Охлаждение в Формуле-1: почему Оливер Берман пока страдает
Формула-1 продолжает совершенствовать технологии для комфорта и безопасности гонщиков, особенно в условиях экстремальной жары. Новые охлаждающие жилеты, протестированные на Гран-при Саудовской Аравии, обещают стать настоящим спасением для пилотов. Однако, как рассказал Оливер Берман, ограничения веса, установленные FIA, пока не позволяют всем командам использовать эту инновацию. Почему некоторые коллективы уже применяют систему, а другим приходится страдать? Разбираемся в деталях.

Оливер Берман, молодой пилот команды Haas, поделился впечатлениями о новых охлаждающих жилетах, которые тестировались на Гран-при Саудовской Аравии. По его словам, эта технология способна радикально улучшить условия для гонщиков, но текущие ограничения веса FIA не позволяют ему использовать жилет в гонках.
После инцидентов на Гран-при Катара 2023 года, когда Лэнс Стролл потерял сознание за рулём, а Эстебан Окон столкнулся с серьёзным дискомфортом из-за жары, Формула-1 и FIA взяли курс на улучшение условий для пилотов. С начала 2024 года в болидах появились дополнительные охлаждающие вентиляционные отверстия, а в 2025 году команды получили возможность использовать охлаждающие жилеты при температуре воздуха выше 31 градуса Цельсия. В 2026 году эта система станет обязательной и будет интегрирована в конструкцию болидов.
Однако на данный момент жилеты остаются опциональными, и их использование ограничено минимальной массой болида, установленной FIA на уровне 798 кг. Оливер Берман объяснил, почему его команда пока не может применять эту технологию:
Берман отметил, что некоторые команды, у которых есть запас по массе болида, уже используют жилеты, что создаёт неравные условия:
По словам пилота Haas, изначальная конструкция жилета была неэффективной, но доработки сделали его заметно лучше:
Гран-при Саудовской Аравии, как отметил Берман, особенно сложен из-за высокой влажности:
Проблема заключается в весе системы охлаждения, которая добавляет лишние килограммы к болиду. Команды, такие как Haas, стремятся выжать максимум производительности, поэтому жертвуют дополнительным весом ради скорости:
Ситуация с охлаждающими жилетами подчёркивает дилемму Формулы-1: баланс между инновациями, безопасностью и равенством. В то время как FIA работает над улучшением условий для гонщиков, технический регламент пока ограничивает внедрение таких технологий для всех команд. Берман и другие пилоты ждут изменений, которые позволят им соревноваться в комфорте, особенно на таких трассах, как Джидда.