Написать

За какую команду вы болеете?

Новости
F1
Новости 13, август

FIA собирается предотвратить доминирование одной команды в Формуле-1 с 2026 года

Сезон 2026 года в Формуле-1 обещает стать переломным благодаря радикальным изменениям в техническом регламенте. Новые правила для шасси и силовых установок, по мнению FIA, сделают гонки более конкурентными и предотвратят повторение эпохи доминирования Mercedes, начавшейся в 2014 году. Что ждёт болельщиков и как федерация планирует сохранить интригу в чемпионате?

FIA собирается предотвратить доминирование одной команды в Формуле-1 с 2026 года

В 2026 году Формула-1 вступит в новую эру с радикальными изменениями в регламенте шасси и силовых установок. Технические директора команд называют это самым масштабным пересмотром правил за последние полвека.

Болельщики и пилоты выражают обеспокоенность по поводу возможного дисбаланса в гонках. Многие опасаются, что новый регламент может привести к долгосрочному доминированию одного производителя, как это было в 2014 году, когда Mercedes благодаря превосходству своей силовой установки завоевала все чемпионские титулы до 2020 года.

Почему FIA не боится повторения доминирования Mercedes

FIA уверена, что в новой эре Формулы-1, начинающейся в 2026 году, история 2014 года не повторится. Николас Томбазис, директор по одноместным машинам FIA, в интервью Motorsport.com заявил: 

«Я не думаю, что мы столкнёмся с ситуацией, когда один производитель получит такое огромное преимущество, как это было в 2014 году».

По словам Томбазиса, новая формула силовых установок менее сложна, несмотря на значительное увеличение электрической мощности: «Силовые установки всё ещё не так просты, как нам бы хотелось. Мы стремились к ещё большему упрощению, но столкнулись с сопротивлением. Тем не менее, они проще текущего поколения двигателей. Мы убрали MGU-H, ввели более строгие ограничения, поэтому разрывы в производительности не будут такими большими, как в 2014 году».

В 2014 году MGU-H стал ключевым фактором, обеспечивающим преимущество, но его дороговизна создавала трудности для команд. В 2026 году этот компонент исчезнет, что уравняет шансы новичков и снизит затраты на разработку.

Как будет работать система уступок

Тем не менее, нельзя исключать, что один производитель может стартовать успешнее остальных, особенно учитывая, что не все компании готовы делиться данными о своих новых двигателях. Однако FIA учла уроки 2014 года и внедрила в регламент 2026 года механизм уступок, позволяющий отстающим производителям сократить разрыв.

«У нас есть новички, и на старте нового цикла всегда есть риск расхождений в производительности», — отметил Томбазис. «Кроме того, теперь действует ограничение бюджета для производителей силовых установок».

Это означает, что отстающие компании не смогут просто вливать неограниченные средства в разработку двигателей. Для этого FIA разработала новую систему.

«Поэтому мы ввели концепцию ADUO — дополнительные возможности для разработки и модернизации», — пояснил Томбазис. «Эта система была проработана с самого начала, а в последние месяцы мы уточнили детали её работы».

Как это работает? 

«Примерно каждые пять-шесть гонок мы будем измерять среднюю производительность силовых установок каждого производителя. Те, кто окажется ниже определённого уровня, получат преимущества, которые накапливаются в течение года. Эти преимущества включают дополнительный бюджет на разработку, больше часов на динамометрических стендах и возможность новой омологации двигателя. Это даст отстающим шанс ускорить процесс и догнать лидеров».

Согласно техническому регламенту 2026 года, оценка производительности будет проводиться после первых пяти гоночных уикендов каждого сезона в период с 2026 по 2030 год: 

«FIA будет отслеживать производительность двигателей внутреннего сгорания (ДВС) всех силовых установок, поставляемых производителями своим клиентам. Для каждого ДВС будет рассчитана средняя мощность. Методика расчёта указана в приложении к регламенту. Производитель, чей ДВС окажется более чем на 3% ниже самого мощного двигателя, получит дополнительные возможности для разработки и модернизации».

Эти возможности прописаны в таблице приложения 3 технического регламента. Специальная колонка ADUO указывает, какие компоненты ДВС можно улучшать, если производитель получит этот статус. Обычно эти компоненты замораживаются на определённый период, но с ADUO их можно модифицировать, чтобы сократить отставание.

FIA отвергает любые намёки на баланс производительности

Система направлена на предотвращение долгосрочного доминирования, но Томбазис подчёркивает, что это не баланс производительности, как в чемпионате мира по гонкам на выносливость:

«Я категорически отвергаю любые предположения о балансе производительности. Регламент одинаков для всех. Мы не даём никому больше объёма двигателя или топлива».

«Если бы не было ограничения бюджета, отстающие могли бы вложить огромные суммы в разработку. Когда Honda отставала в 2016–2017 годах, ей пришлось потратить значительные средства, чтобы догнать лидеров. При ограничении бюджета без такой системы отстающий производитель мог бы навсегда остаться позади, что было бы несправедливо. Производители силовых установок активно сотрудничали по этому вопросу».

FIA также работает над механизмом поддержки производителей, столкнувшихся с серьёзными проблемами надёжности, что особенно актуально на старте новой эры:

«Мы разрабатываем инициативу для случаев, когда у производителя возникают серьёзные проблемы с надёжностью. Представьте, что двигатель выходит из строя каждый гоночный уикенд, а каждый двигатель стоит дорого. В таком случае бюджет быстро исчерпывается, и приходится сокращать разработку, чтобы уложиться в лимит. Это было бы ужасной ситуацией».

«Мы обсуждаем меры, которые скоро будут утверждены. Если производитель использует больше определённого числа двигателей, он получит послабления в бюджете. Двигатели сверх лимита будут учитываться в бюджете по минимальной стоимости. Конечно, их реальная цена не уменьшится, но это защитит производителей от ситуации, когда они не могут реагировать из-за ограничений бюджета».

Более простая формула силовых установок в сочетании с этими мерами должна предотвратить повторение сценария 2014 года и сохранить конкурентность в Формуле-1 — по крайней мере, в части двигателей.

0 комментариев