Взгляд Тото Вольффа на будущее Формулы-1
Сезон Формулы-1 2025 года только стартовал, но уже успел подарить болельщикам массу эмоций — как на трассах, так и за их пределами. В центре внимания оказалась команда Mercedes и её руководитель Тото Вольфф. Во время Гран-при Китая он дал эксклюзивное интервью Motorsport.com, поделившись своим видением будущего чемпионата, включая горячие споры о двигателях V10, новые правила 2026 года и перспективы Джорджа Рассела. Для фанатов Формулы-1 это возможность заглянуть за кулисы одной из самых успешных команд последних лет.

Взгляд Тото Вольффа на будущее Формулы-1: двигатели, контракт Джорджа Рассела и политические интриги
В обстоятельной беседе с Motorsport.com Тото Вольфф, глава Mercedes, объяснил, почему некоторые соперники, по его мнению, из страха продвигают идею возвращения двигателей V10, почему правила 2026 года станут успехом и что ждёт Джорджа Рассела в ближайшем будущем.
Сезон 2025 года в Формуле-1 начался недавно, но уже изобилует событиями и закулисными интригами, многие из которых связаны с Mercedes. Журналист Motorsport.com Роберто Чинчеро встретился с Тото Вольффом на Гран-при Китая, чтобы обсудить последние новости команды и разобраться в политической борьбе вокруг двигателей V10.
Motorsport.com: Тото, как так вышло, что в марте 2025 года, за девять месяцев до старта новых правил с полностью обновлёнными гибридными двигателями, мы заговорили о V10?
Тото Вольфф: Это всё от людей, которые чувствуют, что в следующем году они могут оказаться не такими конкурентоспособными, как им хочется. Вспомните 2014 год — те же самые голоса ругали тогдашние правила по двигателям, потому что их поставщик силовых установок не тянул на старте. Теперь они сами делают двигатели, и, похоже, там немало опасений, что дела идут не лучшим образом. Вот и начинается эта игра с манипуляциями, и вдруг всплывает идея V10.
Но, знаете, мы в Mercedes всегда готовы к таким разговорам. Каким должен быть двигатель будущего? V8, V10, какая гибридная система нужна машине? Устойчивое топливо явно набирает обороты — будет ли это атмосферный двигатель или с турбонаддувом? Любая задача нам по силам, если есть чёткое управление процессом выбора двигателя. Сегодня такое управление есть, так что давайте сядем вместе со всеми производителями, решим, что мы хотим видеть в будущем, что будет после 2030 года, и составим план, который пойдёт на пользу Формуле-1. Мы открыты к любым вариантам.
MS: А если бы пятилетний период омологации нового двигателя сократили до трёх лет — только на 2026, 2027 и 2028 годы, — вас бы это устроило?
TW: Если бы нашлись веские доводы для такого шага. Мы выглядим немного нелепо как Формула-1, когда зазываем таких игроков, как Audi, расхваливаем отличный гибридный двигатель с устойчивым топливом, а потом вдруг заявляем, что хотим оставить его только на три года вместо пяти. Нам нужно быть стабильным и надёжным партнёром, который говорит: «Вот правила, вот бюджет на инвестиции, рассчитывайте на это». И тогда команды либо присоединяются, либо нет. Но обсуждать следующий двигатель и силовую установку ещё до того, как новые правила вступили в силу, — это делает Формулу-1 немного хаотичной. У нас у всех — FIA, Формулы-1 и команд — общая цель: мы хотим, чтобы спорт был крутым, а не зацикливаться на успехе одной гонки или сезона. Нужен долгосрочный план, чтобы все тянули в одном направлении.
MS: В паддоке мнения о болиде 2026 года расходятся. Некоторые опасаются, как он будет работать и где сможет раскрыть всю мощь.
TW: Зрители вообще не заметят разницы — они увидят быструю машину на трассе. У нас будут инновационные решения по аэродинамике, появятся элементы вроде подзарядки в конце прямых, что уже есть сегодня. Многие думают, что сейчас болид Формулы-1 разгоняется до конца прямой, но это не так — у нас есть снижение мощности. Скоростной профиль выравнивается к концу прямой, и это сильно отличается от того, что было 10 лет назад. Так будет и в ближайшие годы. Да, двигатель совершенно новый, но вокруг него слишком много паники. Я уверен: инженерный гений Формулы-1 всегда находил правильные решения, и шоу будет захватывающим, как обычно.
MS: Вас устраивает новое соглашение Конкорда?
TW: Да, это большой успех для Формулы-1 — Конкорд теперь действует до 2030 года. Все 11 команд подписали. Cadillac в Мельбурне здорово обосновали, почему считают, что могут принести пользу бизнесу. Так что всё готово: 11 команд, коммерческая основа есть, и это действительно здорово.
MS: Перейдём к Джорджу Расселу. Рынок пилотов закрыт, только Джордж пока свободен на 2026 год. Скоро этот вопрос решится?
TW: Да, безусловно. Это почти открытая тайна: мы хотим оставить наших гонщиков надолго. Мы не афишируем каждую беседу с пилотами, но всё идёт в нужном направлении.
