Почему Лоусон поплатился за неудачи Переса
Решения, которые принимаются на заре сезона, всегда привлекают внимание в Формуле-1, но замена гонщика после двух гонок — это нечто исключительное. Команда Red Bull Racing удивила всех, убрав Лиама Лоусона и вернув Юки Цуноду перед Гран-при Японии. Этот шаг стал неожиданностью, особенно с учетом того, какие надежды возлагались на Лоусона в межсезонье. Что привело к такому повороту и какие уроки команда извлекла из прошлого? Давайте разберемся.

То, что Red Bull готова заменить Лиама Лоусона на Юки Цуноду всего после двух гонок сезона 2025 Формулы-1, — это необычно даже для команды, известной своими резкими кадровыми решениями. Это говорит о том, что что-то пошло катастрофически не так с ожиданиями, которые связывали с Лоусоном всего несколько месяцев назад, когда Red Bull рассталась с Серхио Пересом, чтобы дать ему шанс.
На первый взгляд, результаты подтверждают необходимость перемен: провальные выступления Лоусона в квалификациях (18-е, 20-е и снова 20-е места) стали худшей серией для гонщика Red Bull в истории. Однако столь слабые показатели вызывают недоумение — как такое возможно у пилота, которого команда считала перспективным?
Это резко контрастирует с надеждами Red Bull прошлой зимой. Тогда команда рассчитывала, что Лоусон поможет избавиться от проблем со вторым болидом, которые дорого обошлись в борьбе за чемпионат конструкторов 2024 года из-за неудач Переса.
Подписан благодаря потенциалу
В конце 2024 года Red Bull была уверена, что Лиам Лоусон — более перспективный гонщик, чем Юки Цунода. Не потому, что он значительно быстрее японца, а из-за потенциала к росту. Перед Рождеством руководитель команды Кристиан Хорнер в беседе с журналистами отметил:
Хорнер вспомнил, как Лоусон уверенно провел хаотичный Гран-при Бразилии в прошлом году, а также его успехи в других сериях: победы в гонках и почти завоеванные титулы в DTM в 2021 году и Super Formula спустя два года.
Несовместимая пара
Всего за 10 дней — от первой практики в Австралии до гонки в Китае — мнение Red Bull кардинально изменилось. Команда решила, что продолжать с Лоусоном нет смысла. Анализ данных, вероятно, показал, что он и болид RB21 просто не подходят друг другу.
Сложные особенности RB21, которые даже Макс Ферстаппен называл запутанными и порой трудными для управления, сыграли свою роль в том, что Лоусон оказался в тупике. Этот болид явно заточен под уникальный стиль Ферстаппена — с острым передним антикрылом и нервной задней частью, с которой четырехкратный чемпион мастерски справляется. Для Лоусона же это стало непреодолимым испытанием, особенно из-за невозможности найти стабильность в узком рабочем диапазоне машины.
Проблема не в общей скорости Лоусона — он терял время лишь в отдельных поворотах или связках. Как он сам объяснил накануне:
В первой части квалификации в Китае Лоусон потерял время в первом комплексе поворотов, но затем сократил отставание от Ферстаппена в средней части трассы. Однако ошибка на выходе к задней прямой отбросила его назад, лишив шансов до 14-го поворота. В субботу он рассказал о своих трудностях:
И добавил:
Болид для Ферстаппена
То, что RB21 стал еще больше соответствовать стилю Ферстаппена в ущерб напарнику, не было сознательным решением Red Bull. Скорее, это результат четырех лет работы с Серхио Пересом, чья техническая обратная связь уступала по детальности и глубине информации от Ферстаппена. На инженерных встречах и обсуждениях развития болида команда неизбежно прислушивалась к той стороне гаража, которая давала больше данных и приносила результаты.
Сам Хорнер признал влияние направлений разработки на разницу в выступлениях гонщиков:
Быть решительным
Однако не только сложности с болидом ускорили уход Лоусона. Нерешительность Red Bull в ситуации с Пересом в 2024 году, похоже, подтолкнула команду действовать быстрее, чтобы не повторить прошлых ошибок. Тогда контракт с Пересом продлили, надеясь, что это поможет ему стабилизироваться (напрасно), а позже, несмотря на спад, его оставляли в составе, упуская возможности для замены.
Команда страдала и от того, что Перес, казалось, оправдывал доверие сильным выступлением, когда терпение было на исходе, но затем снова проваливался, возвращаясь к прежним проблемам. В итоге это дорого обошлось: из-за слабых результатов Переса Red Bull заняла лишь третье место в чемпионате конструкторов с 589 очками против 666 у McLaren и 652 у Ferrari. Отставание Переса от Ферстаппена в личном зачете составило 285 очков, что объясняет потерю почти 20 миллионов долларов призовых.
Зимой Хорнер обозначил задачу для Лоусона:
На фоне текущих трудностей, когда только мастерство Ферстаппена удерживает его в восьми очках от лидера Ландо Норриса после двух гонок, провалы Лоусона в сборе очков особенно заметны. С прогрессом Mercedes и эпизодической скоростью Ferrari риск опуститься на четвертое место или ниже явно повлиял на решение о замене.
Примечательно, что Лоусон в Китае говорил о нехватке времени на освоение болида:
Но время для него уже вышло. Теперь Red Bull, заменив Лоусона на Цуноду, узнает, где кроется главная проблема — в болиде или во втором гонщике.
(Мнение The Race, на текущий момент Лоусон все также в команде)