Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 07, июнь

Хаос в Барселоне: спорное решение FIA вскрыло проблему судейства

Гран-при Испании 2025 года запомнился не только триумфом McLaren, но и жаркими спорами вокруг столкновения Макса Ферстаппена и Джорджа Расселла. Решение Red Bull отдать позицию, которое оказалось ненужным, обнажило серьёзные проблемы в коммуникации между командами и FIA. Кристиан Хорнер требует изменений в судействе, чтобы избежать подобных ситуаций. Что пошло не так на трассе Каталунья и как это повлияет на будущее Формулы-1?

Хаос в Барселоне: спорное решение FIA вскрыло проблему судейства

Гран-при Испании 2025 года на трассе Каталунья стал ареной для одного из самых обсуждаемых инцидентов сезона. Столкновение Макса Ферстаппена и Джорджа Расселла после рестарта гонки, вызванного поздним появлением машины безопасности, обнажило серьёзные проблемы в судействе Формулы-1. Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull, резко раскритиковал FIA за отсутствие чётких указаний командам, что привело к ошибочному решению команды отдать четвёртую позицию Расселлу. 

Инцидент произошёл на рестарте после остановки болида Кими Антонелли из Mercedes, когда большинство лидеров сменили шины на мягкие, а Ферстаппену пришлось использовать жёсткий состав — единственный доступный Red Bull. Это сделало голландца уязвимым: сначала Шарль Леклер из Ferrari обогнал его с контактом на прямой, а затем Расселл предпринял рискованный манёвр в первом повороте, вынудив Ферстаппена выехать на зону вылета. Red Bull, опасаясь штрафа, приказала Ферстаппену уступить позицию, несмотря на его протесты. Позже стюарды FIA постановили, что Расселл не полностью контролировал свой болид, и Ферстаппену не требовалось отдавать место. Однако на предпоследнем круге, после команды инженера Джанпьеро Ламбьясе уступить позицию, Ферстаппен столкнулся с Расселлом в пятом повороте, за что получил 10-секундный штраф и три штрафных балла, доведя их общее количество до 11 — одного до автоматической дисквалификации на гонку.

Кристиан Хорнер выразил разочарование системой судейства: 

"Было бы здорово, если бы директор гонки, как рефери, ясно говорил: 'Продолжайте' или 'Верните позицию'. Командам сложно принимать решения, основываясь на прошлом опыте. Мы пытаемся предугадать, что думают стюарды и директор гонки. Было бы полезно, если бы директор гонки брал на себя ответственность и давал чёткие указания: либо играйте дальше, либо возвращайте позицию, чтобы избежать штрафа".

Ситуация усугубилась из-за изменений в коммуникации с 2022 года, введённых бывшим директором гонок Нильсом Виттихом. Ранее команды могли напрямую консультироваться с дирекцией гонки, но Виттих решил, что команды должны сами разбираться, основываясь на правилах. Хорнер считает, что новые руководящие принципы вождения сделали такие решения сложнее: 

"Макс был явно расстроен. Сначала Леклер задел его на прямой, затем Расселл нырнул в первый поворот. Правила сейчас зависят от положения передней оси. Гонщики знают их и действуют соответственно. Но был ли Расселл под контролем? Смощет ли он завершить поворот? Мы видели множество штрафов в этом году, и команда ждала наказания, поэтому мы решили отдать позицию".

Хорнер предложил обсудить проблему на следующем заседании Спортивного консультативного комитета FIA, где команды и федерация обсуждают спортивные правила. Однако не все в паддоке согласны с его позицией. Джонатан Уитли, бывший спортивный директор Red Bull, а ныне руководитель Sauber, уверен, что команды достаточно профессиональны, чтобы самостоятельно оценивать ситуации. Он привёл пример Нико Хюлькенберга, который на первом круге гонки выехал за пределы трассы, но Sauber, проанализировав данные, решила не уступать позицию, и стюарды не вынесли наказания. 

"Команды профессиональны, — сказал Уитли. — Мы тщательно изучили инцидент в первом повороте и были уверены в своей правоте. Судейство в последнее время сильно улучшилось, но это процесс, который ещё развивается. Я не видел двух одинаковых обгонов".

Хорнер также отметил, что решение Red Bull поставить Ферстаппена на жёсткие шины на рестарте, а также инциденты с Леклером и Расселлом вызвали у пилота сильное раздражение: 

"Вы могли слышать его разочарование. Он не соглашался с действиями Леклера и Расселла. Мы обсудим это внутри команды". Он отверг предложение Нико Росберга, чемпиона 2016 года, о дисквалификации Ферстаппена за инцидент с Расселлом, назвав комментарии Росберга "сенсационными".

Сам Ферстаппен позже признал свою ошибку, написав в социальных сетях:

"Наша стратегия была захватывающей, но выбор шин в конце и манёвры после рестарта вызвали моё разочарование, что привело к неверному движению, которого не должно было быть. Я всегда выкладываюсь за команду, и эмоции иногда берут верх".

Этот инцидент подчеркнул необходимость более чётких правил и коммуникации в Формуле-1. Вопрос, поднятый Хорнером, может стать ключевым для будущего судейства, особенно с учётом растущего напряжения в чемпионате, где Ферстаппен отстаёт от лидера Оскара Пиастри на 49 очков.

0 комментариев