16.9 млн | $132.9 млн | $149.8 млн | |
Aston Martin | $98.8 млн | $98.8 млн | ||
Alpine | $90.2 млн | $90.2 млн | ||
Haas | $82.6 млн | $82.6 млн | ||
Racing Bulls | $74.1 млн | $74.1 млн | ||
Williams | $4.2 млн | $65.5 млн | $69.7 млн | |
Sauber | $57.9 млн | $57.9 млн |