Угроза проколов в Катаре: Pirelli и FIA бьют тревогу из-за глубоких порезов шин
Очередной гоночный уик-энд на скоростной трассе Лосаил начался не только с плотной борьбы в протоколах, но и с тревожных новостей из технических штабов. Пока команды настраивали болиды под ночные условия пустыни, инженеры столкнулись с непредвиденным фактором, способным перевернуть ход всего этапа. Гравийные ловушки, призванные удерживать гонщиков в пределах белых линий, превратились в настоящий режущий инструмент для мягкой гоночной резины.
Разные судьбы претендентов на титул стали главной темой заголовков после квалификации к спринту Формулы-1 в Катаре: Оскар Пиастри завоевал поул, в то время как Ландо Норрис смог показать лишь третье время, а Макс Ферстаппен на страдающем от раскачки Red Bull был отброшен на шестую позицию.
Однако за кулисами развивалась куда более тревожная техническая ситуация: поставщик шин для Формулы-1 выявил серьезные повреждения, вызванные гравием, который выносится на полотно трассы. Pirelli и FIA будут внимательно следить за развитием событий по ходу уик-энда на случай возникновения потенциальных проблем с безопасностью.
«У нас было несколько порезов на протекторе, пострадали колеса на всех четырех позициях», — сообщил главный инженер Pirelli Симоне Берра.
«В основном это связано с гравийными ловушками, которые здесь установлены. Автодром добавил три или четыре полосы гравия по сравнению с прошлым сезоном, и, очевидно, когда гонщики атакуют на пределе, они выносят часть камней на гоночную траекторию, из-за чего мы наблюдаем довольно глубокие порезы».
«Некоторые из них были очень глубокими».
Порезы и проколы вызывают особое беспокойство на этой трассе, учитывая высокие скорости в поворотах. Шины находятся под значительным давлением из-за огромных боковых нагрузок, именно поэтому здесь используются самые жесткие составы резины в линейке.
Из-за высокого износа, наблюдавшегося во время прошлогодней гонки, Pirelli также ввела ограничение в 25 кругов на один комплект в эти выходные. Это не означает, что комплекты выбрасываются после использования; например, в 19-круговой спринтерской гонке большинство команд, прошедших первый сегмент квалификации, вероятно, повторно используют комплекты, на которых они ездили во втором сегменте (SQ2), где большинство преодолело около шести кругов. Mercedes, чьи гонщики проехали только одну серию кругов в первом сегменте (SQ1), могут снова использовать эти шины, не превышая лимит.
Еще одним следствием высокоскоростной конфигурации трассы Лосаил является необходимость физически удерживать пилотов от злоупотребления пределами трассы. Изначальным решением было создание высоких выступов на поребриках, но острые края на их внутренней стороне разрушали боковины шин при наезде на них.
Перед прошлогодним этапом организаторы «срезали» верхние грани этих поребриков, чтобы убрать острые углы, и стратегически разместили узкие полосы гравия на границах поребриков в критически важных поворотах. Когда это решение показалось рабочим, они добавили дополнительные гравийные полосы на выходах из 6-го и 10-го поворотов — самых узких на трассе, а также в 16-м повороте, который выводит на главную прямую.
Гравийная полоса в 14-м повороте, финальном сегменте связки быстрых правых виражей, была расширена и теперь начинается раньше, так как это зона, где гонщики стараются сохранить максимальную скорость, и малейшая ошибка может отправить машину на поребрик.
«Он [гравий] довольно острый, потому что он очень легко создавал эти порезы, и, да, кажется, он острее или более режущий, чем на других трассах», — отметил Симоне Берра.
«Я видел пару порезов, которые были довольно глубокими, так что они достигли конструкции шины».
«К счастью, они не повредили корд, но, очевидно, если обнажить конструкцию и постоянно проезжать по этому гравию, возникает риск получить прокол. В квалификации и квалификации к спринту гонщики выходят за пределы допустимого гораздо чаще, чем во время самого спринта или гонки».
«В гонках они стараются держаться в пределах трассы чуть больше, поэтому во время спринта и воскресного заезда это может вызывать меньше опасений. Но, безусловно, мы хотим держать руку на пульсе и в этом вопросе».
Вопрос выбора между гравийными ловушками и асфальтовыми зонами вылета остается болезненным на протяжении последних трех десятилетий. В эпоху правления Берни Экклстоуна в качестве владельца коммерческих прав наблюдалось стремление к асфальту, главным образом потому, что болиды, застрявшие в гравии, выбывали из борьбы, а уменьшение количества машин на трассе считалось вредным для зрелищности.
Трассы, принимавшие мотогонки — а катарский трек изначально был построен именно для этой цели, — также стремились избавиться от гравийных ловушек из-за их тенденции усиливать травматизм при падении мотогонщиков, а не смягчать его, о чем свидетельствует авария, оставившая парализованным легендарного Уэйна Рейни.
Однако асфальт требует больших зон безопасности, что означает необходимость отодвигать трибуны дальше, а относительное отсутствие последствий за выезд за пределы трассы побуждает гонщиков больше рисковать.
По этим причинам пилоты Формулы-1 демонстрируют противоречивое отношение к гравийным зонам вылета: с одной стороны, они призывают вернуть гравий, когда видят, как соперники злоупотребляют асфальтовыми зонами, а с другой — жалуются, когда их собственные круги портятся из-за гравия, вынесенного на полотно.
В Катаре одним из таких недовольных стал гонщик Haas Оливер Берман.
«Для меня проблема заключалась в том, что на последнем круге я ехал за кем-то, кто постоянно вылетал, поэтому на трассе было много мусора, гравия, что на самом деле является главной проблемой этого трека», — сказал он после того, как выбыл во втором сегменте квалификации к спринту.
«Вы знаете, многие из нас жалуются на гравий. По нашему мнению, это не лучший способ решения проблем, потому что в итоге мы получаем то, что имеем — гравий повсюду, который повреждает шины и портит быстрые круги».
Невозможно угодить всем и всегда, поэтому эти гравийные полосы являются компромиссом, с которым участникам приходится мириться при посещении этого автодрома — наряду со всеми потенциальными последствиями, которые это влечет за собой. К ним могут относиться выезды машины безопасности или даже остановка гонки для очистки трассы.
«На данный момент мы, скажем так, не обеспокоены», — подытожил Симоне Берра. — «Но нам нужно учитывать любые возможные последствия во время спринта или гонки, если ситуация создаст какие-либо проблемы для резины или потенциальные проколы».
«Очевидно, что FIA также будет следить за ситуацией с гравием на трассе, и они, возможно, используют красные флаги или машину безопасности, чтобы очистить полотно».