Существует ли проблема видимости в дождевых гонках Формулы-1?
Дождевые гонки в Формуле-1 всегда были испытанием для пилотов, команд и организаторов. Гран-при Бельгии 2025 года, омраченный сильным дождем и задержкой старта, вновь поднял вопрос о безопасности и видимости в таких условиях. Текущие болиды создают мощный водяной шлейф, что делает гонки в дождь крайне опасными. Эксперты и пилоты обсуждают, как решить эту проблему, а FIA ищет новые подходы к улучшению условий на трассе.

Глава спортивного регламента Red Bull Стивен Ноулз считает, что Формула-1 сталкивается с фундаментальной проблемой видимости в дождевых условиях. Этот вопрос стал особенно актуальным после Гран-при Бельгии 2025 года, когда старт гонки был отложен на 80 минут из-за сильного ливня.
В подкасте The Inside Track Ноулз объяснил, почему современные болиды создают столько водяного шлейфа, что существенно ухудшает видимость в дождь:
"С текущими болидами у нас серьезные проблемы с видимостью. Они поднимают огромное количество воды, потому что имеют большие размеры и генерируют мощную прижимную силу за счет днища, которое буквально всасывает воду с трассы в воздух."
Ноулз отметил, что даже при более раннем старте гонки ситуация вряд ли кардинально изменилась бы:
"Мы могли бы начать чуть раньше, но это не решило бы проблему полностью. Видимость остается ключевой проблемой, и я не завидую дирекции гонки в таких условиях."
Трасса Спа-Франкоршам в дождь не раз становилась местом трагедий. За последние шесть лет здесь произошли аварии, унесшие жизни Антуана Юбера и Дилано ван ’т Хоффа. Ноулз подчеркнул риски:
FIA активно работает над решением проблемы водяного шлейфа. Были проведены тесты с использованием брызговиков, призванных уменьшить выброс воды из-под колес. Однако испытания показали, что основная часть шлейфа создается задним диффузором, а не колесами. Глава отдела одноместных гоночных серий FIA Николас Томбазис подтвердил в интервью Motorsport.com, что эти тесты завершены:
Томбазис добавил, что текущие исследования приостановлены, но FIA продолжает искать альтернативные способы предотвращения отмен гонок из-за дождя:
Задержка Гран-при Бельгии вызвала критику со стороны Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона, которые считали, что гонку можно было начать раньше. Однако пилот Ferrari Шарль Леклер поддержал решение дирекции гонки, подчеркивая важность безопасности.
Новые правила 2026 года могут частично решить проблему. Болиды следующего сезона будут оснащены меньшими диффузорами, а их зависимость от эффекта граунд-эффекта снизится. Кроме того, будут использоваться более узкие шины, что также может уменьшить водяной шлейф.