Сердце вещания F1
Миллионы глаз прикованы к экранам, где разворачивается драма Формулы-1, а за кулисами кипит невидимая работа, полная напряжения и точных расчетов. Я, как давний комментатор этих баталий, всегда поражался, насколько хрупка эта паутина технологий, что связывает трассу с вашим телевизором. Давайте нырнем глубже в этот мир, где каждая секунда на счету, и разберем, что делает трансляции по-настоящему захватывающими.
В наше время, в XXI веке, так просто воспринимать отменное качество телевизионных трансляций Формулы-1 как нечто само собой разумеющееся, или же недооценивать тот арсенал технологий и армию специалистов, которые вдыхают жизнь в эти эфиры. На Гран-при Венгрии СМИ решили копнуть поглубже в Технический Центр Мероприятия (ETC), что располагается на каждой гонке и играет ключевую роль в часах вещания, которые смотрит весь мир, – и все это в тесном взаимодействии с Медиа и Технологическим Центром F1 в Биггин-Хилл, Великобритания.
Этот ETC – целых 375 квадратных метров, настоящий узел вещательных операций на уик-энде. Здесь теснится оборудование и люди, без которых то, что вы видите по телевизору, просто немыслимо, – и дело не только в самой производстве, но и в том, чтобы вся периферия по трассе, включая оптоволоконные кабели от Tata Communications, петли хронометража, антенны данных, камеры, микрофоны (их около 160) и многое другое, работала как часы. В сердце всего этого – партнерство F1 с глобальным технологическим гигантом Lenovo, который поставляет львиную долю аппаратного обеспечения для ETC.
Lenovo впервые окунулся в мир Формулы-1 как спонсор Williams в 2007-м (см. фото выше), когда команда взяла на вооружение ПК-технологии Lenovo во всех аспектах своего дела. Потом переключился на McLaren с 2009-го по 2012-й, а в 2019-м вернулся с Ferrari на два года. В 2022-м стал 'официальным партнером' F1, а в этом сезоне статус подняли до 'глобального партнера' через новую сделку. То, что они делают вместе, ярко показывает, насколько широки рамки такого сотрудничества.
"Партнерство стартовало четыре года назад как официальный технологический партнер", – делится директор по глобальным спонсорствам и активациям Lenovo Лара Родини.
"Для Формулы-1 была насущная потребность в технологиях, чтобы поднять операции не только на трассе, но и в Биггин-Хилл".
То, что напрямую касается того, что вы видите на экране, делает партнерство Lenovo одним из самых релевантных для рядового болельщика в F1. Помимо обычных коммерческих плюшек вроде экспозиции и промо-акций, ETC забит оборудованием от Lenovo, которое жонглирует 600 ТБ данных за уик-энд, требуя свыше 1500 устройств для этого чуда.
"У нас есть люди по маркетингу и коммуникациям", – говорит Родини.
"Я веду команду глобальных спонсорств. У меня пять специалистов, полностью посвященных этому, они всегда на связи с Формулой-1.
Затем у нас есть один технический лидер, который координирует большую группу внутри компании, работающую напрямую с Формулой-1. Так что здесь, на месте, один технарь, но за ним – целая команда, в основном удаленная. И эта команда поддерживает продукты и услуги. Когда я говорю продукты, имею в виду весь ассортимент – ноутбуки, планшеты, мониторы, серверы, смартфоны Motorola. Но на трассе, по сути, один человек".
То, что на месте нужен всего один специалист, красноречиво говорит о надежности этой техники. Конечно, работоспособность оборудования – это аксиома в такой сделке, но добиться этого не всегда просто, учитывая экстремальные условия, в которых приходится трудиться этим машинам. Ведь помимо переменчивой погоды на уик-эндах, все это добро постоянно кочует по миру, и нельзя допустить, чтобы тряска или перелеты вывели его из строя.
"Это идеальное определение – экстремальные условия", – отмечает Родини.
"Мы снабжаем Формулу-1 широким портфелем продуктов, и всегда учитываем разные погодные вызовы, с которыми сталкивается наша техника: жара, холод, пыль и прочее. А то, что мы предлагаем им, доступно всем нашим клиентам – вот почему это важная витрина".
ETC должен работать в унисон с тем, что по сути является 'центром управления' в Биггин-Хилл. Там требуется технология для минимизации задержек, чтобы взаимодействие шло в реальном времени – это называется виртуализацией, с задержкой всего 0,25 секунды, независимо от того, насколько далеко от Британии проходит гонка.
"Они действуют как единое целое", – подчеркивает Родини.
"То, что мы смогли оснастить столько людей и наладить правильную связь между трассой, ее окрестностями и Биггин-Хилл, реально повышает эффективность и помогает срезать расходы. Мы привыкли говорить, что они принимают решения за доли секунды, так что это цель, это фокус. И оно работает".
Когда речь заходит об улучшении производительности, неизбежно всплывает ИИ. В мире, где простое упоминание ИИ часто воспринимается как подтверждение какого-то расплывчатого прогресса, который никто толком не может объяснить, в партнерстве F1 и Lenovo есть осязаемые, реальные выгоды, которые делают это не просто модным словом.
"Формула-1 тестирует наши продукты с ИИ", – рассказывает Родини. "Они опробовали наш новейший ноутбук [ThinkPad X9 Aura Edition] в Китае и смогли поднять общую производительность на 30%, что огромный успех. Есть другие проекты в тесте, и мы надеемся на важные анонсы впереди.
Еще один интересный проект – Fast Start Service, который помогает Формуле-1 лучше выявлять и кадрировать изображения, что потом идет фанатам по всему миру. Так что это направление, это будущее. Мы продолжаем поддерживать их всем нашим арсеналом. Хотим усилить вычислительную мощь, поднять производительность, и ИИ в том числе".
Такие технологии жизненно важны, чтобы 300 сотрудников, разделенных между ETC и Биггин-Хилл, могли оживить уик-энд гонок. И помните, тут не только технологический вызов, но и чисто человеческий – мониторить каждую из тех камер на трассе и onboard, радиопереговоры, виды из паддока, чтобы в реальном времени сплести повествование уик-энда. Трансляции живого спорта в последние годы пережили революцию, а в F1 это вдвойне так, и темп технологического прогресса сейчас намекает, что еще более радикальные перемены – за углом.
"Не думаю, что люди полностью осознают, что творится, пока мы все на трассе, и что на самом деле делает Формула-1, потому что мы в этом мире, мы знаем, насколько тяжело собрать всю информацию и выдать ее за секунды", – говорит Родини.
"Мы хотим, чтобы наша аудитория, наши фанаты, получали максимум от того, что мы даем. В итоге, мы стремимся приблизить их еще ближе к их страсти.
А может, будущее уже стучится? Кто знает, правда?"