Гран-при Бельгии: почему старт задержали на 80 минут
Воскресная гонка на легендарной трассе Спа-Франкоршам началась с заметной задержкой, что вызвало бурные обсуждения среди фанатов Формулы-1. Что стало причиной столь долгого ожидания старта Гран-при Бельгии, и как это повлияло на ход гонки? Разбираем ключевые моменты и мнения участников.

Гран-при Бельгии начался с прокатного старта и нескольких кругов за машиной безопасности — на 80 минут позже запланированного времени. Что вызвало такую продолжительную задержку на трассе Спа-Франкоршам? Утренний ливень напомнил многим в паддоке о событиях 2021 года, когда непрекращающийся дождь в Арденнах свел гонку к двум кругам за машиной безопасности. Спустя четыре года повторения того сценария удалось избежать, но гонка, несмотря на все предпосылки — легендарную трассу, интересную стартовую решетку и влажные условия, — не стала захватывающей. Поздний старт лишил болельщиков потенциальной дождевой классики, превратив гонку в преимущественно сухую.
После финиша мнения в паддоке разделились. Карлос Сайнс, выступающий за Williams, выразил уважение к решениям дирекции гонки: «На трассе вроде Спа, особенно с учетом ее недавней истории, лучше перестраховаться». Руководитель Ferrari Фредерик Вассёр отметил, что судить задним числом легко, но команды первыми бы раскритиковали дирекцию, если бы ранний старт привел к проблемам.
В то же время Red Bull удивилась длительной задержке. Хельмут Марко признал, что команда выбрала неподходящую конфигурацию машины для реальных условий, но намекнул, что «с правильным директором гонки» настройки были бы верными. Макс Ферстаппен также остался недоволен решениями дирекции: «Если видимость плохая, всегда можно сбросить скорость».
Как выяснил Autosport после гонки, задержка стала результатом нескольких факторов и поэтапных решений. Изначально FIA планировала начать гонку в 15:00 по местному времени с прогревочного круга за машиной безопасности — стандартная процедура в таких условиях. Во время этого круга дирекция гонки прислушивалась к отзывам пилотов.
По данным FIA, почти все гонщики сообщили, что видимость была недостаточной для старта. Лишь один пилот был готов начать гонку немедленно — Макс Ферстаппен. Голландец по радио заявил, что нескольких кругов за машиной безопасности хватило бы, чтобы убрать большую часть стоячей воды с трассы. Алекс Албон, пилотировавший свою машину, разделял схожую точку зрения, считая, что стоит проехать несколько кругов до прихода нового дождя. Однако, основываясь на мнении большинства пилотов, был показан красный флаг. FIA сначала рассматривала возобновление гонки после 10-минутной паузы, но правила требуют, чтобы дирекция гонки заранее выдавала командам предупреждение за 10 минут до рестарта. В этот момент прогноз показал новый дождь, что исключило быстрый рестарт.
Почему не запустили трехчасовой гоночный таймер?
Этот вопрос вызвал споры даже среди команд. McLaren сообщила Ландо Норрису в боксах, что таймер еще не запущен, так как гонка официально не началась. Однако руководитель Haas Аяо Комацу трактовал ситуацию иначе. Путаница объяснима. Статья 5.4d спортивного регламента гласит:
Именно это произошло в 15:00 по местному времени. Однако FIA уточнила, что эта статья применяется только при фактическом прерывании гонки, а не во время стартовой процедуры. Таким образом, гонка официально не началась, и условия закрытого парка сохранялись. Команды не могли менять настройки машин в ожидании более сухих условий.
Это, вероятно, ударило по командам с настройками на высокую прижимную силу, включая Red Bull. Однако руководитель команды Лоран Мекис позже пояснил, что они бы не стали менять настройки, даже если бы это было разрешено:
Когда гонка все же началась, дополнительные круги за машиной безопасности и решение о прокатном старте были вызваны несколькими факторами. По данным FIA, дождь после красного флага длился около 30 минут. Затем официальные лица подождали еще немного, прежде чем в 16:00 по местному времени отправили медицинскую машину на трассу для оценки состояния покрытия. Алан ван дер Мерве сообщил дирекции гонки, что на нескольких участках все еще оставалась стоячая вода, и порекомендовал дать стюардам еще 10 минут на очистку трассы. Это сдвинуло предупреждение о 10 минутах до 16:10, а выезд машин из боксов — до 16:20. Примечательно, что FIA изначально объявила о «возобновлении гонки», но позже исправилась, так как гонка официально не начиналась.
Когда пилоты вернулись на трассу, план состоял в том, чтобы провести два круга за машиной безопасности. Льюис Хэмилтон и другие гонщики на этом этапе считали, что можно начинать гонку. Однако дирекция гонки сочла, что брызги на прямой Кеммель, особенно после поворота Райдйон, все еще представляют опасность. Этот участок трассы остается коварным даже в сухих условиях при инцидентах. Поэтому был добавлен еще один круг за машиной безопасности.
Четвертый круг понадобился для другого решения: стартовать с места или с хода. Болельщики, конечно, надеялись на старт с места, и погодные условия, возможно, это позволяли. Однако FIA учитывала состояние стартовой решетки: на сухой стороне было значительно больше сцепления, тогда как на влажной оставались лужи, что создавало неравные условия и потенциальную угрозу безопасности для половины пелотона.
Спа вновь обнажила проблемы Формулы-1 в дождевых условиях
В итоге зеленый флаг был показан с задержкой более чем на 90 минут. Макс Ферстаппен прокомментировал:
Этот день в очередной раз подчеркнул трудности Формулы-1 в дождевых условиях. Большинство пилотов по-прежнему недовольны дождевыми шинами Pirelli — изменения ожидаются в 2026 году, — но главная проблема остается в брызгах. В сочетании с репутацией Спа это привело к осторожному подходу в воскресенье. Некоторые команды в паддоке сочли его излишне консервативным, но для FIA безопасность была абсолютным приоритетом. Найти баланс между безопасностью и зрелищем остается сложной задачей.