Хаос в Барселоне: спорное решение FIA вскрыло проблему судейства
Гран-при Испании 2025 года запомнился не только триумфом McLaren, но и жаркими спорами вокруг столкновения Макса Ферстаппена и Джорджа Расселла. Решение Red Bull отдать позицию, которое оказалось ненужным, обнажило серьёзные проблемы в коммуникации между командами и FIA. Кристиан Хорнер требует изменений в судействе, чтобы избежать подобных ситуаций. Что пошло не так на трассе Каталунья и как это повлияет на будущее Формулы-1?

Гран-при Испании 2025 года на трассе Каталунья стал ареной для одного из самых обсуждаемых инцидентов сезона. Столкновение Макса Ферстаппена и Джорджа Расселла после рестарта гонки, вызванного поздним появлением машины безопасности, обнажило серьёзные проблемы в судействе Формулы-1. Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull, резко раскритиковал FIA за отсутствие чётких указаний командам, что привело к ошибочному решению команды отдать четвёртую позицию Расселлу.
Инцидент произошёл на рестарте после остановки болида Кими Антонелли из Mercedes, когда большинство лидеров сменили шины на мягкие, а Ферстаппену пришлось использовать жёсткий состав — единственный доступный Red Bull. Это сделало голландца уязвимым: сначала Шарль Леклер из Ferrari обогнал его с контактом на прямой, а затем Расселл предпринял рискованный манёвр в первом повороте, вынудив Ферстаппена выехать на зону вылета. Red Bull, опасаясь штрафа, приказала Ферстаппену уступить позицию, несмотря на его протесты. Позже стюарды FIA постановили, что Расселл не полностью контролировал свой болид, и Ферстаппену не требовалось отдавать место. Однако на предпоследнем круге, после команды инженера Джанпьеро Ламбьясе уступить позицию, Ферстаппен столкнулся с Расселлом в пятом повороте, за что получил 10-секундный штраф и три штрафных балла, доведя их общее количество до 11 — одного до автоматической дисквалификации на гонку.
Кристиан Хорнер выразил разочарование системой судейства:
Ситуация усугубилась из-за изменений в коммуникации с 2022 года, введённых бывшим директором гонок Нильсом Виттихом. Ранее команды могли напрямую консультироваться с дирекцией гонки, но Виттих решил, что команды должны сами разбираться, основываясь на правилах. Хорнер считает, что новые руководящие принципы вождения сделали такие решения сложнее:
Хорнер предложил обсудить проблему на следующем заседании Спортивного консультативного комитета FIA, где команды и федерация обсуждают спортивные правила. Однако не все в паддоке согласны с его позицией. Джонатан Уитли, бывший спортивный директор Red Bull, а ныне руководитель Sauber, уверен, что команды достаточно профессиональны, чтобы самостоятельно оценивать ситуации. Он привёл пример Нико Хюлькенберга, который на первом круге гонки выехал за пределы трассы, но Sauber, проанализировав данные, решила не уступать позицию, и стюарды не вынесли наказания.
Хорнер также отметил, что решение Red Bull поставить Ферстаппена на жёсткие шины на рестарте, а также инциденты с Леклером и Расселлом вызвали у пилота сильное раздражение:
Сам Ферстаппен позже признал свою ошибку, написав в социальных сетях:
Этот инцидент подчеркнул необходимость более чётких правил и коммуникации в Формуле-1. Вопрос, поднятый Хорнером, может стать ключевым для будущего судейства, особенно с учётом растущего напряжения в чемпионате, где Ферстаппен отстаёт от лидера Оскара Пиастри на 49 очков.