Гран-при Италии 2025: ключевые факты и интриги уикенда
В преддверии Гран-при Италии 2025 на легендарной трассе Монца фанаты Формулы-1 готовятся к захватывающему уикенду, полному скорости и эмоций. Этот этап, 16-й в календаре сезона, обещает напряжённую борьбу, ведь команды и пилоты выходят на старт после яркого Гран-при Нидерландов. Представляем ключевые факты, статистику и прогнозы, которые помогут разобраться в раскладе сил перед гонкой.
Гран-при Италии 2025: ключевые факты и интриги уикенда
Формула-1 переезжает из Зандворта в Монцу, где в эти выходные пройдёт Гран-при Италии — 16-й этап сезона 2025 года. Первые и вторые свободные заезды состоятся в пятницу, 5 сентября, финальная практика и квалификация — в субботу, 6 сентября, а сама гонка запланирована на воскресенье, 7 сентября.
Ключевые характеристики трассы
Первое Гран-при: 1950 год
Длина трассы: 5,793 км
Рекорд круга: 1:21.046 (Рубенс Баррикелло, Ferrari, 2004)
Больше всего поулов: Льюис Хэмилтон (7)
Больше всего побед: Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон (5)
Интересный факт: Гран-при Италии присутствует в календаре Формулы-1 с первого сезона 1950 года. Монца принимала все гонки, кроме 1980 года, когда этап прошёл в Имоле.
Расстояние от поула до зоны торможения в первом повороте: 472 метра
Обгонов в 2024 году: 71
Вероятность появления машины безопасности: 50% (на основе последних восьми гонок в Монце)
Вероятность виртуальной машины безопасности: 38%
Потеря времени на пит-стопе: 24,3 секунды
Мнение пилота
Джолион Палмер, бывший гонщик Renault:
"Монца — уникальная трасса, но в то же время одна из самых простых. Здесь используется низкая прижимная сила, а всё начинается с торможения перед шиканой в первом секторе. Главное — заставить болид остановиться максимально плавно в первом повороте.
В среднем секторе повороты Лесмо доставляют больше удовольствия, чем кажется. Они имеют небольшой уклон, что позволяет нести хорошую скорость. Нужно грамотно выбрать траекторию, слегка притормозить и пройти Лесмо 2.
В Аскари (повороты 8, 9, 10) слишком высокая скорость может привести к вылету на гравий, особенно в первой части. Там же трасса довольно неровная. Если правильно пройти восьмой поворот, можно уверенно атаковать девятый и десятый, чтобы выехать на Параболику, или Курву Альборето, названную в честь Микеле Альборето.
Раньше гравий в финальном повороте добавлял остроты, но теперь его заменили асфальтовые зоны вылета, что немного снизило азарт. Тем не менее, атаковать Параболику всё ещё захватывающе — нужно максимально использовать внешнюю траекторию, чтобы сохранить скорость, и как можно раньше нажать на газ, устремляясь на главную прямую. Несмотря на изменения, Монца остаётся потрясающей скоростной трассой."
Последние пять обладателей поула в Монце
2024: Ландо Норрис (McLaren)
2023: Карлос Сайнс (Ferrari)
2022: Шарль Леклер (Ferrari)
2021: Макс Ферстаппен (Red Bull)
2020: Льюис Хэмилтон (Mercedes)
Последние пять победителей Гран-при Италии
2024: Шарль Леклер (Ferrari)
2023: Макс Ферстаппен (Red Bull)
2022: Макс Ферстаппен (Red Bull)
2021: Даниэль Риккардо (McLaren)
2020: Пьер Гасли (AlphaTauri)
Шины и стратегия
В превью Pirelli сказано:
"Составы шин не изменились по сравнению с прошлым годом, когда трасса в Монце была только что заасфальтирована. Используются C3 (жёсткий), C4 (средний) и C5 (мягкий). За год покрытие немного состарилось, но это вряд ли серьёзно повлияет на выбор стратегий. Болиды используют минимальную прижимную силу.
Скорее всего, команды предпочтут жёсткие и средние составы для гонки. Уровень износа шин должен быть ниже, чем в прошлом году, так как трасса уже обкатана.
Время, теряемое на пит-стопе, одно из самых больших в сезоне, поэтому команды будут стремиться к длинным отрезкам, контролируя деградацию шин, чтобы ограничиться одним пит-стопом.
Обгоны в Монце затруднены из-за сниженной эффективности DRS при минимальной прижимной силе. Это делает одностоповую стратегию более предпочтительной. Однако высокие температуры в Ломбардии в сентябре могут ускорить износ шин, что сделает двухстоповую стратегию конкурентоспособной."
Текущая форма команд
McLaren сохранила преимущество на Гран-при Нидерландов, укрепив лидерство в командном зачёте. Однако в борьбе за титул пилотов произошёл поворот: Ландо Норрис сошёл из-за технической неисправности, а его напарник Оскар Пиастри одержал уверенную победу, увеличив отрыв в чемпионате до 34 очков.
Норрис назвал результат в Зандворте "разочаровывающим", но отметил, что высокая скорость McLaren внушает оптимизм: "Это успокаивает, и я с нетерпением жду следующей гонки." В Монце 25-летний британец намерен отыграться.
Пиастри же приезжает в Италию на волне успеха, уверенно выиграв прошлую гонку. Сможет ли он продолжить победную серию в Монце?
Ferrari выступает на домашней трассе, где Шарль Леклер одержал яркую победу в прошлом году. После двойного схода в Зандворте команда жаждет реабилитироваться перед своими тифози.
Mercedes стремится обойти Ferrari в борьбе за второе место в командном зачёте, а Макс Ферстаппен, занявший подиум в Зандворте, остаётся грозной силой за рулём Red Bull. Средняя группа команд также обещает интригу, так что уикенд будет насыщенным.
Знаковый момент
Монца присутствует в календаре Формулы-1 почти каждый год с 1950 года, и её история полна незабываемых эпизодов. Один из них случился в 2008 году, когда молодой Себастьян Феттель поразил всех, завоевав первый поул и победу на дождливом Гран-при Италии за рулём Toro Rosso.
Спустя всего год после дебюта в Формуле-1 с командой, поддерживаемой Red Bull, Феттель мастерски справился с мокрой трассой, опередив фаворитов как в квалификации, так и в гонке. Этот триумф стал одним из самых ярких успехов аутсайдеров в истории Формулы-1 и открыл Феттелю путь к четырём чемпионским титулам и 52 победам.