MS: Мы спрашиваем, потому что слухи о том, что вы подпишете Макса Ферстаппена, не утихают. Но как только контракт с Джорджем будет подписан, они прекратятся.
TW: Именно так. Но в любом контракте есть не только гарантия места в машине для пилота. Нужно обсудить условия, которые устроят и команду, и гонщика, — это структурированный процесс.
MS: Кажется, Джорджа в паддоке немного недооценивают.
TW: Не у нас. Почему его недооценивают? Не знаю. Он топ-пилот, и нам повезло, что он с нами. Мы решились взять Кими Антонелли, потому что знали: у нас есть Джордж как ориентир. Машина не едет быстрее Джорджа, и мы знаем, на что она способна с ним за рулём. Это эталон для Кими.
MS: А для Джорджа эталоном был Льюис Хэмилтон, так что вы видели, как он прогрессирует.
TW: Точно.
MS: Но Джорджу не повезло — он пришёл, когда команда перестала побеждать.
TW: Да, он ждал другого. Но посмотрите на его выступления против Льюиса, а теперь на Льюиса против Шарля Леклера — очевидно, что Джордж топовый гонщик.
MS: О Кими: вы сказали, что решили подписать его в тот же день, когда Льюис Хэмилтон объявил об уходе в Ferrari. А ведь он тогда был только в Formula Regional, даже не гонялся в F2.
TW: Совершенно верно. Я никогда не боялся принимать ситуацию такой, какая она есть. Льюис сказал, что уходит, — и всё, точка. С учётом 12 лет вместе, дружбы и наших успехов, мои мысли сразу переключились на то, кто будет следующим в машине. Есть два подхода: рискнуть с самым молодым, кого считают перспективным в Формуле-1, или взять быстрого и проверенного пилота. Если брать молодого, то либо отдаёшь его в другую команду, но любая, вроде Williams, запросила бы минимум пару лет. Мы не хотели таких обязательств. А любой доказавший себя гонщик не согласится на контракт всего на год. Вот о чём я думал в первые минуты после слов Льюиса.
MS: Сколько людей участвовало в этом решении? Только вы?
TW: Нет, разумеется, Mercedes тоже была в деле. Ола Каллениус, как главный человек, знает бизнес, Маркус Шефер, наш председатель. С нашей стороны — Гвен Лагрю, Джеймс Эллисон, Брэдли Лорд и я. У меня было твёрдое мнение, но я всегда хочу, чтобы его оспаривали. Это была отличная дискуссия с плюсами и минусами.
MS: Не было сомнений в прошлом году, когда он боролся в F2?
TW: Нет, F3 и F2 — сложные серии. Надо быть в нужной команде в нужное время. Мы не сомневаемся в его скорости, характере и ценностях. Ему нужно время, траектория роста очень крутая. Но 2025 год кажется подходящим из-за смены правил в следующем сезоне. Мы хотели, чтобы у него был год на адаптацию и подготовку.
MS: Он сказал, что вы зовёте его Кими, когда всё хорошо, и Андреа, когда нет.
TW: Да (смеётся). Кими — это молодой парень, Андреа — более серьёзный, когда я недоволен. Так он быстро понимает моё настроение!
MS: Новая машина оправдывает ожидания? Это шаг вперёд по сравнению с 2024 годом?
TW: Это более стабильная платформа. В прошлом году задняя часть была слабой, а передняя — сильной, теперь они лучше сбалансированы. Но мы всё ещё недовольны шириной рабочего окна — хотелось бы побольше. Сложно точно попасть в настройки: в одной сессии ты герой, а в следующей — шестой или седьмой. Но это у всех так. Взять Ferrari: Льюис в спринте Китая выглядел уверенно, а неделей раньше всё было слишком сложно. Так будет весь год.
MS: Ходили забавные слухи, что ваша жена Сьюзи хочет стать президентом FIA. Это бы означало ваш уход?
TW: Это единственный способ меня выгнать (улыбается). Нет, с Сьюзи такого не было. Мы семья предпринимателей. Она полностью погружена в F1 Academy, чтобы сделать её успешной, и пока не готова к представительской роли, какой бы почётной ни была должность президента FIA. Нет, она не собирается туда.
MS: Значит, вы остаётесь. Как и глава Формулы-1 Стефано Доменикали. Рады, что он продлил контракт ещё на пять лет?
TW: Это очень важно. Он классный парень, с правильными ценностями, коммерческой хваткой, отлично ладит с промоутерами и не терпит чепухи. Стабильность на следующие пять лет — просто отличная новость. Спорту нужна стабильность и направление, и он это обеспечивает.
MS: Одна из задач Доменикали — календарь. Похоже, гонок в Европе будет всё меньше, а расписание станет глобальнее. Мы потеряем Спа на два сезона. Это естественное развитие или такие трассы надо сохранять?
TW: Во-первых, мы в надёжных руках. Стефано из Имолы, у них буквально квартира напротив трассы. Он отлично понимает наследие спорта и то, что нам нужно ездить на таких трассах, чтобы популяризировать Формулу-1 в других регионах. Найти баланс — вот главная задача. Сохранять культовые трассы и добавлять новые — этот микс важен. И Стефано, безусловно, лучший, кто может это сделать.