Марко: "Мы не бросаем Лоусона"
Команда Red Bull Racing вновь оказалась в центре внимания Формулы-1, удивив всех неожиданными перестановками в составе пилотов. Лиам Лоусон перешел в Racing Bulls, а Юки Цунода занял место напарника Макса Ферстаппена. Этот шаг вызвал бурю эмоций и вопросов среди болельщиков, и Хельмут Марко, советник Red Bull, решил пролить свет на ситуацию. В эксклюзивном интервью он объясняет логику этого решения, рассказывает о трудностях с болидом RB21 и делится планами на будущее команды.

Red Bull Racing снова удивила паддок. Лиам Лоусон переведен в Racing Bulls, а Юки Цунода стал новым напарником Макса Ферстаппена – решение, которое потрясло всех и кажется жестким даже по стандартам Red Bull. Хельмут Марко объясняет самую громкую историю сезона.
Motorsport.com: Доктор Марко, это не первый раз, когда вы меняете напарника Макса Ферстаппена по ходу сезона, но даже Пьер Гасли в 2019 году получил 12 гонок. Со стороны кажется довольно суровым, что Лиам Лоусон заменен всего после двух уикендов. Почему так быстро?
Хельмут Марко: Во-первых, его не понизили – он перешел в Racing Bulls, где болид очень конкурентоспособен и гораздо проще в управлении, чем RB21. Перестановка произошла после старта, который я бы назвал неудачным. Третья практика в Австралии была отменена, и именно тогда начались сложности. Это, конечно, сказалось на уверенности Лиама. К сожалению, в Китае проблемы продолжились, а там еще и спринтерская гонка – то есть опять только одна практика.
При этом нужно признать, что RB21 сложен в управлении. Это не самый быстрый болид, и разрыв в производительности только увеличивался. Но вернемся к разговору о "понижении": вспомним Гасли. Позже он вернулся в отличную форму и сейчас успешно выступает за Alpine. То же самое с Алексом Албоном в Williams. У всех была схожая судьба рядом с Максом, но они восстановились и вновь обрели себя в менее конкурентной среде.
Motorsport.com: Не было ли логичнее дать ему выступить в Сузуке – на трассе, которую он хорошо знает? Или что убедило вас, что это не сработает?
Хельмут Марко: Это было единогласное решение с нашей стороны. Ранее в гонке мы попробовали другую настройку. Он был просто на пределе, как боксер. А когда боксер на пределе, его уводят с ринга. Но у нас есть страховочная сеть – уникальная возможность с нашей второй командой, так что мы сохраняем его в Формуле-1.
Motorsport.com: Знали ли Лоусон и Цунода заранее, что их будут оценивать после первых гонок? Лоусон сказал, что очевидно, у него "нет времени", цитирую его напрямую. Значит ли это, что им ставили конкретные цели на старте сезона? Или вы уже предполагали, что такое может случиться довольно рано?
Хельмут Марко: Нет, иначе мы бы не принимали таких решений. С одной стороны, неудачный старт – возможно, это была ошибка. У Лоусона было всего 11 Гран-при до начала сезона 2025 года, кажется. В такой ситуации он просто не мог продолжать выступать.
С другой стороны, Юки – как бы странно это ни звучало – действительно силен в своем пятом сезоне. Как личность, он стал физически крепче, выглядит очень уверенно и провел две отличные гонки.
А почему не подождать? Мы хотим выиграть пятый чемпионат мира с Максом. Болид, как я сказал, сложный и не самый быстрый. Поэтому крайне важно иметь второго пилота, который сможет поддерживать нас стратегически в гонках и вносить вклад в развитие машины.
Motorsport.com: Когда и как прошел разговор с Лиамом Лоусоном, где его уведомили? Думаю, это был непростой разговор, по крайней мере для него.
Хельмут Марко: Переговоры вел Кристиан Хорнер.
Motorsport.com: В этой истории есть любопытная деталь, на мой взгляд. Гидо ван дер Гарде – вы его знаете, бывший пилот Формулы-1 – написал в Instagram, что, среди прочего: "На мой взгляд, это больше похоже на издевательство или панический ход, чем на реальные достижения спортсмена". Интересно, что этот пост лайкнули Пьер Гасли, Нико Хюлькенберг, Оскар Пиастри – и Макс Ферстаппен. Можно ли сделать вывод, что Макс хотел бы продолжать с Лиамом Лоусоном?
Хельмут Марко: Этот вывод верен, и он действительно это выразил. Но мы объяснили Максу, что для победы в чемпионате нам нужно сделать все, чтобы обе машины были в топ-10.
Motorsport.com: А как Макс аргументировал свою позицию? Он сказал: "Дайте ему больше времени", или что именно?
