Позиция Honda и судьба V10 в Формуле-1
Формула-1 стоит на пороге больших перемен, и позиция Honda может сыграть ключевую роль в судьбе новых правил. В преддверии важной встречи в Бахрейне, где производители обсудят возможный возврат к двигателям V10 или V8, японская компания ясно дала понять, что её приоритеты связаны с электрификацией. Для фанатов чемпионата это не просто технический спор — это вопрос будущего любимого спорта.

Позиция Honda по новым правилам Формулы-1, которые вступят в силу в 2026 году, намекает на серьёзное сопротивление предложению изменить курс и вернуться к двигателям V10 или V8 вместо запланированных гибридных V6.
Новые силовые установки с двигателями V6 и увеличенной долей электрификации должны начать использоваться в следующем сезоне и действовать до конца 2030 года. Президент FIA Мохаммед Бен Сулайем созвал производителей на встречу в пятницу во время Гран-при Бахрейна, чтобы обсудить возможность изменения концепции двигателей в этот период.
Некоторые предварительные обсуждения с заинтересованными сторонами уже состоялись, но Бен Сулайем хочет чётко понять позицию производителей и объяснить, почему он предложил Формуле-1 рассмотреть возвращение к V10. Компании уже вложили значительные средства и усилия в разработку новых сложных V6, где мощность почти поровну делится между двигателем внутреннего сгорания и электрической частью. Эти силовые установки планируется использовать с 2026 по 2030 год.
Эти правила активно продвигались Бен Сулайемом и считались успехом, в том числе потому, что привлекли Audi как нового производителя и убедили Honda пересмотреть своё решение об уходе из Формулы-1 в текущем цикле правил.
Однако теперь Бен Сулайем выдвинул идею сменить двигатели в 2028 или 2029 году. Ещё один обсуждаемый вопрос — стоит ли вообще отказаться от перехода на новые V6 и продолжить использовать текущие силовые установки, а затем переключиться на V8 или V10.
Встреча в пятницу станет ключевой для FIA, чтобы официально узнать мнение производителей двигателей. Пока что Red Bull (при поддержке Ford) и Ferrari, как сообщается, наиболее активно поддерживают идею изменения правил. Mercedes готов обсуждать вопрос, но, похоже, склоняется к сохранению текущего плана. Audi же, поддерживая правила 2026 года, косвенно выразила своё несогласие с предложением о V10.
Honda фактически сделала то же самое. Когда президента Honda Racing Corporation Кодзи Ватанабе спросили о предложении по V10, он ответил The Race, что компания знает о намерениях FIA и присоединится к обсуждению, но официальных заявлений по этому поводу пока нет.
Однако, как и в случае с Audi, комментарии Honda о важности правил 2026 года ясно указывают на её позицию и приоритеты для FIA. На вопрос о значении электрификации в правилах 2026 года, которые стали решающим фактором для возвращения Honda в Формулу-1 после первоначального ухода, Ватанабе сказал:
Недавно Honda представила прототипы седана и внедорожника Honda 0, серийные версии которых появятся в 2026 году. Внедорожник Honda 0 был продемонстрирован гонщиками Red Bull Максом Ферстаппеном и Юки Цунодой во время шоу в Токио перед Гран-при Японии. Очевидно, что стратегия компании не совпадает с идеей Формулы-1 отказаться от значительного увеличения электрической мощности в пользу двигателей внутреннего сгорания большого объёма с высокими оборотами.
Это важно, потому что достаточно возражения всего двух производителей двигателей, чтобы идея была отклонена. Пока ожидается, что возвращение к V10 не получит достаточной поддержки.
Руководитель команды Aston Martin, партнёра Honda с 2026 года, Энди Коуэлл также подчеркнул, что их позиция — следовать запланированным правилам и затем определить новый путь для 2031 года, но не раньше.
— Нам нужно двигаться вперёд, говорить о плюсах этих правил: об устойчивых видах топлива, о большей актуальности батарей для других отраслей, о том, что электромашина мощностью 350 кВт невероятно эффективна, — сказал Коуэлл. — Эффективность батареи высока, стартовый вес с точки зрения топлива меньше, да и аэродинамический пакет стал эффективнее. Вместо того чтобы нагревать атмосферу энергией машин, мы будем экономить её в режиме прямых.
Обо всех этих позитивных аспектах, к которым мы стремимся, нужно говорить. Сейчас мы договорились, что эти правила действуют пять лет. Возможно, через год или полтора мы начнём обсуждать, что будет в 2031 году. Разработка и доводка этих силовых установок занимает много времени. Так что давайте определимся, что будет актуально для 2031 года, и сосредоточимся на текущих правилах.
Желание сосредоточиться на успехе правил 2026 года в их текущем виде разделяет и клиент Mercedes по двигателям — McLaren.
— На данный момент правильное решение для нас — перейти на новые правила, и все должны ответственно приложить максимум усилий, чтобы эти правила сработали, — сказал руководитель команды McLaren Андреа Стелла.
— Потому что успех этих изменений сейчас в интересах спорта.
Остаётся выяснить, появятся ли какие-то компромиссы в ходе встречи. Например, позиции Ferrari и Red Bull, вероятно, связаны с опасениями по поводу их производительности с новыми гибридными системами и полностью устойчивым топливом.
Возможно, будет предложен компромисс, который скорректирует текущие правила — например, изменения в правилах омологации или давно обсуждаемая идея пересмотра соотношения мощности двигателя внутреннего сгорания и электрической части.