Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 10, апрель

UFI-фильтры для всех болидов Формулы-1. Техника

В мире Формулы-1, где каждый грамм и миллиметр имеют значение, существует компания, чьи разработки используются абсолютно всеми командами королевского класса автоспорта. Речь идет о малоизвестной широкой публике итальянской компании UFI Filters из Ногароле-Рокка, которая с 1978 года создает инновационные системы фильтрации для болидов Формулы-1. Начав с сотрудничества с Ferrari, сегодня UFI поставляет свою продукцию всем десяти командам чемпионата, включая недавно присоединившуюся Alpine. Это история итальянского совершенства, основанного на инновациях, исследованиях и бескомпромиссном качестве.

UFI-фильтры для всех болидов Формулы-1. Техника

Болиды Формулы-1 — это концентрат экстремальных и инновационных технологий, большая часть которых скрыта под обтекателями. Мало кто знает, что небольшая компания из Ногароле-Рокка, маленького центра в провинции Верона, производит детали для всех десяти команд чемпионата. Речь идёт не о поставщике вроде Pirelli, выигравшем тендер на поставку шин для всей стартовой решётки, а о компании, которая заслужила доверие команд благодаря качеству своей продукции, явно не имеющей конкурентов. Сотрудничество началось почти случайно с Ferrari в 1978 году, а с этого года к списку клиентов добавилась и Alpine, завершив путь к совершенству, ставший результатом постоянных инноваций и исследований.

Мы говорим о UFI Filters, бренде, малоизвестном широкой публике, основанном в 1971 году. Это компания, гордость итальянского производства, имеющая филиалы по всему миру и известная крупным автопроизводителям, таким как Stellantis, General Motors, Ford, а также всем китайским автопроизводителям, которых сейчас насчитывается около шестидесяти. UFI производит фильтры — детали, определяющие надёжность болидов, которые, как ни странно, выполняют теперь и функции повышения производительности. На Ferrari 312 T3 Карлоса Ройтеманна, победившей в Гран-при Великобритании, стоял масляный фильтр двигателя весом 1,8 кг, тогда как сегодня их вес не превышает 20 граммов!

На каждом болиде Формулы-1 установлено в среднем 15 фильтров, и интересно узнать, где они применяются:

  • для топлива используются три фильтра: внутри бака, низкого давления между баком и топливным насосом высокого давления, фильтр высокого давления, установленный перед форсунками, и так называемый "фильтр последнего шанса", установленный в качестве последней защиты перед форсунками;
  • фильтры моторного масла: помимо основного, на болидах присутствует вторичный масляный фильтр для смазки клапанов и несколько "фильтров последнего шанса", которые работают с насосами рекуперации, чтобы предотвратить повторное попадание загрязняющих веществ в систему из картера сухой смазки;
  • воздушный фильтр двигателя, который должен задерживать пыль, мелкие частицы и стружку, собираемую болидами на трассах;
  • фильтры гидравлических контуров для управления DRS, гидроусилителя руля и тормозов, где фильтрация имеет первостепенное значение для обеспечения безопасности пилотов;
  • фильтры для диэлектрических жидкостей, используемых для управления температурным режимом аккумулятора и гибридной системы.

Интересно отметить, что топливные фильтры обладают высочайшими технологиями, поскольку они не ограничиваются улавливанием традиционных твёрдых загрязняющих веществ: бензин для Формулы-1, содержащий этанол, создаётся по чрезвычайно сложным формулам, которые регистрируются в FIA, проверяющей их соответствие на каждой гонке. Поэтому необходимо, чтобы фильтр задерживал также возможные химические, органические или неорганические загрязнения, которые могут образовываться внутри топлива из-за его особого состава. Любопытно узнать, что гидравлический контур тормозов требует уровня фильтрации всего 3 микрона (тысячные доли миллиметра) для защиты клапанов.

Президент компании Джорджио Джиронди гордится деятельностью в Формуле-1, которая является двигателем исследований всей компании: отдел в Ногароле-Рокка может использовать ресурсы трёх научно-исследовательских центров (Тренто, Шанхай и Нью-Дели). 