Хельмут Марко: Макс утверждал, что болид очень сложен в управлении, и если бы машина была лучше, то и результаты Лоусона улучшились бы. Конечно, мы работаем над развитием, но сейчас трудно сказать, как быстро это произойдет.
Motorsport.com: В СМИ есть версия, что вы хотели посадить Юки Цуноду в Red Bull на 2025 год еще в прошлом году, а у Кристиана Хорнера было иное мнение. Это правда?
Хельмут Марко: Все решения принимались единогласно. Юки Цунода – быстрый пилот, мы это знаем, но у него были взлеты и падения. Поэтому мы считали Лоусона более сильным кандидатом. Но, как я уже сказал, Юки преобразился. Он сменил менеджмент, и в этой ситуации это был лучший вариант. Даже в Сузуке – хотя Лоусон знает трассу – с другой стороны, Исаак Хаджар не знал Китай, но сразу показал темп, почти догнав Юки в квалификации.
Так что это была нисходящая спираль, которую нам нужно было прервать, чтобы дать Лоусону будущее в карьере.
Motorsport.com: Вы удивились выступлениям Юки в этом году? Или дело не только в том, что Лоусон не оправдал ожиданий, но и в том, что Цунода превзошел их?
Хельмут Марко: Да – один оказался ниже ожиданий, а другой приятно удивил.
Motorsport.com: Вы упомянули ранее, что одной из причин выбора Лоусона было убеждение, что он отлично справляется с давлением. Удивились ли вы, что он так быстро сломался под этим прессом – "сломался", как я бы сказал, судя по его виду в телетрансляциях – и почему вы верите, что Юки Цунода справится лучше?
Хельмут Марко: Да, с Лоусоном это было неожиданно. Но, как я сказал, были неудачные обстоятельства. Даже на предсезонных тестах в Бахрейне у него возникли технические проблемы, ограничившие пробег. Третья практика в Австралии стала переломным моментом. А потом еще спринтерский уикенд. Тем не менее, результат должен быть. Пока Лоусон шел вниз, Юки в своем пятом сезоне производит очень сильное впечатление, и мы верим, что он справится.
Motorsport.com: Насколько важным был тест Юки Цуноды в Абу-Даби в прошлом году, где он управлял машиной Red Bull Racing, для текущих событий? И можно ли считать, что тогда уже было решено, что Лоусон поедет?
Хельмут Марко: Тест Юки в Абу-Даби уже не был решающим. У него были взлеты и падения – помню, например, две аварии в Мексике. Он не был таким стабильным, как сейчас. И снова: мы хотим выиграть пятый чемпионат мира. Болид не гарантирует побед – хотя мы не так далеко, как иногда кажется. Это было видно по Максу на последнем отрезке на жестких шинах. Последние 10 кругов были на уровне лидеров. Хотя Оскар Пиастри, вероятно, уже не выкладывался, потому что не было необходимости. Но все равно мы бы финишировали позади McLaren. В гонке мы обошли Mercedes, но этого мало. Это совсем другая ситуация.
Все делается ради чемпионства. Команда полностью за этим стоит. Была встреча с инженерами Макса, и она прошла позитивно. Мы рассчитываем, что болид станет конкурентоспособным в ближайших гонках – надеюсь, скорее раньше, чем позже.
Motorsport.com: Была жесткая критика. Например, Ральф Шумахер сказал: "Если бы я был Цунодой, я бы не согласился. Ни тестов, ни подготовки". И добавил: "Они сжигают двух пилотов – это никому не помогает". Почему вы считаете, что посадить Юки в эту машину – хорошая идея, особенно в Сузуке, где все будут на него смотреть?
Хельмут Марко: Повторюсь, Юки в своем пятом году. Опыт в таких сложных условиях – огромный фактор. Юки не раз подчеркивал, что он подходящий человек для Red Bull Racing. Мы дали ему две или три сессии на симуляторе, и они прошли отлично. Его техническая обратная связь – за что его раньше критиковали – тоже была на высоте.
Motorsport.com: Сессии на симуляторе – это было после Шанхая или до?
Хельмут Марко: Да, после Шанхая. Нам пришлось действовать быстро. Все было позитивно. Техническая обратная связь, за которую его обвиняли в непонимании или неумении настраивать болид, тоже оказалась на уровне.
Motorsport.com: Для ясности: даже если бы Юки хотел отказаться, он не мог бы – контракт позволяет Red Bull свободно менять пилотов. Это так?
Хельмут Марко: С точки зрения контракта – да. Но Юки тихо ждал этого момента. Единственным сюрпризом стала скорость решения.
Motorsport.com: Есть ли теперь ориентир для Цуноды – типа "если он это сделает, мы будем довольны"? Или ему тоже стоит опасаться замены через пару гонок?
Хельмут Марко: Нет, ему нечего бояться. Но не забывайте, Лиам Лоусон дважды квалифицировался 20-м. Сложно [сделать хуже].
