"Я вообще не могу повернуть машину": Полные радиопереговоры Лоусона в Шанхае
Гонки Формулы-1 — это не только заезды на пределе скорости, но и постоянная проверка техники и мастерства пилотов. На Гран-при Китая Лиам Лоусон из команды Red Bull столкнулся с испытанием, которое обнажило слабые стороны его болида. Стартовав с последнего места, он финишировал лишь 16-м, сражаясь с проблемами управления на протяжении всех 56 кругов Шанхайского международного автодрома. Радиосвязь с его гоночным инженером Ричардом Вудом позволяет заглянуть за кулисы этой сложной гонки и понять, как команда пыталась найти выход из ситуации.

Лиам Лоусон начал Гран-при Китая с пит-лейнаи завершил гонку на 16-м месте, столкнувшись с серьёзными проблемами в управлении болидом. Для топ-команды вроде Red Bull такой результат стал тревожным сигналом, вызвав разговоры о возможной замене пилота перед следующим этапом.
На Шанхайском международном автодроме Лоусон квалифицировался последним как для спринта, так и для основной гонки. В 19-круговом спринте он поднялся до 14-го места, но в воскресной гонке агрессивные настройки болида, на которые он возлагал надежды, не оправдали себя. Радиообмен с гоночным инженером Ричардом Вудом раскрывает, как пилот боролся с машиной на протяжении всей дистанции.
По ходу гонки диалог между Лоусоном и Вудом становился всё более редким — оба понимали, что решений для проблем с управляемостью нет. К финишу Лоусон проигрывал своему напарнику Максу Ферстаппену более секунды на круге, хотя шины Ферстаппена были на 17 кругов старше. После клетчатого флага он занял 16-е место, но штрафы четырёх других гонщиков подняли его до 12-го. Тем не менее отставание в 64 секунды от Ферстаппена стало серьёзной головной болью для Red Bull.
Первый отрезок: Жёсткие шины
Трое пилотов, стартовавших на жёстких шинах — Лоусон, Лэнс Стролл и Оливер Берман, — начали терять темп примерно на 15-м круге. Их обгоняли соперники на средних шинах, выходившие из боксов позади после пит-стопов. Если времена круга у Стролла и Бермана позже восстановились, то Лоусон так и не смог вернуться в ритм, что вынудило Red Bull провести его пит-стоп раньше остальных.
Предстартовые приготовления
Ричард Вуд: Осторожно, осторожно. Прямо в пит-лейн. До зелёного света 30 секунд. Проверь радио.
Лиам Лоусон подъезжает к выезду из пит-лейна и останавливается.
Лиам Лоусон: Понял, проверка радио.
Ричард Вуд: Да, слышим тебя чётко.
Лиам Лоусон: В каком режиме быть на прогревочном круге?
Ричард Вуд: 12, как есть. Зелёный свет на решётку.
Лоусон выезжает, когда загорается зелёный свет, и следует за остальными на прогревочном круге.
Ричард Вуд: Отпускание было хорошим. На жёстких шинах ещё Берман и Стролл, они на 17-м и 14-м местах.
Лиам Лоусон: Понял.
Ричард Вуд: Всё, что можешь, на этих шинах. Бокс, бокс.
Лоусон возвращается в пит-лейн и ждёт у выезда, чтобы начать гонку.
Ричард Вуд: Последняя машина приближается к концу решётки.
Круг 1/56: 1’48.928
Ричард Вуд: Старт гонки.
Через несколько секунд после проезда пелотона загорается зелёный свет на выезде из пит-лейна, и Лоусон присоединяется к гонке.
Ричард Вуд: Жёлтый, жёлтый. Двойной жёлтый, всё чисто.
Ричард Вуд: Режим шесть, режим шесть, сзади Хюлькенберг.
Круг 2/56: 1’39.640
Ричард Вуд: DRS включён, осторожно, гравий на выходе из восьмого поворота, вся группа прошла через это.
Ричард Вуд: Впереди 0,8 секунды, сзади 1,2. Дисплей восемь, когда сможешь.
Круг 3/56: 1’39.738
Лиам Лоусон: Да, сейчас просто поезд.
Ричард Вуд: Да, понял. Переключи на страт три, когда сможешь. Сtrat три.
Круг 5/56: 1’39.228
Ричард Вуд: Мы видим заносы на низкой скорости, подумай о переключателе толчка.
Лиам Лоусон: Понял.
Ричард Вуд: Ты начинаешь немного отставать. Берман потерял DRS, он впереди.
Лиам Лоусон: Понял.
Лиам Лоусон: Честно, мало что могу сделать, следуя за ними.
Круг 6/56: 1’39.342
Ричард Вуд: Понял, придерживайся цели.
