Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 26, март

Почему Лоусон поплатился за неудачи Переса

Решения, которые принимаются на заре сезона, всегда привлекают внимание в Формуле-1, но замена гонщика после двух гонок — это нечто исключительное. Команда Red Bull Racing удивила всех, убрав Лиама Лоусона и вернув Юки Цуноду перед Гран-при Японии. Этот шаг стал неожиданностью, особенно с учетом того, какие надежды возлагались на Лоусона в межсезонье. Что привело к такому повороту и какие уроки команда извлекла из прошлого? Давайте разберемся.

Почему Лоусон поплатился за неудачи Переса

То, что Red Bull готова заменить Лиама Лоусона на Юки Цуноду всего после двух гонок сезона 2025 Формулы-1, — это необычно даже для команды, известной своими резкими кадровыми решениями. Это говорит о том, что что-то пошло катастрофически не так с ожиданиями, которые связывали с Лоусоном всего несколько месяцев назад, когда Red Bull рассталась с Серхио Пересом, чтобы дать ему шанс.

На первый взгляд, результаты подтверждают необходимость перемен: провальные выступления Лоусона в квалификациях (18-е, 20-е и снова 20-е места) стали худшей серией для гонщика Red Bull в истории. Однако столь слабые показатели вызывают недоумение — как такое возможно у пилота, которого команда считала перспективным?

Это резко контрастирует с надеждами Red Bull прошлой зимой. Тогда команда рассчитывала, что Лоусон поможет избавиться от проблем со вторым болидом, которые дорого обошлись в борьбе за чемпионат конструкторов 2024 года из-за неудач Переса.

Подписан благодаря потенциалу

В конце 2024 года Red Bull была уверена, что Лиам Лоусон — более перспективный гонщик, чем Юки Цунода. Не потому, что он значительно быстрее японца, а из-за потенциала к росту. Перед Рождеством руководитель команды Кристиан Хорнер в беседе с журналистами отметил: 

В квалификациях разрывы с Юки были минимальны, а по темпу в гонках он в среднем превосходил Цуноду. Разница между ними совсем невелика. Но если учесть, что у Лиама за плечами всего 11 гонок, а он уже на таком уровне, его потенциал для развития впечатляет. К тому же выделяется его подход к делу и умение справляться с давлением.

Хорнер вспомнил, как Лоусон уверенно провел хаотичный Гран-при Бразилии в прошлом году, а также его успехи в других сериях: победы в гонках и почти завоеванные титулы в DTM в 2021 году и Super Formula спустя два года. 

 Он борется жестко, у него крепкие плечи, а это именно то, что нужно для такого места, — добавил Хорнер.

Несовместимая пара

Всего за 10 дней — от первой практики в Австралии до гонки в Китае — мнение Red Bull кардинально изменилось. Команда решила, что продолжать с Лоусоном нет смысла. Анализ данных, вероятно, показал, что он и болид RB21 просто не подходят друг другу.

Сложные особенности RB21, которые даже Макс Ферстаппен называл запутанными и порой трудными для управления, сыграли свою роль в том, что Лоусон оказался в тупике. Этот болид явно заточен под уникальный стиль Ферстаппена — с острым передним антикрылом и нервной задней частью, с которой четырехкратный чемпион мастерски справляется. Для Лоусона же это стало непреодолимым испытанием, особенно из-за невозможности найти стабильность в узком рабочем диапазоне машины.

Проблема не в общей скорости Лоусона — он терял время лишь в отдельных поворотах или связках. Как он сам объяснил накануне:

Обычно это пара мест, если честно. Большая часть круга в квалификациях выглядит похоже, но есть несколько точек, где я теряю. Это связано с поведением болида — у него очень узкое окно. Макс может сразу вывести машину на предел, понимая, где он находится, и чувствовать себя комфортно. Я же пока пытаюсь это освоить.

В первой части квалификации в Китае Лоусон потерял время в первом комплексе поворотов, но затем сократил отставание от Ферстаппена в средней части трассы. Однако ошибка на выходе к задней прямой отбросила его назад, лишив шансов до 14-го поворота. В субботу он рассказал о своих трудностях:

У машины узкий диапазон, и да, это сложно. Её трудно пилотировать, трудно попасть в нужное окно. Я бы сказал, что со временем это придет, но у меня нет этого времени. Нужно справляться прямо сейчас.

И добавил:

Это особенности болида, его поведение. Но если Макс с этим справляется, значит, я тоже должен.

Болид для Ферстаппена

То, что RB21 стал еще больше соответствовать стилю Ферстаппена в ущерб напарнику, не было сознательным решением Red Bull. Скорее, это результат четырех лет работы с Серхио Пересом, чья техническая обратная связь уступала по детальности и глубине информации от Ферстаппена. На инженерных встречах и обсуждениях развития болида команда неизбежно прислушивалась к той стороне гаража, которая давала больше данных и приносила результаты.

Сам Хорнер признал влияние направлений разработки на разницу в выступлениях гонщиков:

В начале 2022 года у нас был стабильный болид с заметной недостаточной поворачиваемостью, что Макс терпеть не может. В Испании мы добавили больше нагрузки на переднее антикрыло, и Макс резко прибавил, а Чеко с того момента пошел на спад. Мы стремимся сделать самый быстрый болид, опираясь на имеющиеся данные и обратную связь. Как команда, мы не создаем машину под конкретного пилота — мы используем то, что у нас есть, чтобы добиться максимальной скорости. И это принесло нам 122 победы.

Быть решительным

Однако не только сложности с болидом ускорили уход Лоусона. Нерешительность Red Bull в ситуации с Пересом в 2024 году, похоже, подтолкнула команду действовать быстрее, чтобы не повторить прошлых ошибок. Тогда контракт с Пересом продлили, надеясь, что это поможет ему стабилизироваться (напрасно), а позже, несмотря на спад, его оставляли в составе, упуская возможности для замены.

Команда страдала и от того, что Перес, казалось, оправдывал доверие сильным выступлением, когда терпение было на исходе, но затем снова проваливался, возвращаясь к прежним проблемам. В итоге это дорого обошлось: из-за слабых результатов Переса Red Bull заняла лишь третье место в чемпионате конструкторов с 589 очками против 666 у McLaren и 652 у Ferrari. Отставание Переса от Ферстаппена в личном зачете составило 285 очков, что объясняет потерю почти 20 миллионов долларов призовых.

Зимой Хорнер обозначил задачу для Лоусона:

Мы не ждем, что он обыграет Макса — Макс талант поколения. Цель Лиама — быть максимально близко и набирать очки, чтобы не было такого разрыва, как 285 очков между машинами.

На фоне текущих трудностей, когда только мастерство Ферстаппена удерживает его в восьми очках от лидера Ландо Норриса после двух гонок, провалы Лоусона в сборе очков особенно заметны. С прогрессом Mercedes и эпизодической скоростью Ferrari риск опуститься на четвертое место или ниже явно повлиял на решение о замене.

Примечательно, что Лоусон в Китае говорил о нехватке времени на освоение болида:

У меня нет возможности тестировать машину и привыкать к ней — сезон уже идет. С каждой гонкой мы теряем очки. Это то, что я имею в виду, говоря, что времени нет.

Но время для него уже вышло. Теперь Red Bull, заменив Лоусона на Цуноду, узнает, где кроется главная проблема — в болиде или во втором гонщике.

(Мнение The Race, на текущий момент Лоусон все также в команде)

0 комментариев