Motorsport.com: Правда ли, что Honda тоже поддержала эту замену – в какой-то форме?
Хельмут Марко: То, что следующая гонка в Японии, – просто совпадение. Конечно, Honda довольна решением, это очевидно. Но это не было ключевым фактором. Их участие заканчивается в конце года.
Motorsport.com: Когда вы говорите, что Honda довольна – это значит, они даже немного подкинули денег за это?
Хельмут Марко: Это не было решающим и не мотивировало наше решение.
Motorsport.com: Были ли другие кандидаты на замену? Например, говорили, что Франко Колапинто мог быть вариантом. Мои коллеги видели, как вы заходили в гостиную Alpine в воскресенье.
Хельмут Марко: Да, у меня хорошие отношения с Олли Оуксом. Он часто работал с нашими пилотами в младших категориях. Один из его гонщиков сейчас выступает в британской [F4], например. Это была причина встречи. Колапинто не обсуждался.
Motorsport.com: Даже не в прошлом году? Когда место в Racing Bulls было на кону – тогда тоже ходили слухи, что Колапинто могли посадить в ту машину. Были ли разговоры с Williams?
Хельмут Марко: Колапинто ярко дебютировал в Формуле-1. Конечно, за такими вещами следишь. Но он не был серьезным кандидатом. У нас был Исаак Хаджар, который в Формуле-2 стабильно опережал Колапинто, и, как теперь доказано, это был правильный выбор.
Motorsport.com: Хорошо. Некоторые зрители предложили идею, доктор Марко. Последним пилотом, приблизившимся к темпу Макса в Red Bull, был Даниэль Риккардо. Он не так давно ушел из Формулы-1. Рассматривали ли вы его возвращение?
Хельмут Марко: Нет, это не обсуждалось. У Даниэля была последняя гонка, после чего он полностью дистанцировался от Формулы-1. Он был в Австралии, да, но, кажется, уехал в четверг. Это не было темой.
Motorsport.com: Много разговоров о том, почему вторая машина не показывает результат. Вы не раз говорили, что дело не в том, что болид строится под Макса, а в том, что это максимально быстрая машина – и только Макс может с ней справиться. Алекс Албон сравнил ее с компьютерной мышью с экстремально высокой чувствительностью, которую почти невозможно контролировать. Согласны с этим описанием?
Хельмут Марко: Да, это точное сравнение. Именно это и усложняет жизнь второму пилоту. Но мы уже думаем о том, чтобы настроить вторую машину иначе – с менее агрессивной настройкой, чтобы упростить управление.
Motorsport.com: Шумахер сказал кое-что интересное в этом контексте. Он считает, что молодые пилоты в Формуле-2 учатся стилю вождения, который совсем не подходит для Red Bull. Разделяете это мнение?
Хельмут Марко: Возьмем Исаака Хаджара – он выступает за Racing Bulls – и я бы сказал, что он отлично дебютировал, если не считать ошибку на прогревочном круге в Мельбурне. Я не вижу, чтобы Формула-2 готовила к какому-то конкретному стилю или машине в Формуле-1. Болиды слишком разные. А эта специфичная настройка под Макса – мы уже говорили об этом. С ней справляется только он, а для остальных это крайне сложно.
Motorsport.com: Макс открыт к идее: "Если можно расширить рабочий диапазон болида, чтобы помочь напарнику, давайте сделаем это"? Или ему все равно?
Хельмут Марко: Нет, это одна из причин, почему он считал замену Лоусона слишком ранней – потому что болид крайне сложен в управлении, даже для него.
Motorsport.com: Эта острая управляемость типична для болидов Red Bull уже давно. А теперь Ландо Норрис говорит, что McLaren тоже сложна – быстрая, но невероятно капризная. Это заставило меня задуматься: Роб Маршалл перешел из Red Bull в McLaren некоторое время назад. Есть ли связь?
Хельмут Марко: Думаю, связь очевидна. Взлет McLaren начался сразу после этого перехода – с Гран-при Австрии 2023 года. Очевидно, что часть знаний ушла с ним. Роб Маршалл – очень опытный и талантливый конструктор, и его влияние в McLaren заметно.
Motorsport.com: Как вы уже намекнули, проблема не только в Лоусоне – команда не там, где хочет быть с RB21, ведь даже Макс не может побеждать чисто за счет машины. Мы говорили об острой управляемости как слабости. Есть ли другие проблемы? И знаете ли вы, что их вызывает? За последние годы в Mercedes мы видели, как они думали: "Вот оно, решение", – но все еще гоняются за проблемой.