Круг 7/56: 1’39.525
Ричард Вуд: Двигатель 11, позиция 7, двигатель 11, позиция 7.
Круг 8/56: 1’39.177
Ричард Вуд: И обратно на двигатель семь. Подумай об управлении на высокой скорости в трафике.
Лиам Лоусон: Понял. Сейчас больше проблем с передними шинами.
Ричард Вуд: Понял, это на всех скоростях?
Лиам Лоусон: Пока что на большинстве, в основном на средних и высоких.
Круг 9/56: 1’39.743
Ричард Вуд: Дисплей пять, позиция пять, когда сможешь, это для дифференциала на высокой скорости. И дисплей восемь, будь активен с переключателем середины. Для справки, твои шины в хорошем состоянии по сравнению с другими.
Ричард Вуд: И переключим на страт пять.
Круг 11/56: 1’39.152
Ричард Вуд: Если переключатель дисплея пять сработал, у нас есть ещё шаг.
Лиам Лоусон: Понял.
Ричард Вуд: Похоже, Гасли заехал в боксы, это может открыть возможности.
Ричард Вуд: Насколько сильно тебя сдерживают впереди?
Лиам Лоусон: Сейчас довольно сильно. Не могу приблизиться для обгона.
Круг 12/56: 1’38.927
Ричард Вуд: Ладно, используем свободный воздух. Впереди Берман, он изолирован.
Лиам Лоусон: Понял.
Ричард Вуд: Обновление по балансу, когда сможешь.
Лиам Лоусон: Борюсь с неровностями на входе, задняя часть на выходе.
Круг 13/56: 1’39.135
Ричард Вуд: Рекомендация: б-бал шесть, б-бал шесть.
Ричард Вуд: Обновление по антикрылу, когда сможешь.
Лиам Лоусон: Плюс два.
Круг 14/56: 1’38.801
Ричард Вуд: Сзади Хэмилтон, он на свежих жёстких шинах.
Круг 15/56: 1’39.705
Ричард Вуд: Лиам, отмени экономию шин, используй всё, что есть.
Лиам Лоусон: Понял. Парень, у меня нет сцепления, чтобы бороться.
Круг 16/56: 1’40.219
Ричард Вуд: Сtrat три, сзади Макс. Ладно, пропусти его в первом повороте.
Круг 17/56: 1’40.405
Лоусон съезжает с траектории перед первым поворотом и сбавляет скорость, Ферстаппен обгоняет.
Ричард Вуд: Спасибо.
Ричард Вуд: Понял твой комментарий о сцеплении, мы ищем варианты.
Лиам Лоусон: Да, я так сильно использую передние шины на входах.
Круг 18/56: 1’43.770
Ричард Вуд: Дисплей пять, позиция два, больше открытие дифференциала.
Ричард Вуд: Подтверди, плюс два на антикрыле?
Лиам Лоусон: Да, переднее антикрыло, но выходы тоже очень плохие по сцеплению.
Ричард Вуд: Ладно, заезжаем в боксы на этом круге, бокс, бокс.
Лиам Лоусон: Понял, бокс.
Ричард Вуд: Сtrat 12 в пит-лейне.
Лоусон проводит пит-стоп, переходит на средние шины и выезжает.
Второй отрезок: Средние шины
Оливер Берман и Лэнс Стролл дольше оставались на первом отрезке и закончили гонку с одним дополнительным пит-стопом, что позволило им финишировать в очках. Лоусон же не мог протянуть 37 кругов на средних шинах — резина быстро износилась. Когда Берман провёл свой пит-стоп и начал догонять, Red Bull вызвала Лоусона на второй пит-стоп, но пилот Haas всё равно обогнал его до конца круга.
Круг 19/56: 1’56.168
Ричард Вуд: Сtrat 10. Ладно, Бортолето может быть рядом, слева.
Ричард Вуд: Дисплей восемь.
Лиам Лоусон: Я использую так много передних шин на выходах.
Ричард Вуд: Понял, дисплей пять, позиция один, для блокировки дифференциала на входе.
Круг 20/56: 1’37.699
Ричард Вуд: Дисплей восемь, когда сможешь.
Круг 23/56: 1’37.642
Ричард Вуд: Первое сообщение за пять минут. Подтверждаем, что довольны управлением на высокой скорости, как баланс на выходе?
Лиам Лоусон: Я немного проталкиваю передние шины, а потом заносы на выходе. На низкой скорости сцепление очень плохое.
Круг 25/56: 1’38.337
Ричард Вуд: Видишь, группа впереди едет в высоких 38-х, ты их догоняешь.
Круг 27/56: 1’38.117
Ричард Вуд: Сзади Берман, у него новые средние шины.