"В Формуле-1 задействовано 15 специалистов, но для гидродинамического и механического анализа мы можем рассчитывать на Индию, увеличивая рабочую мощность за счёт 40-50 местных инженеров. Когда нам нужно проектировать с использованием металлических или пластиковых материалов в фильтрующих элементах, мы обращаемся к персоналу в Ногароле-Рокка и Тренто".

UFI Filters, в отличие от конкурентов, не имеет каталога продукции, а создаёт индивидуальные элементы для каждой команды:

"Это очень сложные отношения, — объясняет Джиронди, — потому что у каждой команды есть фильтры, изготовленные эксклюзивно, и нет никакого обмена информацией. Мы гарантируем командам максимальную конфиденциальность и обеспечиваем сервис семь дней в неделю, и за два часа мы можем приехать на базу команды".

"Наш президент поверил в Формулу-1, — объясняет Давиде Молетта, менеджер подразделения высоких технологий UFI Filters, — и с тех пор как он вошёл в неё в 1978 году, он, как и Ferrari, больше не выходил из неё. И это абсолютная ценность для нас. Но и мы очень увлечены гонками. В наших продуктах много исследований в выборе материалов, как и в сборке, которая до сих пор выполняется вручную. Формула-1, безусловно, бизнес, но им движет страсть, которая толкает нас к поиску совершенства в технологиях, инновациях, качестве и надёжности. Мы работаем, не поднимая головы, на трассе и в гаражах с командами".

В этом году количество фильтров на десяти болидах варьируется от 11 до 17, и все они глубоко различаются по исследованиям, материалам и дизайну... 

"На Ferrari 208 в 1979 году впускные патрубки были на виду и были покрыты только защитной сеткой, которая ничего не останавливала, кроме, возможно, крупного мусора. С воздушным фильтром панельного типа мы вошли в Формулу-1, используя материалы из автомобильной промышленности: целлюлозу. Сегодня у нас есть каркасы, изготовленные методом быстрого прототипирования с добавлением углеродного волокна или инновационных материалов, с кевларовыми сетками для ограничения попадания мусора, который всасывается с асфальта".

"Интересный аспект заключается в том, что воздушные фильтры зависят от аэродинамического исследования команды: каждый производитель двигателей определяет конкретное пространство, но могут быть схожие решения фильтрации с очень разными размерами".

Какой фильтр сложнее всего изготовить? 

"Не существует простого продукта, потому что пространство размещения, размеры и производительность являются частью проекта, разрабатываемого совместно с командами. Там, где у нас больше доступного пространства, мы имеем гораздо более жёсткие критерии фильтрации. В последние годы фильтры для аккумуляторов или охлаждения двигателя испытывают стресс, хотя проблем нет, а большие трудности мы регистрируем в фильтрах для бензина, где проводятся масштабные исследования".

Какой из них наиболее критичен? 

"Тот, который должен защищать пилота. Мы можем допустить аномалию в двигателе, которая остановит машину, но не проблему с безопасностью пилотов: контуры DRS и тормозов всегда должны быть идеальными. Для гидравлических контуров мы сотрудничаем с Brembo: безопасность превыше всего, поэтому это самая сложная задача".

Какой срок службы у фильтров? 

"Они рассчитаны на один Гран-при. Есть клиенты, которые используют их весь уик-энд. Фильтры двигателя мы рассчитываем на 5 тысяч километров, но если пилот использует очень агрессивные настройки, надёжность может снизиться до 3500 км. Но есть также команды, которые меняют масляный фильтр после каждой сессии...".

В следующем году маневренные болиды заменят те, что используют эффект прижимной силы, а силовые установки будут получать 50% мощности от электродвигателя, а остальное от традиционного двигателя внутреннего сгорания. Регламент введёт новые экологически чистые виды топлива, поэтому проблемы, которые предстоит решить, будут более серьёзными и сложными. Мы рассмотрим тему 2026 года во второй части, потому что сюрпризов будет действительно много...

0 комментариев