Хельмут Марко: Как я упомянул, была встреча с ведущими инженерами и Максом, где все вопросы открыто обсудили вместе с планами решений. Обновления могут сработать – а могут и нет. Это бывает и у Mercedes, и у Ferrari. Мы стремимся к стабильности – к болиду, который работает на всех трассах, при любых температурах и с любыми шинами. Это наше направление, и я уверен, мы этого добьемся.
Motorsport.com: Сколько времени это займет? Даже если процесс запущен, обновления вряд ли появятся в Сузуке.
Хельмут Марко: Нет, но работа уже идет. На тестах в Бахрейне мы заметили, что некоторые негативные черты прошлогодней машины вернулись. Такие разработки не делаются за ночь. Но в обозримом будущем эти детали должны появиться на болиде.
Motorsport.com: Это только о спортивном успехе – или о том, чтобы удержать Макса Ферстаппена в команде? Ходят слухи, что он может уйти в Mercedes или Aston Martin. Была история, что Лоуренс Стролл готовит предложение на миллиард евро за Макса. Недавно Зак Браун сказал в интервью – вероятно, чтобы подлить масла в огонь – что верит в уход Макса в конце сезона. Так нужны ли эти обновления, чтобы удержать Макса Ферстаппена?
Хельмут Марко: Обновления нужны, чтобы Макс выиграл пятый чемпионат мира. Это наша главная цель. Вся команда работает на это с полной отдачей. У каждого топ-пилота есть пункт об уходе, если результаты не на уровне – но они разные, и сейчас это не проблема.
Motorsport.com: Слушая вас, кажется, что пятый титул Макса Ферстаппена – которого Red Bull не достигла с Феттелем, так что это будет впервые – приоритетнее Кубка конструкторов. Это так?
Хельмут Марко: Да.
Motorsport.com: Вы беспокоитесь, что Макс может уйти, если к летнему перерыву станет ясно, что пятый титул не светит?
Хельмут Марко: Еще раз – есть контракты.
Motorsport.com: Значит, летний перерыв – это ключевое окно?
Хельмут Марко: Это окно. Но не забывайте – мы вторые в чемпионате, отстаем на восемь очков. До перерыва еще далеко.
Motorsport.com: Доктор Марко, почему я это спрашиваю? Не хочу рисовать мрачную картину, но если посмотреть на результаты пилотов Red Bull Racing, кроме Макса, за последние годы, без него вы бы, вероятно, скатились в середину. Это вас тревожит?
Хельмут Марко: Конечно, Макс – важнейшая часть команды. В прошлом году только он мог взять титул. Сейчас он явно лучший – если не один из лучших – и мы хотим его удержать. Но для этого болид должен соответствовать. Пока нет причин – ни контрактных, ни иных – для его ухода в конце года.
Motorsport.com: Будет ли Исаак Хаджар следующим, если, скажем, через две гонки Юки Цунода выбыл бы?
Хельмут Марко: Юки Цунода доедет сезон [с Red Bull].
Motorsport.com: Это очень четкое заявление. Но скажем мягче – очевидно, что в иерархии юниоров Red Bull он следующий после Юки, не обязательно имея в виду место в Red Bull Racing.
Хельмут Марко: Его дебют был очень сильным. Особенно как быстро он набрал темп. В гонке он был чуть медленнее, но это из-за нехватки опыта. Он точно одна из наших больших надежд сейчас.
Motorsport.com: Серхио Перес звонил вам после всего этого? Что сказал?
Хельмут Марко: Да. Мы говорили о текиле.
Motorsport.com: Могу представить, что в его голосе было немного удовлетворения.
Хельмут Марко: Я выпил за него после, а он за меня. Он связан с компанией по производству текилы.
Motorsport.com: Прислал вам бутылку или что?
Хельмут Марко: Пока нет, но сказал, что привезет – в Мексике.
Motorsport.com: Перес пришел в команду в 2021 году. Вы когда-нибудь жалели – или хотя бы думали – что было бы, если бы вместо него взяли Нико Хюлькенберга? Тогда многие считали, что он подошел бы по стилю вождения и менталитету.
Хельмут Марко: Тогда Серхио Перес только что выиграл свой первый Гран-при в Бахрейне. Это было как раз время принятия решений. Большинство проголосовало за Переса.
Motorsport.com: Очень элегантный способ уйти от вопроса.
Хельмут Марко: Да, оставим это так.
Motorsport.com: Хорошо, остановимся на этом. Последний вопрос. Недавно вы были на Sport & Talk на ServusTV в Hangar 7, и в блиц-опросе с Кристианом Нехибой сказали, что можете представить жизнь без Формулы-1. На вопрос о мечте ответили, что мечтаете просто о большем количестве времени. Так вот: уйдет ли доктор Марко из Формулы-1, если в какой-то момент – когда бы это ни было – Макс Ферстаппен перестанет выступать за Red Bull?
Хельмут Марко: Это могло бы стать хорошей причиной, да.