Лиам Лоусон: У меня такие проблемы с передними шинами.
Ричард Вуд: Да, понял. Используй шины сейчас, всё, что есть.
Круг 28/56: 1’37.626
Ричард Вуд: Обновление по антикрылу, когда сможешь.
Лиам Лоусон: Наверное, снова плюс три, но не хочу ухудшать выходы.
Круг 29/56: 1’37.787
Ричард Вуд: Предпочтение жёстких шин перед средними?
Лиам Лоусон: Наверное, жёсткие.
Ричард Вуд: Сtrat девять. Берман сзади с DRS. Режим девять.
Круг 30/56: 1’42.962
Лиам Лоусон: У меня совсем нет передних шин.
Ричард Вуд: Понял. Заезжаем в боксы на этом круге, бокс, бокс.
Берман обгоняет его в шпильке, затем Лоусон заезжает в боксы.
Третий отрезок: Жёсткие шины
Первый круг Лоусона после пит-стопа на новых жёстких шинах был более чем на секунду быстрее, чем у Макса Ферстаппена, когда тот выехал из боксов на таких же шинах 17 кругов ранее, и всего на десятую медленнее, чем у Льюиса Хэмилтона на втором комплекте жёстких шин через семь кругов. Но оба этих пилота ускорялись на следующих кругах, а Лоусон — нет. Вуд призывал его давить на шины на выездном круге, но пилот не находил скорости. Через полдюжины кругов он снова уступал Ферстаппену. После гонки Лоусон сказал, что баланс болида был хорош только на первом круге после пит-стопа.
Круг 31/56: 1’55.338
Ричард Вуд: Сtrat 12 в пит-лейне.
Лоусон проводит пит-стоп, переходит на жёсткие шины и выезжает.
Ричард Вуд: Сtrat девять.
Ричард Вуд: Впереди Хюлькенберг на 11-круговых жёстких шинах.
Круг 32/56: 1’35.985
Ричард Вуд: Парень, эти шины очень выносливые, используй их здесь.
Круг 33/56: 1’36.308
Ричард Вуд: Подумай о торке шесть для сцепления на низкой скорости.
Круг 34/56: 1’36.627
Ричард Вуд: Режим шесть.
Лиам Лоусон: Передние шины падают, но задняя часть на выходе ужасна.
Ричард Вуд: Понял.
Круг 38/56: 1’36.656
Ричард Вуд: Знаю, что тяжело, ты отлично справляешься.
Лиам Лоусон: У меня нет баланса, совсем никакого.
Круг 39/56: 1’36.552
Лиам Лоусон: По шинам, есть ещё что-то, что я могу сделать?
Ричард Вуд: Ищем.
Круг 40/56: 1’36.654
Ричард Вуд: Лучший вариант — открыть середину. Попробуем середину два.
Круг 41/56: 1’36.697
Ричард Вуд: Знаю, что тяжело, но ты догоняешь группу впереди. Держи их в цели.
Круг 43/56: 1’36.653
Ричард Вуд: Видим сильные задние скольжения в шестом и 14-м поворотах, торк восемь.
Круг 47/56: 1’36.804
Ричард Вуд: Проходит ещё пять минут тишины. Осталось 10 кругов.
Круг 49/56: 1’36.884
Лиам Лоусон: Передние шины совсем ушли.
Ричард Вуд: Понял. Семь кругов после этого.
Круг 50/56: 1’37.441
Ричард Вуд: Б-бал пять.
Круг 54/56: 1’37.246
Ричард Вуд: Проходит ещё пять минут тишины. Три круга до финиша, минус два на смещении.
Лиам Лоусон: Понял, я вообще не могу повернуть машину.
Ричард Вуд: Да, понял.
Финиш
Долгие паузы в радиосвязи сопровождали последние круги Лоусона на трассе в Шанхае. После клетчатого флага он извинился перед командой за неудачную гонку.
Круг 56/56: 1’37.196
Ричард Вуд: Последний круг.
Клетчатый флаг.
Ричард Вуд: Подзарядка включена.
Лиам Лоусон: О боже, парень.
Ричард Вуд: Да, сегодня было тяжеловато.
Лиам Лоусон: Чувак, баланс был хорош только один круг, а потом нет передних шин, и я не могу набрать мощность.
Ричард Вуд: Да, понял. Извлечём уроки из сегодня. У нас fail 84, подбери на обратном пути.
Лиам Лоусон: Понял.
Ричард Вуд: Как остановишься, будет P1, потом сиди спокойно, скажу, когда переключиться на P0.
Ричард Вуд: И P0.
Ричард Вуд: Извини, парень. Честно, я пытался всё, чтобы помочь.