Секрет доминирования McLaren в сезоне Формулы-1 2025 года
Впечатляющее начало сезона Формулы-1 2025 года от команды McLaren не оставило равнодушным никого из поклонников королевских гонок. После трех побед из первых четырех гонок соперники активно пытаются понять, что именно делает британскую команду настолько быстрой. Многочисленные теории о гибких антикрыльях, хитростях с мини-DRS и особенностях подвески уступили место более прозаичному, но важному объяснению.

Доминирующее начало McLaren в сезоне Формулы-1 неизбежно заставило соперников пытаться понять, почему их болиды настолько лучше остальных.
С момента появления MCL39 в качестве эталонной машины 2025 года было много разговоров о гибких антикрыльях, о трюках с мини-DRS, о преимуществах подвески с системой анти-дайв и об управлении шинами.
Но по итогам первых трех гонок убедительная закономерность не прослеживалась, поскольку явное преимущество McLaren в работе с шинами в Австралии было не так очевидно в Китае, а затем команда уступила Максу Ферстаппену в Японии. Если позаимствовать фразу, которую Карлос Сайнс использовал в начале этого года: "У нас, очевидно, есть теории, а не подтверждения".
Однако после третьей победы в сезоне в Бахрейне ситуация прояснилась, и фокус внимания всех соперников сместился на одну конкретную область производительности McLaren: их задние шины.
Забудьте об аэроупругости. Что больше всего помогает Оскару Пиастри и Ландо Норрису — это способность контролировать температуру задних шин.
Технический директор Mercedes Джеймс Эллисон, когда его спросили, в чем, по его мнению, преимущество McLaren, сказал:
"Думаю, этого никто не знает. Если бы знали, было бы очень легко скопировать, не так ли?"
"Но можно с уверенностью предположить, что температура поверхности в задней части их болида, вероятно, ниже, чем у других команд, потому что их преимущество наиболее заметно на трассах, где ограничивающим фактором является задняя часть, и где темп определяется температурой задних шин".
"Но дело никогда не в чем-то одном, и они, безусловно, проделали хорошую работу по всем направлениям".
Масштаб преимущества McLaren в начале сезона неизбежно вызвал первые разговоры о возможном использовании каких-то хитростей.
Не будем забывать, что воспоминания о ложных обвинениях в наличии воды в шинах с прошлогоднего Гран-при Бразилии еще свежи.
Однако истинное объяснение успехов McLaren может в конечном итоге сводиться к чему-то гораздо менее захватывающему: большей прижимной силе и хорошо настроенному, сбалансированному болиду.
И именно то, как преимущество McLaren менялось с изменением температуры трассы, похоже, дало нам реальные подсказки о происходящих динамических процессах. (Хотя, конечно, с оговоркой, что загрузка топливом и режимы двигателя могут искажать картину, поскольку они могут объяснять колебания времени в пределах пары десятых секунды на тренировках.)
Если посмотреть на субботу в Бахрейне, например, дневные температуры трассы, которые были примерно на 20°C выше, чем во время вечерней квалификации, усилили преимущество McLaren.
Пиастри финишировал в третьей практике на 0,8 секунды впереди ближайшего соперника не из McLaren, Шарля Леклера из Ferrari, а Джордж Расселл отстал на 1,1 секунды.
Перенесемся на несколько часов вперед в более прохладную квалификационную сессию, и эти разрывы сократились до двух десятых секунды.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла считает, что закономерность, проявившаяся в Бахрейне, подчеркивает сильные стороны прижимной силы болида его команды.
"Что интересно: чем более скользкой кажется трасса, тем большее преимущество мы, кажется, имеем", — сказал он.
"Обычно это хорошая характеристика. Это означает, что болид имеет хороший уровень базовой прижимной силы — и чем меньше сцепления на асфальте, тем важнее становится этот вид прижимной силы".
"Когда вы затем переходите к более прохладным сессиям, вы получаете немного больше сцепления с асфальтом, вы получаете немного больше сцепления, потому что воздух более плотный, а значит, у вас больше прижимной силы, и обычно в таких ситуациях разрывы имеют тенденцию к сокращению. Возможно, это та тенденция, которую мы наблюдаем здесь, в Бахрейне. Я воспринимаю эту характеристику как качество нашего болида".
Но Стелла не считает, что преимущество его команды в управлении задними шинами связано только с большей прижимной силой, чем у конкурентов.
"Я не думаю, что это связано только с прижимной силой, — сказал он. — Мы сделали некоторые технические инвестиции в улучшение конструкции болида в отношении взаимодействия с шинами".
"Поэтому я действительно хочу отдать должное технической группе, которая работала над этой областью разработки болида, потому что они явно проделали хорошую работу".
Мониторинг температуры
McLaren явно усердно работает над пониманием теплового поведения своих задних шин — команда сохранила отверстие для датчика температуры в задних тормозных барабанах, которое вызвало небольшой спор в прошлом году.
Используя отверстие для доступа к датчику во время практики, команда заклеивает его лентой перед гонкой.
Также интересно, что перед Гран-при Бахрейна в прошлые выходные McLaren была единственной командой, которая держала свои задние шины отдельно от болида с момента прибытия машин на стартовую решетку.
Было ли это простым совпадением, не имеет значения, или это преднамеренный маневр для помощи в управлении температурой задних тормозов/ступиц — знает только команда.
Но несмотря на то, что требования Бахрейна к экстремальному управлению температурой шин играют на руку McLaren, команда по-прежнему считает, что ее преимущество не так велико, как предполагают некоторые.
Япония показала, что если погода становится прохладнее или управление температурой шин не так критично, то другие могут выйти вперед.
Кроме того, в этом сезоне у нас не было ситуации, когда прогрев шин, который иногда является слабым местом болидов, которые очень хорошо сохраняют резину холодной, стал бы определяющим фактором. Это то, что может проявиться на будущих этапах.
Несмотря на шум, который соперники поднимают о том, насколько далеко впереди находится McLaren, Стелла остается осторожным в оценке реального преимущества команды.
"Судя по комментариям наших конкурентов, казалось, что у нас совершенно другая категория болидов, но это не так", — сказал он после Бахрейна.
"Пока мы были на одинаковых шинах, Расселл оказывал давление, и нельзя сказать, что Оскар сильно контролировал ситуацию. Оскар пытался увеличить отрыв".
"В прошлом году Ферстаппен, если посмотреть на гонку, просто создал преимущество в 20 секунд, практически по секунде на круг, с меньшим доминированием и менее хорошим взаимодействием с шинами".
"Наш отрыв не настолько велик, чтобы мы могли спать спокойно, если честно".